Судья Басурова Е.Е. № 33а-2967/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 сентября 2019 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Ивановой О.А.
судей: Туникене М.В., Холиковой Е.А.,
при секретаре: Гуляевой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, отделу социальной защиты населения в Сафоновском районе о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным с апелляционной жалобой Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 11 июня 2019г.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения административного истца ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения отдела социальной защиты населения в Сафоновском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от 15.04.2019г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование указала, что ранее получала субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении квартиры по адресу: ... 16.02.2019 ею была произведена сделка по отчуждению вышеуказанной квартиры и приобретению другой квартиры по адресу: ... В связи с изменением места жительства она подала документы на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по новому адресу, но получила отказ в связи с тем, что превышена максимально допустимая доля собственных расходов в совокупном доходе семьи над размером регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Считая данный отказ неправомерным, поскольку полученные при продаже квартиры денежные средства были использованы для покупки новой квартиры, просила суд признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг № № от (дата)
В судебном заседании ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию, отдела социальной защиты населения в Сафоновском районе ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 11.06.2019 решение отдела социальной защиты населения в Сафоновском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от 15.04.2019 № № об отказе ФИО1 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано незаконным.
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по социальному развитию просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что действующее законодательство не содержит положений, позволяющих при расчете среднедушевого дохода граждан, обращающихся за оформлением субсидий, вычитать из данного дохода расходы на приобретение недвижимого имущества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1).
Право на субсидии имеют собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семьи.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761,субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно пунктам 32 и 40 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период). Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.
В соответствии с пунктами 41, 42, 44 указанных Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором ст. 5 и ст. 6 - 12 ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", в том числе с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.
В соответствии с подп. "е" п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся: доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов; доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы).
Из материалов дела следует, что ФИО1 являлась собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>. Собственником другой <данные изъяты> доли квартиры являлся несовершеннолетний ФИО3, (дата) .рождения.
16.02.2019 ФИО1 и ее внук ФИО3, в интересах которого выступала ФИО4, продала вышеуказанную квартиру за <данные изъяты> руб. ФИО5 и в тот же день приобрела совместно с ФИО3 квартиру у Ф-вых по адресу: ... за <данные изъяты> руб.
ФИО1 05.04.2019 обратилась в отдел социальной защиты населения в Сафоновском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по последнему адресу проживания.
Решением отдела социальной защиты населения в Сафоновском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от (дата) № ФИО1 отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виду превышения максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи над размером регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
При принятии данного решения отделом социальной защиты населения в Сафоновском районе учтен доход от реализации квартиры №, расположенной по адресу: ...
Удовлетворяя административный иск и признавая решение отдела социальной защиты населения в Сафоновском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию от (дата) . № суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 при осуществлении сделки экономической выгоды не получила, в связи с чем правовых оснований для учета в совокупном доходе семьи стоимости реализации жилого помещения у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку из дела видно, что ФИО1 доход от реализации недвижимого имущества-квартиры, расположенной по адресу: ..., не получила; на денежные средства от ее продажи она приобрела другую квартиру, которая является единственным местом жительства административного истца.
Доказательств получения ФИО1 дохода от реализации квартиры, расположенной по адресу: ... в материалах дела не содержится и с апелляционной жалобой не представлено.
Учитывая, что расходы ФИО1 на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчет субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, судом сделан правильный вывод, с которым соглашается судебная коллегия, о незаконности оспариваемого решения административного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 11 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: