ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2943/2021 от 13.10.2021 Рязанского областного суда (Рязанская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2021 года город Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Хмельниковой Е.А.,

судей Лукашевича В.Е., Логвина В.Н.,

при секретаре Поповой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Рязанской области к Нурбекяну Вартану Шураевичу о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, штрафа, пени и административному исковому заявлению Нурбекяна Вартана Шураевича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Рязанской области о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

по апелляционной жалобе Нурбекяна Вартана Шураевича на решение Ряжского районного суда Рязанской области от 25 июня 2021 года, которым административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области удовлетворено и отказано в удовлетворении административного искового заявления Нурбекяна Вартана Шураевича.

Изучив материалы дела, заслушавдоклад судьи Лукашевича В.Е.,объяснения представителя межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области по доверенности Батюниной В.В.,обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Рязанской области обратилась в Ряжский районный суд Рязанской области с административным иском к Нурбекяну В.Ш. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, штрафа и пени.

В обоснование заявленных требований межрайонная ИФНС России № 7 по Рязанской области указала, что в отношении Нурбекяна В.Ш. на основании решения межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области от 3 сентября 2019 года проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой 16 марта 2020 года вынесено решение о привлечении Нурбекяна В.Ш. к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе данной проверки установлено, что 13 июля 2017 года Нурбекяном В.Ш. в межрайонную ИФНС России № 7 по Рязанской области представлена декларация кадастровым номером , общей площадью 48 896 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, рабочий поселок Александро-Невский; здания проходной - весовой с кадастровым номером , общей площадью 25.5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; здания котельной с кадастровым номером , общей площадью 587.1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; очистных сооружений производительностью 1 140 куб.м/сутки с кадастровым номером , площадью 407.5 кв. м, расположенных по адресу: <адрес>; здания склада с кадастровым номером , общей площадью 1080.60 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; здания трансформаторной подстанции с кадастровым номером , общей площадью 132.1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; здания гаража с кадастровым номером , общей площадью 80.6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; здания консервного завода с кадастровым номером , общей площадью 7 572 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; сооружения водонапорной башни с кадастровым номером , площадью 8.8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; здания ангара с кадастровым номером , общей площадью 504.7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; сооружения насосной станции с кадастровым номером , площадью 13.3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; сооружения насосной станции с кадастровым номером , площадью 407.5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; сооружение воздушных линий электропередач напряжением 10кВ-0,4кВ с кадастровым номером , протяженностью 4 000 п. м, расположенных по адресу: <адрес>.

Вышеперечисленное недвижимое имущество было приобретено Нурбекяном В.Ш. 31 марта 2016 года, а затем 10 мая 2016 года продано ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» за сумму 6 250 000 рублей.

6 июня 2016 года право собственности Нурбекяна В.Ш. прекращено.

Сумма полученного Нурбекяном В.Ш. дохода подтверждена договором купли-продажи недвижимого имущества от 10 мая 2016 года, актом приема-передачи от 26 мая 2016 года, платежными поручениями.

Сумма налоговых вычетов в размере 1 700 000 рублей подтверждена договором купли-продажи недвижимого имущества от 25 марта 2016 года, актом приема-передачи от 25 марта 2016 года, платежными документами.

Указанные выше объекты недвижимого имущества находились в собственности Нурбекяна В.Ш. менее минимального срока владения объектами недвижимого имущества, предусмотренного п. 4 ст. 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).

Выездной налоговой проверки было выявлено отклонение между ценой реализованных объектов по договору купли-продажи от 10 мая 2016 года и их кадастровой стоимостью, применяемой по состоянию на 1 января 2016 года, а именно: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 года составляла 537 854 рубля, стоимость по договору купли-продажи от 10 мая 2016 года составила 4 000 000 рублей; кадастровая стоимость здания весовой - проходной с кадастровым номером - 272 556 рублей 24 копейки, а по договору купли-продажи - 15 000 рублей; кадастровая стоимость здания по форме 3-НДФЛ за 2016 год, в которой был заявлен доход от продажи объектов недвижимого имущества в сумме 6 250 000 рублей; заявлена сумма налоговых вычетов в размере 1 700 000 рублей; общая сумма налога, исчисленная к уплате, заявлена в размере 591 500 рублей.

17 августа 2017 года налогоплательщиком Нурбекяном В.Ш. была предоставлена уточненная декларация (корректировка ) по форме 3-НДФЛ за 2016 год, в которой не содержится изменений в налоговых обязательствах налогоплательщика.

Согласно сведениям, представленным в налоговую инспекцию, Нурбекян В.Ш. являлся собственником объектов недвижимого имущества: земельного участка с котельной с кадастровым номером - 2 956 981 рубль 99 копеек, а по договору купли-продажи - 300 000 рублей; кадастровая стоимость очистных сооружений с кадастровым номером - 1 175 201 рубль 47 копеек, а по договору купли-продажи - 100 000 рублей; кадастровая стоимость здания склада с кадастровым номером - 3 490 197 рублей 52 копейки, а по договору купли-продажи - 5 000 рублей; кадастровая стоимость здания трансформаторной подстанции с кадастровым номером - 1 583 140 рублей 56 копеек, а по договору купли-продажи - 170 000 рублей; кадастровая стоимость здания гаража с кадастровым номером - 549 559 рублей 82 копейки, а по договору купли-продажи - 100 000 рублей; кадастровая стоимость здания консервного завода с кадастровым номером - 84 287 945 рублей 16 копеек, а по договору купли-продажи - 1 000 000 рублей; кадастровая стоимость сооружения водонапорной башни с кадастровым номером - 8 935 рублей 38 копеек, а по договору купли-продажи - 5 000 рублей; кадастровая стоимость здания ангара с кадастровым номером - 1 511 778 рублей 38 копеек, а по договору купли-продажи - 5 000 рублей; кадастровая стоимость сооружения насосной станции с кадастровым номером - 8 935 рублей 38 копеек, а по договору купли-продажи - 50 000 рублей; кадастровая стоимость сооружения - насосной станции с кадастровым номером - 8 935 рублей 38 копеек, а по договору купли-продажи - 50 000 рублей; кадастровая стоимость сооружения воздушных линий электропередач с кадастровым номером - 117 040 рублей, а по договору купли-продажи - 450 000 рублей.

Общая кадастровая стоимость объектов недвижимости составила 96 509 063 рубля 28 копеек, а общая стоимость по договору купли-продажи - 6 250 000 рублей.

Сумма документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением вышеназванного имущества, согласно договору купли-продажи объектов недвижимого имущества от 25 марта 2016 года, составляет: по объектам недвижимости 200 000 рублей; по земельному участку 1 500 000 рублей.

Таким образом, по сумме дохода, полученного от продажи объектов недвижимости (нежилых зданий), Нурбекян В.Ш. имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере 200 000 рублей (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Налогооблагаемая база по реализованным объектам недвижимого имущества (нежилых зданий) составляет 67 385 407 рублей 56 копеек.

По сумме дохода, полученного от реализации земельного участка, Нурбекян В.Ш. имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение земельного участка, в размере 1 500 000 рублей, согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 25 марта 2016 года (пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Налогооблагаемая база по реализованному Нурбекяном В.Ш. земельному участку составляет 2 500 000 рублей.

В связи с этим налог на доходы физических лиц, подлежащих уплате в бюджет от реализации объектов (недвижимого имущества), за 2016 год составит 9 085 102 рубля 98 копеек.

30 сентября 2019 года в адрес Нурбекяна В.Ш. направлено почтовым отправлением требование о предоставлении документов (информации) в срок до 22 октября 2019 года включительно.

В указанный срок Нурбекян В.Ш. не предоставил документы: акт зачета взаимных требований (взаимозачет) по взаимоотношениям с ООО «Агротехстрой» за период 2016 год; платежные поручения или иные документы, подтверждающие оплату по взаимоотношениям с ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» за период 2016 год: платежные поручения от 23 мая 2016 года, 2 августа 2016 года, 27 ноября 2016 года и

25 мая 2017 года; акт зачета взаимных требований (взаимозачет) по взаимоотношениям с ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» за период 2016 год; право подтверждающие документы на недвижимое имущество/свидетельство о государственной регистрации права, выписка из Единого государственного реестра недвижимости; кадастровые паспорта объектов недвижимости; технические планы объектов недвижимости; межевой план земельного участка (45 документов).

Сумма штрафа, согласно положениям п. 1 ст. 126 НК РФ, составила 9 000 рублей.

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки Нурбекяну В.Ш. был доначислен налог на доходы физических лиц за 2016 год в размере 8 493 602 рублей 98 копеек, начислена пеня в размере 2 060 264 рублей 96 копеек, штраф в размере 1 698 720 рублей 60 копеек, а также задолженность по денежному взысканию за нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, в размере 9 000 рублей.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика Нурбекяна В.Ш. было направлено требование по состоянию на 4 августа 2020 года об уплате налога, сбора, пени и штрафа в срок до 17 сентября 2020 года, которое им не исполнено.

Межрайонная ИФНС России № 7 по Рязанской области просила взыскать с Нурбекяна В.Ш. в свою пользу недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме

8 493 602 рубля 98 копеек, штраф в сумме 1 698 720 рублей, пени в сумме 2 060 264 рубля 96 копеек, а также задолженность по денежному взысканию за нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, в сумме 9 000 рублей.

Нурбекян В.Ш. обратился в суд с иском к межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области о признании незаконным решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование заявленных требований Нурбекян В.Ш. указал, что на основании договора купли-продажи от 25 марта 2016 года он приобрел в собственность у ООО «Агротехстрой» недвижимое имущество: здание проходной - весовой с кадастровым номером ; здание котельной с кадастровым номером ; очистные сооружения с кадастровым номером ; здание склада с кадастровым номером ; здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером ; здание гаража с кадастровым номером ; здание консервного завода с кадастровым номером ; сооружение водонапорной башни с кадастровым номером ; здание ангара с кадастровым номером ; сооружение насосной станции с кадастровым номером ; сооружение насосной станции с кадастровым номером ; сооружения воздушных линий электропередач напряжением 10кВ-0,4кВ с кадастровым номером .

Данное недвижимое имущество было Нурбекяном В.Ш. реализовано ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» по договору купли-продажи от 10 мая 2016 года на сумму 6 250 000 рублей.

В вышеназванном договоре отражена стоимость объектов недвижимого имущества согласно отчету ООО «Аудитпартнер» от 15 мая 2012 года об определении рыночной стоимости зданий.

На основании указанной в данном отчете рыночной стоимости зданий по состоянию на 1 июля 2009 года в размере 4 676 754 рублей Нурбекяном В.Ш. уплачен налог на доходы физических лиц в размере 591 500 рублей (декларация № 18713934 от 13 июля 2017 года, уточненная декларация от 17 августа 2017 года).

В период времени с 30 сентября 2019 года по 27 ноября 2019 года в отношении Нурбекяна В.Ш. межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от

27 января 2020 года и принято решение от 16 марта 2020 года о его привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1 698 720 рублей 60 копеек; недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 8 493 602 рублей 98 копеек (исчисленной из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества), и взыскании штрафных санкций по ч. 2 ст. 126 НК РФ в размере 9 000 рублей.

Решением управления ФНС России по Рязанской области от 12 апреля 2021 указанное выше решение налоговой инспекции было отменено в части штрафных санкций по ч. 2 ст. 126 НК РФ в размере 9 000 рублей.

Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость реализованных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года составила 96 509 603 рубля 28 копеек.

С данной кадастровой стоимостью Нурбекян В.Ш. не согласен, поскольку считает ее завышенной. На момент заключения договора купли-продажи объекты недвижимости - здания и сооружения находились в разрушенном состоянии, что подтверждается отчетом об оценке. Нурбекян В.Ш. не мог предвидеть размер налога, подлежащего уплате, до отчуждения имущества и заблаговременно предпринять меры по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления ее в размере рыночной. Принимая соответствующие декларации, сотрудники межрайонной инспекции ему об этом не сообщили.

Решение от 16 марта 2020 года, а также иные документы о проведении выездной налоговой проверки, в частности, акт выездной проверки от 27 января 2020 года, извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки Нурбекян В.Ш. не получал, что свидетельствует о том, что межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области допущено нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившееся в отсутствии у Нурбекяна В.Ш. возможности в них участвовать, а также не мог предпринять меры по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления ее в размере рыночной стоимости. Кроме того, были нарушены сроки проведения выездной проверки.

25 февраля 2021 года Нурбекян В.Ш. заключил с ООО «Аудитпартнер» договор

ОЦ об оказании услуг в области оценочной деятельности для определения рыночной стоимости реализованных объектов недвижимости.

Согласно отчету ООО «Аудитпартнер» от 3 марта 2021 года рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года составляет: здания проходной - весовой с кадастровым номером 62:09:0040201:413 - 1 836 рублей; здания котельной с кадастровым номером 62:09:0040201:411 - 14 756 рублей; очистных сооружений с кадастровым номером 62:09:0040201:798 - 22 059 рублей; здания склада с кадастровым номером 62:09:0040201:410 - 38 025 рублей; здания трансформаторной подстанции с кадастровым номером 62:09:0040201:409 - 516 060 рублей; здания гаража с кадастровым номером 62:09:0040201:408 - 1 747 рублей; здания консервного завода с кадастровым номером 62:09:0040201:414 - 3 475 548 рублей; здания ангара с кадастровым номером 62:09:0040201:412 - 19 643 рубля.

Таким образом, утвержденная кадастровая стоимость вышеперечисленного недвижимого имущества нарушает права и законные интересы Нурбекяна В.Ш., так как существенно превышает его рыночную стоимость, что влечет за собой увеличение размера налога на доходы физических лиц.

Нурбекян В.Ш. просил признать решение межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области от 16 марта 2020 года о его привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным и отменить данное решение.

Определением Ряжского районного суда Рязанской области от 10 июня 2021 года административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области и административное дело по административному иску

Нурбекяна В.Ш. объединены в одно производство.

На основании определения Ряжского районного суда от 25 июня 2021 года производство по настоящему делу в части административных исковых требований межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области к Нурбекяну В.Ш. о взыскании задолженности по денежному взысканию за нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, в сумме 9 000 рублей прекращено, в связи с отказом межрайонной ИФНС России

№ 7 по Рязанской области от административного иска в данной части.

Решением Ряжского районного суда Рязанской области от 25 июня 2021 года административные исковые требования межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области к Нурбекяну В.Ш. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, штрафа и пени удовлетворены.

Суд взыскал с Нурбекяна В.Ш. задолженность в сумме 12 252 588 рублей 54 копейки, из которой: недоимка по налогу на доходы физических лиц в сумме 8 493 602 рубля 98 копеек; штраф в сумме 1 698 720 рублей 60 копеек; пени в сумме 2 060 264 рубля 96 копеек, а также государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 60 000 рублей.

В удовлетворении административных исковых требований Нурбекяна В.Ш. к межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области о признании незаконным решения о его привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказал.

В апелляционной жалобе Нурбекян В.Ш. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение которым в удовлетворении требований межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области отказать, а требования Нурбекяна В.Ш. удовлетворить. Податель жалобы указывает, что при вынесении обжалуемого решения судом были допущены существенные нарушения ном материального и процессуального права. Апеллятор ссылается на то, что с установленной постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области № 8-П от 14 октября 2015 года кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года он не согласен, так как согласно отчету об определении рыночной стоимости данных объектов недвижимости, составленному ООО «Аудитпартнер», их рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости. Оспариваемое решение налогового органа является незаконным, поскольку административный ответчик его не получал, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки он не извещался.Однако данным обстоятельства районный суд не дал надлежащей оценки. Кроме того, он полагает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении его ходатайства о приостановлении производства по данному делу, так как им были поданы жалобы во Второй кассационный суд общей юрисдикции на определение судов первой и апелляционной инстанции об отказе в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости, а также в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности пп. «б», «в» п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Нурбекян В.Ш. и его представитель по доверенности Черкасова Л.С. не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. От Нурбекяна В.Ш. поступило в суд апелляционной инстанции заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, доводы жалобы он поддерживает.

На основании ч. 2 ст. 150 и ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие Нурбекяна В.Ш. и его представителя по доверенности Черкасовой Л.С.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской Батюнина В.В., возражая против доводов апелляционной жалобы Нурбекяна В.Ш., пояснила, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда, проверив законность и обоснованность постановленного решения, полагает, что оно не подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц».

В силу п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В силу п. 6 ст. 210 НК РФ налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 17.1 п. 17 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

В соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В силу ст. 225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в силу п. 1 ст. 224 НК РФ устанавливается в размере 13 процентов.

Согласно ст. ст. 45, 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ в случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки (неуплаты в срок) налогоплательщик должен уплатить пени.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, административный ответчик Нурбекян Вартан Шураевич состоит на учете в межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области.

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25 марта 2016 года Нурбекян В.Ш. приобрел у ООО «Агротехстрой» в собственность земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Рязанская область, Александро-Невский район, положение на ДКК А9, за 1500 000 рублей, а также находящиеся на нем объекты недвижимости: сооружение воздушных линий электропередач с кадастровым номером ; здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером ; сооружение водонапорной башни с кадастровым номером ; очистные сооружения с кадастровым номером ; сооружение насосной станции с кадастровым номером ; сооружение насосной станции с кадастровым номером ; здание котельной с кадастровым номером ; здание консервного завода с кадастровым номером ; здание весовой-проходной с кадастровым номером ; здание гаража с кадастровым номером ; здание ангара с кадастровым номером и здание склада с кадастровым номером на общую сумму 200 000 рублей.

Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 10 мая 2016 года Нурбекян В.Ш. продал ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» земельный участок с кадастровым номером за 4 000 000 рублей, а также расположенные на нем объекты недвижимости: сооружение с кадастровым номером за 450 000 рублей; здание с кадастровым номером за 170 000 рублей; сооружение с кадастровым номером за 5 000 рублей; сооружение с кадастровым номером за 100 000 рублей; сооружение с кадастровым номером за 50 000 рублей; сооружение с кадастровым номером за 50 000 рублей; здание с кадастровым номером за 300 000 рублей; здание с кадастровым номером за 1 000 000 рублей; здание с кадастровым номером за 15 000 рублей; здание с кадастровым номером за 100 000 рублей; здание с кадастровым номером за 5 000 рублей и здание с кадастровым номером за 5 000 рублей.

Вышеназванным договором была предусмотрена следующая оплата стоимости передаваемого имущества, с учетом дополнительного соглашения к договору от 31 марта 2017 года: платеж в сумме 1 562 500 рублей уплачивается в течение 14 календарных дней с даты подписания сторонами договора; платеж в сумме 1 562 500 рублей оплачивается в срок до 31 июля 2016 года; платеж в сумме 1562 500 рублей оплачивается в срок до 30 ноября 2016 года и платеж в сумме 1 562 500 рублей оплачивается в срок до 28 апреля 2017 года. Переход права собственности на недвижимое имущество за покупателем зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 6 июня 2016 года.

13 июля 2017 года Нурбекян В.Ш. представил в межрайонную ИФНС России № 7 по Рязанской области налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год с категорией налогоплательщика «иное физическое лицо», в которой указал общую сумму дохода от продажи недвижимого имущества в размере 6250 000 рублей, заявил документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением проданных объектов недвижимости в размере 1 700 000 рублей, а также указал сумму облагаемого дохода в размере 4 550 000 рублей и размер налога на доходы физических лиц, подлежащего к уплате, - 591 500 рублей.

17 августа 2017 года Нурбекян В.Ш. предоставил в межрайонную налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год, в которой указал аналогичные сведения.

Согласно акту налоговой проверки межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области от 27 января 2020 года сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 8 493 602 рубля 98 копеек. Кроме того, налоговым органом были начислены пени в размере 1 976 107 рублей 52 копеек.

Решением межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области от

16 марта 2020 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Нурбекян В.Ш. был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК, за неуплату (неполную уплату) налога (сбора) в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 1 698720 рублей 60 копеек; штрафа за нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, в сумме 9 000 рублей, а также ему доначислен налог в размере 8 493 602 рублей 98 копеек и начислены пени за несвоевременную уплату или неуплату налогов (сборов) в размере 2 060 264 рублей 96 копеек.

4 августа 2020 года налоговым органом в адрес Нурбекяна В.Ш. направлено заказным почтовым отправлением требование по состоянию на 4 августа 2020 года об уплате налога, пени и штрафа в срок до 17 сентября 2020 года, которое им не исполнено.

Налогоплательщик Нурбекян В.Ш. обжаловал решение межрайонной инспекции в управление ФНС России по Рязанской области.

Решением УФНС России по Рязанской области от 12 апреля 2021 года апелляционная жалоба Нурбекяна В.Ш. удовлетворена в части, решение межрайонной налоговой инспекции от 16 марта 2020 года отменено в части привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в части штрафных санкций по ч. 2 ст. 126 НК РФ в размере 9 000 рублей.

Удовлетворяя заявленные межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области административные исковые требования, суд первой инстанции учитывал, что переход права собственности на спорные объекты недвижимости от Нурбекяна В.Ш. к ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» зарегистрирован 6 июня 2016 года, кадастровая стоимость данных объектов недвижимости была определена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, что подтверждается выписками из ЕГРН, и доходы, полученные Нурбекяном В.Ш. от продажи спорных объектов недвижимости, меньше, чем их кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0,7.

Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области № 8-П от 14 октября 2015 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области» утверждены по состоянию на 1 января 2015 года результаты определения кадастровой стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области, в том числе, как следует из Приложения № 1, установлена кадастровая стоимость спорных зданий и сооружений. Настоящее постановление применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.

Таким образом, межрайонная налоговая инспекция обоснованно при исчислении налога на доходы физических лиц за 2016 год в отношении Нурбекяна В.Ш. исходила из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости (зданий и сооружений), представленной по состоянию на 1 января 2016 года (определенной по состоянию на

1 января 2015 года), умноженной на понижающий коэффициент.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку налогоплательщик Нурбекян В.Ш. был обязан указать в налоговой декларации свой доход в денежном выражении, полученный в натуральной форме, исходя из реальной цены на объекты недвижимости (здания и сооружения), в то время как названная для целей налогообложения в налоговой декларации стоимость объектов недвижимости явно не соответствовала полученной налогоплательщиком экономической выгоде в натуральной форме в денежном выражении в результате сделок с объектами недвижимого имущества, в частности, не соответствовала актуальной кадастровой стоимости реализованных объектов недвижимости.

Изложенные в апелляционной жалобе Нурбекяна В.Ш. доводы о том, что налоговый орган должен был рассчитать налог на доходы физических лиц, исходя из рыночной стоимости объектов недвижимости (зданий и сооружений), являются несостоятельными, поскольку п. 5 ст. 217.1 НК РФ (действующий в спорный период) предусматривал расчет налога с применением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Вышеназванные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 2908-О от 24 октября 2019 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации», указанная норма направлена на предотвращение злоупотребления налогоплательщиками своими правами путем занижения действительной стоимости недвижимого имущества при его отчуждении с целью уклонения от уплаты налога, учитывая, что установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость имущества не должна в значительной мере отклоняться от среднего уровня его рыночной стоимости, а потому может выступать в качестве вмененного налогоплательщику дохода при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (с учетом понижающего коэффициента). Такой механизм налогообложения дохода физических лиц по сделкам от продажи объектов недвижимого имущества, принимая во внимание установленные процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, не предполагает взимания с граждан налога в повышенном размере.

Судебная коллегия также учитывает, что заявитель Нурбекян В.Ш. своевременно не воспользовался правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных зданий и сооружений.

Рассматривая административные исковые требования Нурбекяна В.Ш. к межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области о признании незаконным решения о его привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение от 16 марта 2020 года принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, в установленные сроки, с соблюдением требований закона, в связи с чем оно не нарушает права Нурбекяна В.Ш. и не подлежит отмене.

Статьей 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (п. 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность. В частности, п. 1 ст. 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия).

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Судом первой инстанции установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что 13 июля 2017 года Нурбекян В.Ш. представил в межрайонную ИФНС России № 7 по Рязанской области налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год с категорией налогоплательщика «иное физическое лицо», в которой указал общую сумму дохода от продажи недвижимого имущества в размере 6 250 000 рублей, заявил документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением проданных объектов недвижимости, в размере 1 700 000 рублей, а также указал сумму облагаемого дохода в размере 4 550 000 рублей и размер налога на доходы физических лиц, подлежащих к уплате, - 591 500 рублей.

17 августа 2017 года Нурбекян В.Ш. предоставил в межрайонную налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год, в которой указал аналогичные сведения.

Согласно акту налоговой проверки от 27 января 2020 года, проведенной межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 8 493 602 рубля 98 копеек. Кроме того, налоговым органом были начислены Нурбекяну В.Ш. пени в размере 1 976 107 рублей 52 копеек.

Решением межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области от

16 марта 2020 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Нурбекян В.Ш. был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК, за неуплату (неполную уплату) налога (сбора) в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 1 698 720 рублей 60 копеек и штрафа за нарушение, предусмотренное п. 1

ст. 126 НК РФ, в сумме 9000 рублей, а также ему был доначислен налог в размере

8 493 602 рублей 98 копеек и начислены пени за несвоевременную уплату или неуплату налогов (сборов) в размере 2 060 264 рублей 96 копеек.

Указанное выше решение Нурбекян В.Ш. обжаловал в управление ФНС России по Рязанской области.

12 апреля 2021 года решением УФНС России по Рязанской области апелляционная жалоба Нурбекяна В.Ш. была удовлетворена в части, решение межрайонной налоговой инспекции от 16 марта 2020 года отменено в части его привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно в части штрафных санкций по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 9 000 рублей.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

Поскольку в нарушение требований п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 210, п. 2 ст.217.1, п. 4 ст. 228 НК РФ, Нурбекян В.Ш. неправильно исчислил в налоговой декларации налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате от продажи недвижимого имущества, и не уплатил в установленный законом срок указанный налог, тем самым у налогового органа имелись законные основания для его привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Таким образом, суд первой инстанции признал правильным оспариваемое решение налогового органа. При этом судом была проверена процедура принятия оспариваемого акта и полномочия налогового органа на его принятие.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом установленная законом процедура проведения проверки, рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения о привлечении Нурбекяна В.Ш. к налоговой ответственности соблюдена, о чем подробно изложено в решении суда.

Из материалов дела следует, что 30 сентября 2019 года Нурбекяну В.Ш. направлены заказными письмами решение от 30 сентября 2019 года о проведении в отношении него выездной налоговой проверки, а 27 ноября 2019 года справка от 27 ноября 2019 года о проведенной выездной налоговой проверке, последняя была направлена заказным письмом с уведомлением и получена налогоплательщиком, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, сформированный официальным сайтом Почты России, и его подпись на уведомлении о вручении почтового отправления от 2 декабря 2019 года.

Копия акта от 27 января 2020 года, составленного налоговой инспекцией по результатам проведенной налоговой проверки, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в соответствии с п. 5 ст. 100 и п. 2 ст. 101 НК РФ, были также направлены Нурбекяну В.Ш. заказными почтовыми отправлениями (бандеролью) и приняты в отделении почтовой связи 29 января 2020 года.

Пунктом 5 ст. 31 НК РФ установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Исходя из положений данных норм, направление налоговым органом документов по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.

В силу ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщик обязан своевременно уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке и сроки в налоговый орган налоговые декларации, исполнение таких обязанностей является нормой поведения налогоплательщика и иным образом оценке не подлежит, нарушение требований закона вследствие незнания его положений, не освобождает виновное лицо от ответственности.

Ссылка в апелляционной жалобе Нурбекяна В.Ш. на то, что суд не приостановил производство по настоящему делу до момента рассмотрения во Втором кассационном суде общей юрисдикции его кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 июля 2021 года, которым оставлено без изменения определение Рязанского областного суда от 12 апреля 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления Нурбекяна В.Ш. об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как не опровергает правильность выводов суда и на законность принятого районным судом решения не влияет. К тому же кассационным определением судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2021 года кассационная жалоба Нурбекяна В.Ш. была оставлена без удовлетворения.

Вопреки доводам Нурбекяна В.Ш. нахождение его заявления на предварительном изучении в Конституционном Суде Российской Федерации также не свидетельствуют о невозможности рассмотрения настоящего дела. Данное заявление не рассматривалось по существу (находилось на предварительном изучении), в отношении него фактически решался вопрос о допустимости такого рассмотрения, в связи с чем законные основания для приостановления производства по настоящему делу отсутствовали. Согласно сведениям о поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации обращениях заявителю Нурбекяну В.Ш. по результатам предварительного изучения его заявления направлен ответ.

Все доводы, приведенные Нурбекяном В.Ш. в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции. В связи с этим данные доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что постановленное районным судом решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ряжского районного суда Рязанской области от 25 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Нурбекяна Вартана Шураевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий -

Судьи: