ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2962/20 от 25.12.2020 Томского областного суда (Томская область)

Судья Крикунова А.В. Дело № 33а-2962/2020

УИД 70RS0005-01-2020-002003-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей Кущ Н.Г., Кулинченко Ю.В.

при секретаре Кутлубаевой К.В.,

помощнике судьи И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело № 2а-986/20 по административному исковому заявлению СНТ «Баланс» к Администрации Томского района о признании незаконными и отмене отказов Администрации Томского района о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказов в утверждении схемы расположения земельного участка от 17.03.2020 № 02-33/910, от 17.03.2020 № 02-33/909 и восстановлении нарушенных прав СНТ «Баланс» на предварительное согласование предоставления земельного участка

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Администрации Томского района Цынтиной Г.А. на решение Томского районного суда Томской области от 14 сентября 2020 года,

заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного ответчика Цынтиной Г.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица Управления Территориального развития по Томскому району Жбанкова А.М., полагавшего решение суда подлежащим отмене,

установила:

СНТ «Баланс» обратилось в Томский районный суд Томской области с административным иском к Администрации Томского района, в котором просило:

восстановить нарушенное право на предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район» и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена» земельного участка по адресу: Российская Федерации, Томская область, Томский район, Спасское сельское поселение, п. Синий Утес, мрк. Лесопитомник, 10, площадью 16790 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящегося в границах населенного пункта Синий Утес, в территориальной зоне размещения садовых и дачных участков (СХ-2), в границах, согласно геоданным схемы расположения земельного участка, для целей ведения садоводства садоводческому некоммерческому товариществу «Баланс», на праве безвозмездного пользования на 5 лет, путем признания судом отказов в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 17.03.2020 № 02-33/910, от 17.03.2020 № 02-33/909, не соответствующими земельному законодательству и их отмены;

обязать Администрацию Томского района рассмотреть заявление СНТ «Баланс» о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 01.03.2019 вх.№ 929-з и от 03.10.2019 вх.№ 5179-з в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу;

взыскать с Администрации Томского района в пользу СНТ «Баланс» государственную пошлину в размере 2000 руб.

В обоснование требований указано, что СНТ «Баланс» обратилось с заявлением в Администрацию Томского района 01.03.2019 (вх. № 929-з) и 03.10.2019 (вх.№ 5179-3) о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения; 30.08.2019 административным ответчиком отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который отменен в ходе исполнения предписания прокуратуры Томского района; 05.11.2019 административным ответчиком вновь отказано в предварительном согласовании земельного участка, при этом предмет спора – земельный участок незаконным образом предоставлен Управлению территориального развития Администрации Томского района.

Решением Томского районного суда Томской области от 17.01.2020 признан незаконным отказ от 05.11.2019, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявления СНТ «Баланс» от 01.03.2019 и 03.10.2019.

24.03.2020 по почтовому адресу СНТ «Баланс» получены письма от административного ответчика с отказами от 17.03.20120 № 02-33/909 на заявление от 03.10.2019 и от 17.03.2020 № 02-33/910 на заявление от 01.03.2019.

Данные отказы противоречат и не соответствуют положениям приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762, практике утверждения схем расположения земельных участков самой администрацией, так и практике утверждения схем расположения земельных участков иных органов местного самоуправления, и органов исполнительной власти регионального и федерального уровней. Схема расположения земельного участка в приложении к заявлениям СНТ «Баланс» от 01.03.2019 и 03.10.2019 сформирована в виде файла в формате PDF с помощью технологических и программных средств, с помощью принтера перенесена на бумажный носитель и представлена в формате А3 для удобства рассмотрения, а также представлена в составе архива совместно со схемой расположения земельного участка в форме электронного документа в виде файлов в формате XML, подписанного ЭЦП кадастрового инженера, являющегося членом специализированного СРО. Администрация умалчивает факт рассмотрения схемы расположения земельного участка в формате XML.

Протокольным определением от 17.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Территориального развития по Томскому району.

Протокольным определением от 13.08.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Лютаев И.А., Соболева В.Н., Пермякова Е.А., Дебков Н.М., Хомяков А.Н., Козак И.Г.

В судебном заседании представители административного истца председатель правления СНТ «Баланс» Козак Р.Г., и Милованова А.И., заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Цынтина Г.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала.

Представитель заинтересованного лица Управления Территориального развития Администрации Томского района Жбанков А.М. считал требования не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Лютаев И.А. заявленные требования поддержал.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц Соболевой В.Н., Пермяковой Е.А., Дебкова Н.М., Хомякова А.Н., Козак И.Г., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Решением Томского районного суда Томской области от 14 сентября 2020 г., с учетом определения суда от 25 сентября 2020 г., административный иск удовлетворен.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель административного ответчика Цынтина Г.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указала на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела. В нарушение установленной приложением № 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 формы, схема на бумажном носителе представленная СНТ «Баланс» с заявлением от 01.03.2019 вх. № 929, от 03.10.2019 вх. № 5179-з имеет расположение условных обозначений в правом нижнем углу не под изображением границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков и расположены до масштаба схемы; не имеет столбца с наименованием «обозначение характерных точек границ». Несоответствие схемы установленной форме в силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в ее утверждении.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Управления Территориального развития Администрации Томского района Жбанков А.М. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие представителя административного истца, заинтересованных лиц Пермяковой Е.А., Дебкова Н.М., Соболевой В.Н., Хомякова А.Н., Лютаева И.А., Козак И.Г., извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 того же Кодекса, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировано главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Вопросы предварительного согласования предоставления земельного участка регламентированы статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 того же Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 того же Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 того же Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

В соответствии с пунктом 4 указанных Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).

Согласно Требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, на которые ссылается ответчик, в схеме расположения земельного участка приводятся:

условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, СНТ «Баланс» в лице председателя Козака Р.Г. 1 марта 2019 г. обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, Спасское сельское поселение, п. Синий Утес, мкр. Лесопитомник, 10.

К заявлению приложены схема расположения земельного участка (формат А3) на 1 листе в 3 экземплярах, реестр членов СНТ «Баланс» на 1 листе в экземпляре и ответ ОГКУ «Облкомприрода» на имя Козак Р.Г.

Впоследствии, 3 октября 2019 г. СНТ «Баланс» обратилось в Администрацию Томского района с аналогичным заявлением.

По результатам рассмотрения заявлений СНТ «Баланс» отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Решением Томского районного суда Томской области от 17 января 2020 г. отказы признаны незаконными, на Администрацию Томского района возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав СНТ «Баланс» путем рассмотрения заявлений от 01.03.2019 № 929 и от 03.10.2019 № 5179 в установленном законом порядке.

При повторном рассмотрении заявлений в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией Томского района приняты решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенные в ответах и.о. заместителя Главы Томского района – по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. исх.№ 02-33/909 от 17.03.2020 и исх.№ 02-33/910 от 17.03.2020 (л.д.18-21).

Указано, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, представленная схема не соответствует установленной форме схемы расположения земельного участка, утвержденной пунктом 1 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762. Представленная схема имеет расположение условных обозначений в правом нижнем углу не под изображением границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков и расположены до масштаба схемы; схема не имеет столбца с наименованием «обозначение характерных точек границ».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762, и не противоречит форме КПТ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Так, из представленной схемы расположения земельного участка следует, что она содержит кадастровый номер квартала, площадь образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка – 16790 кв.м; список координат характерных точек границы образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости (МСК-70) и их координаты; изображение границ образуемого земельного участка; изображение границ учтенных земельных участков; сведения о границе образуемого земельного участка и границу образуемой части земельного участка; граница образуемого земельного участка нанесена красной линией, существующие границы земельных участков нанесены черной линией; указано обозначение образуемого земельного участка и обозначение образуемой части земельного участка.

Таким образом, при подготовке представленной административным истцом схемы расположения образуемого земельного участка учтена информация, предусмотренная пунктом 4 приказа № 762, а в самой схеме содержатся все данные в соответствии с пунктом 6 указанного приказа.

Доводы административного ответчика, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что представленная схема имеет расположение условных обозначений в ином углу, и отсутствует столбец с наименованием «обозначение характерных точек границ», не могут быть приняты во внимание, с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.

Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности и необоснованности судебного акта.

В силу указанного выше и применительно к обстоятельствам данного дела судебная коллегия находит верным вывод суда о неправомерности отказов СНТ «Баланс» в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотивам, изложенным в письменных ответах от 17.03.2020 № 02-33/909, от 17.03.2020 № 02-33/910.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для изменения или отмены решения суда, не содержат правовых оснований, опровергающих выводы суда первой инстанции, несогласие апеллянта с которыми не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению дела, а также влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 14 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Томского района- без удовлетворения,

кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Томский районный суд Томской области.

Председательствующий

Судьи