ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2943/2021 от 28.10.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Беликова И.А. 33а-2943/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2021 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.,

судей: Сафроновой Л.И., Сабаевой И.Н.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-92/2021 по административному исковому заявлению прокурора Малоархангельского района Орловской области к администрации Малоархангельского района Орловской области, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района о признании решения от 14 мая 2021 года в отношении муниципального служащего ФИО1 незаконным и признании в действиях ФИО1 конфликта интересов, Малоархангельскому районному Совету народных депутатов, комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов о признании решения незаконным и рассмотрении представления прокурора,

по апелляционному преставлению прокурора Малоархангельского района Орловской области ФИО9 на решение Малоархангельского районного суда Орловской области от 19 августа 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав прокурора Малоархангельского района Орловской области ФИО9, поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя административных ответчиков администрации Малоархангельского района Орловской области, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, ФИО1 - ФИО7, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

прокурор Малоархангельского района Орловской области в интересах Российской Федерации порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Малоархангельского района Орловской области и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, с учетом дальнейших уточнений, о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и признании в действиях временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО1 при исполнении должностных обязанностей, конфликта интересов.

В обоснование административных исковых требований указывал на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции администрацией Малоархангельского района при предоставлении в аренду земельного участка врио главы района ФИО1, в ходе которой выявлены нарушения антикоррупционного законодательства.

Установлено, что при проведении инвентаризации земель на территории Малоархангельского района администрацией Малоархангельского района на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью , с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, который свободен от прав и имеет границы с соблюдением отступа водоохранной зоны от водного объекта.

26.01.2021 от ФИО1, являющегося врио главы Малоархангельского района (который с <дата> по <дата> находился в отпуске), поступило заявление о предоставлении в аренду данного земельного участка.

Отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района была проведена процедура предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации с опубликованием извещения о предоставлении земельного участка в аренду в районной газете «Звезда», на официальном сайте Малоархангельского района, а также на официальном сайте, определенном для размещения торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет».

В течение тридцати дней со дня опубликования данного извещения, то есть 24.02.2021 в отдел по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района поступило заявление от ФИО26 о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, 02.03.2021 врио главы Малоархангельского района ФИО1 вынес постановление «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», согласно которому ФИО1 отказано (то есть самому себе) в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , без проведения аукциона, дано указание отделу по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района (ФИО8) провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , с определением цены предмета аукциона и срока аренды, а также возложил на отдел по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского район обязанность заключить договор аренды по результатам проведенного открытого аукциона в отношении данного земельного участка.

<дата>ФИО1 в отдел по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района направлена заявка на участие в открытом аукционе (назначенным самим ФИО1 постановлением от <дата>) Лот по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером .

<дата> были проведены торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером . Соответствующее извещение о проведении торгов было опубликовано в районной газете «Звезда» <дата>, а также на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации - https://torgi.gov.ru/index.html.

В связи с поступлением на участие в аукционе единственной заявки от ФИО1, <дата> отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Малоархангельского района в лице ФИО8 с ФИО1, являющимся врио главы Малоархангельского района, заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Прокурор Малоархангельского района Орловской области ссылался на то, что у ФИО1 сложилась ситуация при участии в конкурсе и дальнейшем заключении договора аренды земельного участка, с последующей реализацией своих полномочий, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Однако, в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции врио главы Малоархангельского района ФИО1, не принял мер к исключению возникшего конфликта интересов, в установленном порядке в уполномоченный орган не направил уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая привела к конфликту интересов.

Данные обстоятельства свидетельствовали о совершении ФИО1 коррупционного правонарушения, влекущего в силу ч.6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, указывал на то, что <дата> прокуратурой района установлено, что <дата>ФИО1 в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Малоархангельского района, якобы, направлялось сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, что вызывает сомнение истца в достоверности, так как данные сведения и документы при проведении проверки сотрудникам прокуратуры ФИО1 и администрацией района не предъявлялись, в связи с чем, по факту служебного подлога организована процессуальная проверка, окончательное решение не принято.

Сообщение ФИО1 рассматривалось <дата> на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Малоархангельского района.

В соответствии с решением комиссии от <дата> установлено, что ФИО1 при исполнении должностных обязанностей конфликт интересов не допущен. Кроме того, комиссией установлено, что договор аренды земельного участка заключался по итогам открытого аукциона, на результаты которого никто из должностных лиц повлиять не мог, в том числе, и врио главы района, подать заявку на участие в аукционе мог любой гражданин Российской Федерации, так как извещение о его проведении было размещено в средствах массовой информации.

Указывал на то, что принятое комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Малоархангельского района решение, административный истец считает незаконным, необоснованным, нарушающим положения ст. 10 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Ссылался на то, что у ФИО1 сложилась ситуация при назначении (организации) аукциона и участии в нем, с последующим заключением договора аренды земельного участка, с реализацией своих полномочий, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Вместе с тем, комиссией надлежащей оценки вышеуказанные действия ФИО1 при заключении договора аренды земельного участка с подчиненным структурным подразделением - отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района в лице ФИО8, не дана.

Действия ФИО1 при вынесении им постановления , которым назначен аукцион по аренде земельного участка и ответственное подчиненное лицо, с которым в последующем заключен договор аренды с ФИО1, комиссией вообще не рассматривались, оценка данному факту не давалась.

Кроме того, ссылался на то, что ФИО1 в нарушение положений ч.4 Положения, утвержденного распоряжением администрации Малоархангельского района от 31.08.2010 № 111, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 3 Порядка сообщения лицами, замещающими должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также предотвращения и урегулирования такого конфликта интересов, утвержденным постановлением администрации Малоархангельского района от 28.12.2015 № 381, не сообщил нанимателю – Совету народных депутатов о возникшем конфликте интересов, связанным с организацией аукциона и заключении договора аренды земельного участка.

Ссылался на незаконность обращения ФИО1 в администрацию района для урегулирования конфликта интересов, поскольку ФИО1 с <дата> на основании решения Малоархангельского районного Совета народных депутатов -РС является временно исполняющим обязанности главы Малоархангельского района и на него с <дата> возложены в полном объеме полномочия главы района, в связи с чем представителем нанимателя для ФИО1 не администрацию Малоархангельского района, а Малоархангельский районный Совет народных депутатов, в связи с чем комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района была не вправе была рассматривать сообщение о возникшем конфликте интересов ФИО1 от <дата>.

Указывал на нарушение порядка процедуры назначения даты заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов, установленного п. «а» ч. 13 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, утвержденным распоряжением администрации Малоархангельского района от 31.08.2010 № 111.

Также ссылался на то, что из шести членов комиссии по урегулированию конфликта интересов, четверо членов комиссии являются работниками администрации района и находятся в прямом подчинении и в служебной зависимости от ФИО1

По указанным основаниям, полагая, что действия врио главы Малоархангельского района ФИО1 и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, нарушают единство правовых и организационных основ государственной службы, а также основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, с учетом уточнения административных исковых требований, просил суд признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Малоархангельского района от <дата> о недопущении ФИО1 при исполнении им должностных обязанностей конфликта интересов; признать в действиях ФИО1 при назначении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером и участии <дата> в данных торгах, с последующим заключением договора аренды земельного участка, конфликт интересов.

Определением Малоархангельского районного суда Орловской области от <дата> постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Малоархангельского района Орловской области ФИО9 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Ссылается на то, что судом не в полном объеме установлены юридически значимые обстоятельства для дела, не учтены приведенные административным истцом доводы.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что у ФИО1 сложилась ситуация при участии в конкурсе и дальнейшем заключении договора аренды земельного участка с последующей реализации своих полномочий, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), однако ФИО10 не принял мер к исключению возникшего конфликта интересов, что повлекло совершение ФИО1 коррупционного правонарушения, влекущего в силу ч.6 ст.11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ссылается на то, что внесенное прокуратурой Малоархангельского района в адрес председателя Малоархангельского районного Совета народных депутатов представление до настоящего времени не рассмотрено.

Обращает внимание на то, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района была не вправе рассматривать сообщение о возникшем конфликте интересов ФИО1 от <дата>, поскольку представителем нанимателя для ФИО1 является не администрация Малоархангельского района, а Малоархангельский районный Совет народных депутатов, в связи с чем

Кроме того, ссылается на то, что комиссией надлежащей оценки действиям ФИО1 при заключении договора аренды земельного участка с подчиненным структурным подразделением - отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района в лице ФИО8, не дана; действия ФИО1 при вынесении им постановления , которым назначен аукцион по аренде земельного участка и ответственное подчиненное лицо, с которым в последующем заключен договор аренды с ФИО1, комиссией вообще не рассматривался и соответственно оценка данному факту не давалась.

Указывает на нарушение порядка проведения собрания комиссии.

Приводит доводы о том, что решение вынесено комиссией из 6 членов комиссии по урегулированию конфликта интересов, однако 4 членов являются работниками администрации района и находятся в прямом подчинении и в служебной зависимости от ФИО1, что также не было учтено судом.

Обращает внимание на то, что судом не дано надлежащей оценки действиям ФИО1 при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером и участии <дата> в данных торгах, с последующим заключением договора аренды земельного участка. Также судом не дано оценки действиям ФИО1 при вынесении им постановления , которым назначен аукцион по аренде земельного участка и ответственное подчиненное лицо, с которым в последующем заключен договор аренды с ФИО1

Административные ответчики ФИО1, представители Малоархангельского районного Совета народных депутатов, комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совета народных депутатов, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ приходит следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу части 4.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Из Устава Малоархангельского района Орловской области от 3 июля 2007 года с последующими изменениями, следует, что глава района является высшим должностным лицом района и наделяется настоящим Уставом в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава района избирается районным Советом народных депутатов из своего состава на первом заседании районного Совета народных депутатов и возглавляет администрацию Малоархангельского района. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации района до избрания нового главы района полномочия главы района исполняет по решению районного Совета народных депутатов первый заместитель главы администрации района либо один из заместителей главы администрации района (том 2, л.д.26-32).

Глава района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции).

В силу пункта 1 части 3 статьи 10 Закона о противодействии коррупции обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в силу части 2 названной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4, 5 статьи 11 Закона о противодействии коррупции (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 года №431-ФЗ)).

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Статьей 11 названного Федерального закона определен порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, с 8 ноября 2019 года муниципальный служащий ФИО1 заключил с главой администрации Малоахангельского района Орловской области ФИО11 трудовой договор о назначении ФИО1 на высшую должность муниципальной службы – заместителя главы администрации района по социальным вопросам (том 2, л.д.97-102).

Согласно подпункту 11 пункта 2.3 трудового договора муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме работодателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Решением -РС от 10 ноября 2019 года Малоархангельского районного Совета народных депутатов «О временном исполнении полномочий главы Малоархангельского района» в связи с досрочным прекращением полномочий главы Малоархангельского района, в соответствии с частью 7,8,11 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь частью 6-7 статьи 29 Устава Малоархангельского района Орловской области, временное исполнение полномочий главы Малоархангельского района в полном объеме с 12 ноября 2019 года возложено на заместителя главы администрации Малоархангельского района по социальным вопросам ФИО1 (том 2, л.д.63).

Таким образом, в силу положений статей 10,12,13 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» ФИО1 как заместитель главы Малоархангельского района и временно исполняющий обязанности главы Малоархангельского района являлся муниципальным служащим и принял на себя обязательства и ограничения, связанные с муниципальной службой.

Распоряжением от 31 августа 2020 года администрации Малоархангельского района Орловской области в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации» от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, а также утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, которое является приложением к данному распоряжению (том 1, л.д.136, 137-141).

Распоряжением от 20 февраля 2021 года № 44 администрации Малоархангельского района с целью актуализации состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района образована комиссия в следующем составе: ФИО12-исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации Малоархангельского района, председатель комиссии, ФИО13-начальник правового отдела администрации Малоархангельского района, заместитель председателя комиссии; ФИО14-главный специалист правового отдела администрации Малоархангельского района, секретарь комиссии, члены комиссии: ФИО15-депутат Малоархангельского районного Совета народных депутатов, ФИО16-начальник отдела по организационно-кадровой работе и делопроизводству администрации Малоархангельского района, ФИО17-заведующий сектором опеки и попечительства администрации Малоархангельского района, ФИО18-депутат Малоархангельского районного Совета народных депутатов (том 2, л.д. 52).

Согласно подпункту «б» пункта 11 Положения основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в администрацию района обращение гражданина, замещавшего в администрации района, муниципальном органе должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный распоряжением администрации района, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы; заявление муниципального служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; представление представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления представителем нанимателя (работодателем) муниципального служащего мер по предупреждению коррупции; представление представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации» в администрацию района уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации района, муниципальном органе трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в администрации района, муниципальном органе при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или, что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.

Пункт 13 данного Положения предусматривает подачу обращения, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 11, гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации района, муниципальном органе, в администрацию района.

Согласно пункту 16 Положения председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии: а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии, при этом, дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации, б)организует ознакомление муниципального служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего и с результатами ее проверки (том 2, л.д.2-8).

Распоряжением № 163 от 21 июня 2017 года администрации Малоархангельского района «О внесении изменений в распоряжение администрации Малоархангельского района от 31 августа 2010 года № 111 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» внесены изменения, в том числе в подпункт «б» пункта 11, который дополнен абзацем четвертым следующего содержания: «уведомление муниципального служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (том 2, л.д.46-48).

Распоряжением №163 от 21 июня 2017 года администрации Малоархангельского района «О внесении изменений в распоряжение администрации Малоархангельского района от 31 августа 2010 года № 111 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» помимо указанных выше изменений о порядке обращения, пункт 13 дополнен пунктами 13.1, 13.2 следующего содержания: «13.1 уведомление, указанное в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 11 настоящего Положения, рассматривается администрацией района, которая осуществляет подготовку мотивированного заключения по результатам рассмотрения уведомления. 13.2 При подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 11 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» и подпункте «д» настоящего Положения, должностные лица администрации района имеют право проводить собеседование с муниципальным служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а руководитель органа местного самоуправления или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

Подпункт «а» пункта 16 Положения изложен в следующей редакции а) в 10-дневыный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации (том 2, л.д.46-48).

Распоряжением № 333 от 27 сентября 2017 года администрации Малоархангельского района «О внесении изменения в распоряжение администрации Малоархангельского района от 31 августа 2010 № 111 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района» с целью уточнения порядка деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, Положение дополнено пунктом 15.1 следующего содержания: «Мотивированные заключения, предусмотренные пунктами 13,13.1 и 15 настоящего Положения, должны содержать: а) информацию, изложенную в обращениях или уведомлениях, указанных в абзаце втором и четвертом пункта «б» и подпункте «д» пункта 11 настоящего Положения, б) информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов; и) мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращений и уведомления, указанных в абзаце втором и четвертом подпункта «б» п.11 настоящего Положения, а также рекомендации для принятия одного из решений в соответствии с пунктами 22, 24, 25 настоящего Положения или иного решения» (том 2, л.д.49).

26 апреля 2021 года председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района ФИО12 от муниципального служащего, временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО1 поступило сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в котором он сообщал, что им, как гражданином Российской Федерации с отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района был заключен договор аренды земельного участка № 44 от 22 апреля 2021 года по результатам проведенного открытого аукциона, процедура проведения и итоги которого, размещены на официальном сайте Российской Федерации, определенном для размещения торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет».

Судом первой инстанции установлено, что в сообщении ФИО1 ссылался на то, что, так как право аренды земельного участка возникает с момента государственной регистрации права в органах Росреестра, с целью подачи заявления о государственной регистрации права аренды, во избежание возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, просит рассмотреть уведомление и подготовить мотивированное заключение о наличии, либо отсутствии конфликта интересов при заключении договора аренды земельного участка (том 1, л.д.17).

Данное сообщение было зарегистрировано в журнале регистрации сообщений лиц, замещающих должность муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Согласно протоколу от 14 мая 2021 года заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, основанием для проведения заседания комиссии является уведомление муниципального служащего ФИО1 о возникновении личной заинтересованного при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, поступившее в комиссию 26 апреля 2021 года.

В ходе заседания комиссии были изучены запрошенные у отдела по управлению муниципальным имуществом и земельных отношений документы о предоставлении в аренду земельного участка по заявлению ФИО1

По результатам рассмотрения данной информации комиссия приняла решение о признании отсутствующим конфликта интересов при исполнении муниципальным служащим ФИО1 должностных обязанностей по следующим основаниям: договор аренды земельного участка заключался по итогам открытого аукциона, на результаты которого никто из должностных лиц повлиять не мог, в том числе и временно исполняющий обязанности главы Малоархангельского района. Подать заявку на участие в аукционе мог любой гражданин Российской Федерации, так как извещение о его проведении было размещено в районной газете «Звезда», на официальном сайте Малоархангельского района, а также на официальном сайте Российской Федерации, определенном для размещения торгов в сети «Интернет», доступ к которому, имеет любой гражданин (том 1,л.д.18-20).

Разрешая административные требования в части признания незаконным решения от <дата> в отношении ФИО1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что порядок рассмотрения уведомления муниципального служащего заместителя главы администрации Малоархангельского района и временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО1 был нарушен, поскольку комиссия рассмотрела уведомление муниципального служащего ФИО1 без подготовки предварительного мотивированного заключения по его сообщению, которое по смыслу п.13.1 Положения носит не рекомендательный, а обязательный характер.

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административные требования в части и признал незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района от <дата> об отсутствии при исполнении муниципальным служащим ФИО1 должностных обязанностей конфликта интересов.

Разрешая административные требования прокурора к Малоархангельскому районному Совету народных депутатов и комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов о признании решения от <дата> незаконным и обязании комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов рассмотреть представление прокурора района на данной комиссии, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.

В обоснование административных требований прокурор ссылался на то, что при обстоятельствах, указанных в первоначальном исковом заявлении, у ФИО1 сложилась ситуация при участии в конкурсе и дальнейшем заключении договора аренды земельного участка с последующей реализации своих полномочий, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Прокуратурой Малоархангельского района в адрес председателя Малоархангельского районного Совета народных депутатов внесено представление, которое находится на рассмотрении.

<дата> состоялось заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов.

По результатам рассмотрения представления, комиссией принято решение о том, что ФИО1 не является депутатом Малоархангельского районного Совета народных депутатов, а полномочия комиссии не распространяются на деятельность врио главы Малоархангельского района ФИО1

Ссылался на незаконность и необоснованность указанного решения, поскольку комиссией надлежащей оценки действия ФИО1 при заключении договора аренды земельного участка с подчиненным структурным подразделением - отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района в лице ФИО8, не дана.

Действия ФИО1 при вынесении им постановления , которым назначен аукцион по аренде земельного участка и ответственное подчиненное лицо, с которым в последующем заключен договор аренды с ФИО1, комиссией не рассматривался и оценка данному факту не давалась.

Также прокурор ссылался на то, что врио главы Малоархангельского района ФИО1 назначен на данную должность <дата> на основании решения Малоархангельского районного Совета народных депутатов -РС, поэтому представителем нанимателя для ФИО1 является не администрация Малоархангельского района, а Малоархангельский районный Совет народных депутатов.

В соответствии с решением Малоархангельского районного Совета народных депутатов от <дата>-РС «Об утверждении Порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов» уведомление подается в комиссию по урегулированию конфликта интересов Малоархангельского районного Совета народных депутатов. Рассмотрение уведомлений осуществляется данной комиссией.

Согласно частям 5 и 5.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Аналогичные положения закреплены в ч.5 ст.28 Устава Малоархангельского района Орловской области.

Ссылался на то, что действия врио главы Малоархангельского района ФИО1 и комиссии по урегулированию конфликта интересов в администрации Малоархангельского района, нарушают единство правовых и организационных основ государственной службы, а также основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации.

По указанным основаниям просил суд признать незаконным решение комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов от <дата> и обязать комиссию по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов рассмотреть представление прокурора района на данной комиссии.

Как следует из содержания статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, надзор за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В силу положений пункта 3 статьи 22 данного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

На основании пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 17 февраля 2015 года №2-П, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке, перечень поводов для проведения прокурорской проверки не конкретизирован, компетенция прокуроров в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер прокурорского реагирования не ограничена.

Как установлено судом первой инстанции, <дата> прокурор Малоархангельского района Орловской области обратился в Малоархангельский районный Совет народных депутатов с представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки, установлено, что ФИО1, который с <дата> на основании решения Малоархангельского районного Совета народных депутатов -РС является временно исполняющим обязанности главы Малоархангельского района, не принял мер к исключению возникшего конфликта интересов, в установленном порядке в уполномоченный орган не направил уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая привела к конфликту интересов при заключении <дата> договора аренды с отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Малоархангельского района земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (том 2,л.д.151-154).

Прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры к устранению нарушений законодательства и условий, им способствующих.

Решением № 39/248-РС от 28.11.2019 Малоархангельского районного Совета народных депутатов «О комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов» в соответствии с Федеральными законами от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» образована комиссия по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов в составе согласно приложению 1 и утверждено Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов согласно Приложению 2 (том 2, л.д.145).

Согласно Приложению 1 к решению районного Совета народных депутатов от 28.11.2019 № 39/248-РС состав комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов следующий: ФИО19-председатель комиссии, ФИО18-заместитель председателя комиссии, ФИО15-секретарь комиссии, члены комиссии: ФИО20, ФИО21, ФИО22, (по согласованию), ФИО23 (том 2,л.д.144).

Из пункта 3 Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совета народных депутатов, которое является Приложением 2 к решению районного Совета народных депутатов от 28 ноября 2019 года № 39/248-РС следует, что основной задачей комиссии является содействие Малоархангельскому районному Совету народных депутатов: а) в обеспечении соблюдения депутатами Малоархангельского районного Совета народных депутатов требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иными нормативными актами Российской Федерации, б) в осуществлении мер по предупреждению коррупции. Основаниями для проведения заседания комиссии является поступление в комиссию: а) информации о несоблюдении депутатом ограничений и запретов, неисполнении им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными Федеральными законами; б) уведомления депутата о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (том 2, л.д.146-150).

Из протокола от 20 мая 2021 года заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов следует, что основанием для проведения заседания комиссии является поступление в комиссию представления прокуратуры Малоархангельского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (том 2,л.д.134-143).

Решением комиссии установлено, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3, подпунктом «а» пункта 8 Положения «О комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов (№ 39/248-РС от 28.11.2019), полномочия комиссии не распространяются на деятельность временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО1

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что врио главы Малоархангельского района ФИО1 не является депутатом Малоархангельского районного Совета народных депутатов, поэтому согласно Положению о комиссии Малоархангельского районного Совета народных депутатов оснований для рассмотрения представления прокурора Малоархангельского района по существу, у административных ответчиков Малоархангельского районного Совета народных депутатов и комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов, в отношении врио главы Малоархангельского района ФИО1, не имелось.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.

Приведенный в апелляционном представлении довод о том, что рассмотреть сообщение о возникшем конфликте интересов ФИО1 должна была комиссия по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов, является несостоятельным, поскольку в соответствии с подпунктом «а» пункта 3, подпунктом «а» пункта 8 Положения «О комиссии по урегулированию конфликта интересов в Малоархангельском районном Совете народных депутатов (№ 39/248-РС от 28.11.2019), полномочия комиссии не распространяются на деятельность временно исполняющего обязанности главы Малоархангельского района ФИО1, который является муниципальным служащим в силу действующего законодательства.

Иные доводы заявителя апелляционного представления не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; по сути, они повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, которая получила надлежащую правовую оценку, и, с учетом вышеизложенного, обоснованно признана несостоятельной.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Малоархангельского районного суда Орловской области от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционное преставление прокурора Малоархангельского района Орловской области ФИО9 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Беликова И.А. 33а-2943/2021