РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Безруких Е.С. Дело №33а-2970/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.,
судей Шубина Д.В., Зеленского А.М.,
при секретаре Чика О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 14 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить в части; признать незаконным решение об отказе в выдаче уведомления ФИО1, выраженное в письме о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, от 24 января 2019 г. № 273/01-23; обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, от 16 января 2019 г. (вх.№ 184/01-23), сообщив о результатах рассмотрения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ФИО1 и в суд.
Заслушав доклад судьи Шубина Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением в суд, указав, чтоявляется собственником земельного участка КН №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры». Решением Зеленоградского районного суда по делу № 2а-750/2018 на администрацию МО «Зеленоградский городской округ» была возложена обязанность выдать ГПЗУ на указанный земельный участок. 16 января 2019 г. он направил в администрацию уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. В ответ в его адрес поступил отказ в выдаче уведомления, выраженный в письме, согласно которому указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют установленным параметрам и (или) недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку принадлежащий ему земельный участок с КН № расположен в территориальной зоне 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ - многофункциональной зоне: зоне застройки среднеэтажными жилыми домами и общественно-деловых зон, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Переславское сельское поселение», утвержденным Решением поселкового Совета Депутатов МО «Переславское сельское поселение» от 21.12.2010 г. №20. Полагает, что вид разрешенного использования земельного участка, установленный еще до принятия указанных ПЗЗ, позволяет возводить на нем индивидуальный жилой дом. В территориальной зоне 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ в условно-разрешенных видах использования земельного участка предусмотрена индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа. Данные обстоятельства уже являлись предметом исследования по ранее рассмотренному административному делу. Кроме того, ссылаясь на положения п.2 ч.10, ч.11 ст. 51.1 ГрК РФ, указал, что администрация в своем отказе в письме от 24.01.2019 г. ссылается лишь на установленную ПЗЗ территориальную зону, не приводя оснований недопустимости размещения индивидуального жилого дома на земельном участке для коттеджного строительства. Просил признать незаконным решение об отказе в выдаче уведомления, выраженное в письме о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 24.01.2019 г. № 171/01-23, обязать администрацию МО «Зеленоградского городского округа» выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с КН №.
Судом постановлено изложенное выше решение.
ФИО1 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований, и вынести новое решение, которым заявленные им требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование указывает на ошибочность вывода суда о необходимости проведения публичных слушаний и изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку существующий вид разрешенного использования допускает строительство индивидуального жилого дома. Понятия «индивидуальный жилой дом» и «коттедж» законодательно являются идентичными понятиями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
На основании п. 2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В нём устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39ГрК РФ, то есть путем обсуждения на публичных слушаниях.
Частью 7 ст. 51.1 ГрК РФ предусмотрено, что при поступлении уведомления о планируемом строительстве, после проведения его проверки застройщику направляется уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо уведомление о несоответствии указанных в уведомлении опланируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
При этом форма указанных уведомлений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником земельного участка КН №, площадью 910 кв.м., расположенного в <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, на основании договора купли-продажи от 07 мая 2018 г.
Земельный участок КН № расположен в территориальной зоне 1 ЖЗ 0210 2ОДЗ - многофункциональная: зона застройки среднеэтажными жилыми домами и общественно-деловых зон, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Переславское сельское поселение», утвержденным Решением поселкового Совета Депутатов МО «Переславское сельское поселение» от 21.12.2010 г. №20 (в редакции решений от 09.06.2015 г. № 84, 25.03.2014 г. № 146, 23.04.2014 № 150, 21.10.2014 Г. № 160, 19.08.2015 Г. № 280).
Согласно указанным Правилам землепользования и застройки, размещение индивидуальных жилых домов к основным видам разрешенного использования в данной территориальной зоне не относится. Предусмотрен условно-разрешенный вид использования индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками.
03 октября 2018 г. ФИО1 подал в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с КН №.
10 октября 2018 г. администрация МО «Зеленоградский городской округ» уведомила ФИО1 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав, что недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, поскольку он расположен в территориальной зоне 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами и общественно-деловых зон, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Переславское сельское поселение», утвержденным Решением поселкового Совета Депутатов МО «Переславское сельское поселение» от 21.12.2010 г. № 20.
Данное уведомление ФИО1 не оспаривалось.
24.01.2019 г. ФИО1 вновь обратился в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с КН №.
В ответ на данное уведомление администрация МО «Зеленоградский городской округ» направила в адрес ФИО1 письмо № 273/01-23, согласно которому ранее ему было выдано уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с КН №, в связи с тем, что он расположен в территориальной зоне 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ - зоне застройки среднеэтажными жилыми домами и общественно-деловых зон, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Переславское сельское поселение», утвержденным Решением поселкового Совета Депутатов МО «Переславское сельское поселение» от 21.12.2010 г. №20. Разъяснено, что строительство на данном земельном участке возможно при внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны, применительно к которой утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры индивидуального жилищного строительства.
Относительно доводов апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
Вид разрешенного использования земельного участка КН № - для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры – не позволяет строительство индивидуального жилого дома. Законодательством не предусмотрено, что понятия коттедж и индивидуальный жилой дом являются тождественными. Коттедж может иметь различное назначение, с учетом функциональной зоны расположения земельного участка, а указание в данном случае на совместное размещение объектов инфраструктуры подтверждает, что разрешенное использование земельного участка не предусматривает строительство индивидуального жилого дома.
Кроме того, в соответствии с абз. 6 ч. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
По смыслу приведенной нормы при наличии противоречия между градостроительным регламентом и существующим видом разрешенного использования земельного участка возможно продолжать только уже фактически существующее использование; строительство же новых объектов недвижимого имущества на таком земельном участке без учета градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки, не допускается.
Изменение разрешенного использования земельного участка на условно-разрешенный вид использования (в данном случае допускающий индивидуальную усадебную жилую застройку) возможно только по результатам проведения публичных слушаний, которые в отношении земельного участка КН № не проводились.
Таким образом, суд правильно отказал в удовлетворениитребования об обязании администрации МО «Зеленоградского городского округа» выдать ФИО7 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с КН №.
Нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 14 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: