ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2970/19 от 24.05.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Михеев Н.С.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 мая 2019 года № 33а-2970/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Молоковой Л.К., Коничевой А.А.,

при секретаре Логиновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 05 марта 2019 года, которым административные исковые требования Дементьева Л.А. удовлетворены.

Признан незаконным отказ военного комиссариата Адмиралтейского и Кировского районов г.Санкт-Петербурга в выдаче Дементьеву Л.А. военного билета. На военный комиссариат Адмиралтейского и Кировского районов г.Санкт-Петербурга возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии Дементьева Л.А. на воинский учет военнослужащих запаса и выдаче ему военного билета.

В удовлетворении административных исковых требований к военному комиссариату Вологодской области Кирилловского, Белозерского и Вашкинского районов отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя военного комиссариата Вологодской области Гусейновой Э.Р., судебная коллегия

установила:

Дементьев Л.А., имеющий регистрацию по месту жительства в г. Белозерске Вологодской области, обратился в военный комиссариат Кирилловского, Белозерского и Вашкинского районов Вологодской области, а также в военный комиссариат Адмиралтейского и Кировского районов города Санкт-Петербурга с заявлениями о постановке его на воинский учет и выдаче военного билета.

<ДАТА> письмом военного комиссара Кирилловского, Белозерского и Вашкинского районов Дементьеву Л.А. предложено обратиться для оформления военного билета в военный комиссариат Адмиралтейского и Кировского районов города Санкт-Петербургапо местуснятия с воинского учета по достижению 27-летнего возраста (л.д. 13).

<ДАТА> военным комиссаром Адмиралтейского и Кировского районов города Санкт-Петербурга Дементьеву Л.А. разъяснено об обязанности военнообязанных граждан состоять на воинском учете, который осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства (л.д. 14).

Не согласившись с изложенными ответами, Дементьев Л.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Кирилловского, Белозерского и Вашкинского районов Вологодской области, военному комиссариату Адмиралтейского и Кировского районов города Санкт-Петербурга о возложении обязанности поставить его на воинский учет и выдать военный билет.

Судом принято приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» Аристархова И.В., ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит об отмене решения суда. Указывает, что Военный комиссариат Адмиралтейского и Кировского районов г. Санкт-Петербурга является структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга», которое, как надлежащий ответчик не было привлечено к участию в деле, чем было лишено права на реализацию защиты своих интересов в суде. Привлеченный к участию в деле Военный комиссариат Адмиралтейского и Кировского районов г. Санкт-Петербурга юридическим лицом, филиалом или представительством не является, в связи с чем не мог выступать по делу в качестве административного ответчика. Кроме того, к участию в деле не была привлечена призывная комиссия ВМО «Морские ворота», принимающая решение о зачислении граждан в запас.

В поступивших возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Карпуничева Л.В. оставляет ее удовлетворение на усмотрение суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель военного комиссариата Вологодской области Гусейнова Э.Р. оставила удовлетворение апелляционной жалобы на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, полагает доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1). К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, предусмотрено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения (пункт 9 Положения).

В силу пункта 20 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.

Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении дела не учтено, что привлеченные к участию в деле в качестве административных ответчиков военный комиссариат Кирилловского, Белозерского и Вашкинского районов Вологодской области и военный комиссариат Адмиралтейского и Кировского районов г.Санкт-Петербурга не являются самостоятельными юридическими лицами, а являются структурными подразделениями ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» и ФКУ «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга», соответственно.

Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Исходя из изложенного, военный комиссариат Кирилловского, Белозерского и Вашкинского районов Вологодской области и военный комиссариат Адмиралтейского и Кировского районов г.Санкт-Петербурга не могут являться ответчиками, поскольку не являются самостоятельными юридическими лицами, при оспаривании решений указанных военных комиссариатов в качестве ответчиков подлежали привлечению юридические лица ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» и ФКУ «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга».

Вместе с тем, судом первой инстанции дело рассмотрено без привлечения данных юридических лиц к участию в деле в качестве административных ответчиков, хотя права указанных лиц затрагиваются оспариваемым решением.

Кроме того, Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определяется и правовой статус призывных комиссий, которые наделены полномочиями по принятию решения о зачислении граждан в запас, решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28, 29).

Вместе с тем, соответствующие призывные комиссии к участию в деле в качестве заинтересованных лиц также привлечены не были.

Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит правильно определить круг лиц, участвующих в деле, провести надлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, дать оценку представленным сторонами доказательствам, всем доводам участвующих в деле лиц, в том числе доводам, изложенным в апелляционной жалобе, принять законное решение по заявленным требованиям с соблюдением положений статей 178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 05 марта 2019 года отменить.

Административное дело направить в Белозерский районный суд Вологодской области на новое рассмотрение.

Председательствующий Г.А. Охапкина

Судьи: Л.К. Молокова

А.А. Коничева