Судья Мокиевская С.Н.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2019 года № 33а-2944/2019
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Сотникова И.А., Ширяевской Е.С.
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Громова П.К. по доверенности Проскуриной В.Г. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 18 марта 2019 года, которым в удовлетворении административных исковых требований Морошкиной Л.А., Горбунова О.Н., Громова П.К., Валовича Д.Ю., Быкова А.М., Свистунова А.В., Шорина Ю.В., Васина П.А., Шевченко В.А., Печенской Е.Л. к Сокольскому территориальному отделу - государственному лесничеству и Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным бездействия - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административных истцов Проскуриной В.Г., представителя административного ответчика Уссар Е.Г., судебная коллегия
установила:
31 августа 2018 года Горбунов О.Н., Морошкина Л.А., Громов П.К., Валович Д.Ю., Быков А.М., Свистунов А.В., Шорин Ю.В., Васин П.А., Шевченко В.А. и Печенская Е.Л. обратились в Сокольский территориальный отдел государственного лесничества с заявлениями о подготовке договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
В указанных заявлениях имеется отметка начальника Сокольского государственного лесничества М.А.В. об удовлетворении требований заявителей и заключении с ними договоров в срок: по заявлению Горбунова О.Н. – до 26 октября 2018 года, по заявлениям Морошкиной Л.А., Громова П.К., Валовича Д.Ю., Быкова А.М., Свистунова А.В., Шорина Ю.В., Шевченко В.А. и Печенской Е.Л. – до 06 ноября 2018 года, по заявлению Васина П.А. – до 07 ноября 2018 года.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени договоры купли-продажи лесных насаждений не заключены, указанные граждане обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие Сокольского территориального отдела государственного лесничества, выразившееся в неисполнении обязанности заключить договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в установленные сроки. Также просили обязать Сокольский территориальный отдел государственного лесничества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на основании заявлений в срок, не превышающий 7 дней с момента вступления решения в законную силу.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителем Громова П.К. по доверенности Проскуриной В.Г. поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что выводы суда об отказе в удовлетворении требований в связи с отсутствием древесины являются несостоятельными, поскольку судом не истребованы сведения о расчетных лесосеках, о количестве заключенных договоров, из которых можно было бы судить об отсутствии лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов.
Департамент лесного комплекса Вологодской области представил возражения на апелляционную жалобу, согласно которым просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Проскурина В.Г. доводы жалобы поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области Уссар Е.Г. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции административные истцы Горбунов О.Н., Морошкина Л.А., Громов П.К., Валович Д.Ю., Быков А.М., Свистунов А.В., Шорин Ю.В., Васин П.А., Шевченко В.А., Печенская Е.Л., представитель административного ответчика Сокольского территориального отдела государственного лесничества, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного разбирательства, не явились, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку правовых оснований для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с административными истцами не имелось, их заключение могло повлечь нарушение прав и законных интересов иных лиц.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Лесное законодательство Российской Федерации и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации, которые ориентируют лесное законодательство, в частности, на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов, а также обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Согласно пункту 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 30 ЛК РФ граждане вправе заготовлять древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы такой заготовки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 77 ЛК РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд» (далее - Закон области № 1551-ОЗ) регламентированы порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 указанного Закона под собственными нуждами граждан понимается потребность в древесине для отопления, строительства, ремонта и реконструкции жилых домов и строений, строительства хозяйственных строений и сооружений и иных хозяйственных нужд.
Частью 2 статьи 2 Закона области № 1551-ОЗ установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. В частности:
- для строительства жилых домов - до 100 куб. м древесины (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее половины деловой хвойной древесины) на одиноко проживающего гражданина;
- для строительства жилых домов - до 200 куб. м древесины (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее половины деловой хвойной древесины) на семью;
- для строительства жилых домов - до 300 куб. м древесины (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее половины деловой хвойной древесины) на многодетную семью.
- для строительства хозяйственных строений и сооружений - до 100 куб. м древесины (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее половины деловой хвойной древесины) на все указанные строения и сооружения один раз в 10 лет на семью (многодетную семью) либо на одиноко проживающего гражданина;
- для ремонта или реконструкции жилых домов, за исключением жилых домов и садовых домов на садовом земельном участке, - до 20 куб. м древесины один раз в 10 лет собственнику (нанимателю) жилого дома. При наличии двух и более собственников (нанимателей) жилого дома древесина предоставляется одному из собственников (нанимателей) жилого дома без учета общего количества собственников (нанимателей) жилого дома. При наличии в собственности граждан и членов их семьи двух и более жилых домов древесина предоставляется на один из указанных объектов;
- для отопления жилых домов, квартир (при отсутствии центрального и газового отопления), за исключением жилых домов на садовом земельном участке, - до 25 куб. м древесины ежегодно собственнику (нанимателю) жилого дома, квартиры, главе личного подсобного хозяйства без учета общего количества собственников (нанимателей) жилого дома, квартиры, членов личного подсобного хозяйства.
Правительством Вологодской области от 19 марта 2007 года № 363 утвержден Порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Вологодской области, который определяет процедуру заключения указанных договоров, устанавливает перечень документов, которые необходимо предоставить гражданину в лесничество в зависимости от цели заключения договора, а также основания для отказа в заключении договора.
Согласно пункту 10 Порядка основаниями для отказа в заключении договора являются:
- превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным Законом области № 1551-ОЗ (п.п.10.1);
- отсутствие лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины, в кварталах, закрепленных лесохозяйственным регламентом лесничества для удовлетворения собственных нужд граждан в древесине, за исключением случаев обращения граждан, утративших жилые помещения в результате документально подтвержденного пожара или стихийного бедствия (п.п. 10.2);
- представление заявления с нарушением требований, установленных пунктами 3, 7, 8 Порядка (п.п.10.3).
Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом Рослесхоза России от 27 мая 2011 года № 191, согласно которому расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.
Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года.
Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом (за исключением молодняков первого класса возраста), рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов.
Изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно приложению № 1 к лесохозяйственному регламенту Сокольского лесничества на территории Вологодской области, утвержденному приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 19 мая 2011 года № 378 (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявлений истцов), на 2018 год для заготовки древесины гражданами для собственных нужд закреплены определенные кварталы с общим ежегодным допустимым объемом изъятия древесины - расчетной лесосеки 50,5 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству в объеме 8,8 тыс.куб.м., которая закончилась в январе 2018 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлены доказательства отсутствия лесных насаждений, судебная коллегия признает несостоятельными, так как в суд первой инстанции Департаментом лесного комплекса был представлен реестр поступивших заявлений граждан о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений за период с 01 января по 31 октября 2018 года, из которого усматривается, от кого поступили заявления, их количество, на какой объем лесных насаждений они удовлетворены.
Установлено, что расчетная лесосека по хвойному хозяйству, закрепленная лесохозяйственным регламентом для удовлетворения собственных нужд граждан, на 2018 год закончилась в январе 2018 года после рассмотрения заявления от 09 января 2018 года № 44.
В соответствии с поданными заявлениями в 2018 году с 24 гражданами заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на объем древесины 6300 м3. В том числе, с истцом по данному делу Морошкиной Л.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений для отопления.
С 13 гражданами договоры купли-продажи лесных насаждений не были заключены, так как выделенные денежные средства на 1018 год для отвода лесных участков населению САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз» были освоены полностью. Финансирование для отводов лесных участков возобновлено в 2019 году, в связи с чем, с 4 гражданами заключены договоры купли-продажи лесных насаждений на общий объем древесины в 600 м3.
С 9 гражданами не были заключены договоры купли-продажи лесных насаждений в связи со сложностью подбора лесных насаждений с требуемыми характеристиками по согласованию с гражданами, но планируется произвести отводы лесных участков по данным заявлениям и заключить договоры на объем древесины в 2800 м3 в 2019 году.
Учитывая изложенное, в январе 2018 года расчетная лесосека исчерпана в объеме 9700 м3. Отказов данных граждан от заключения договоров не поступало.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нарушения административными ответчиками прав и законных интересов административных истцов не нашел подтверждения, какого-либо бездействия со стороны административных ответчиков не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Громова П.К. по доверенности Проскуриной В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: