Председательствующий Вениченко О.В.
УИД 19OS0000-01-2019-000085-24
Дело №33а-2981/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 ноября 2019 г. г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе судьи Аевой И.И.,
при секретаре-помощнике судьи Сидоровой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу и дополнение к ней представителя административного истца Лиманского Д.В. на определение Верховного Суда Республики Хакасия от 3 сентября 2019 г. о прекращении производства по административному исковому заявлению Угдыжековой Н.В, к Верховному Совету Республики Хакасия о признании не действующими в части отдельных положений Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
заслушав доклад судьи Аевой И.И., выслушав объяснения представителей административного ответчика Верховного Совета Республики Хакасия Русинской Е.Н., заинтересованного лица Министерства финансов Республики Хакасия Руденко Е.А., прокурора Тулиной О.Е., выразивших согласие с определением суда,
У С Т А Н О В И Л:
Угдыжекова Н.В. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании в части отдельных положений Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ) и Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ).
В обоснование административного иска указала, что п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определенной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Полагала, что Закон Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ не предусматривает сроков формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. Так, диспозиция статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ не предусматривает указаний о сроках формирования и распределения специализированного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; в ст. 2 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ отсутствует указание о сроках предоставления субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных государственных полномочий для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и приравненных к ним лиц; приложение 6 к Закону Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ противоречит ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ из-за прямой зависимости обеспечения жильем сирот и приравненных к ним лиц от объемов финансирования, утвержденных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия.
С учетом изложенного просила признать недействующими с даты принятия:
статью 1(1) Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ в части отсутствия указаний о сроках формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ;
статью 2 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ в части отсутствия указаний о сроках предоставления субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в ст. 1 настоящего Закона для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ;
приложение 6 к Закону Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «Методика расчета субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» со слов: «В случае если общий объем субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия, для муниципальных образований Республики Хакасия меньше, чем расчетный объем указанной субвенции, субвенция распределяется пропорционально потребности i-го муниципального образования»;
Закон Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ в части отсутствия указаний о сроках формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда во взаимосвязи с количеством лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
В дальнейшем представитель административного лица Лиманский Д.В. уточнил требования, просил признать не действующими с даты принятия ст.ст. 1(1), 2 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ и приложение 6 к данному Закону Республики Хакасия № 85-ЗРХ.
Определением судьи от 26 июня 2019 г. административное исковое заявление Угдыжековой Н.В. к Верховному Совету Республики Хакасия об оспаривании нормативных правовых актов в части требований о признании не действующим в части Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. № 107-ЗРХ возвращено административному истцу.
В судебном заседании представители административного ответчика Верховного Совета Республики Хакасия Русинская Е.Н., Чустеева И.А. требования административного иска не признали, поддержали доводы письменного отзыва на административное исковое заявление, в котором просили производство по делу прекратить, указывая на отсутствие в Законе Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ норм, регулирующих отношения с участием граждан. Данный закон регулирует отношения между органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления в Республике Хакасия, связанные с наделением последних государственными полномочиями субъекта Российской Федерации и не затрагивает права административного истца.
Представители заинтересованного лица Министерства финансов Республики Хакасия Тудвасова А.Н., Руденко Е.А. полагали, что правовые основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют, поскольку объем субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяется с учетом представленных муниципальными образованиями Республики Хакасия сведений о фактическом количестве данной категории лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Оспариваемые нормы Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2018 г. № 85-ЗРХ регулируют правоотношения по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и связанные с ними межбюджетные правоотношения, не регулируют отношения с участием граждан и не затрагивают права и законные интересы административного истца.
Административный истец Угдыжекова Н.В. и ее представитель Лиманский Д.В., представитель заинтересованного лица Правительства Республики Хакасия Кунучаков Г.В. в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Хакасия Кунучаков Г.В. представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал на соответствие оспариваемых норм Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ положениям федерального законодательства в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Судом постановлено определение о прекращении производства по настоящему административному делу по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, в связи с тем, что оспариваемые нормы Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ не нарушают и не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца, а определяют объем и порядок осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, правом на обращение с административным иском в интересах которых Угдыжекова Н.В. не наделена.
С определением суда не согласен представитель административного истца Лиманский Д.В.
В частной жалобе и дополнении к ней он просит об отмене определения суда и направлении дела на рассмотрение в ином составе суда, ссылаясь на то, что производство по делу прекращено необоснованно и неправомерно. Считает, что причины, послужившие основанием для нарушения прав Угдыжековой Н.В. на своевременное обеспечение жильем, при рассмотрении настоящего спора не устанавливались. Критикует вывод суда о том, что положения Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ не применяются в отношении граждан и не затрагивают права и законные интересы Угдыжековой Н.В. Указывая о наличии в отношении административного истца судебного решения от 22 сентября 2017 г. о предоставлении жилого помещения, поскольку она является сиротой и имеет право на своевременное обеспечение жильем в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также приводя положения ст. 1 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ, автор жалобы указывает, что Угдыжекова Н.В. является одним из субъектов, в отношении которых органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия обязаны реализовывать государственные полномочия, переданные им Законом РХ от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ, для своевременного обеспечения права на жилье в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, следовательно, положения Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ напрямую затрагивает права и законные интересы административного истца. Считает, что оспариваемые положения Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ установили такой порядок реализации предоставленных государственных полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, который существенно затрудняет Угдыжековой Н.В. использовать свое право и право других детей-сирот, проживающих на территории Республики Хакасия, на своевременное обеспечение жильем. Также автор жалобы поясняет, что вышеназванное судебное решение об обязании Администрации г. Абакана предоставить Угдыжековой Н.В. жилое помещение до настоящего времени не исполнено. Считает, что судом нарушены требования ст.ст. 3, 14 КАС РФ, не установлены причины нарушения права Угдыжековой Н.В. на своевременное обеспечение жильем, причины нарушения Администрацией г. Абакана требований ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ о немедленном исполнении судебного решения, вступившего в силу. Считает, что прекращение производства по настоящему делу нарушает права Угдыжековой Н.В. на судебную защиту и противоречит практике Верховного Суда РФ.
В письменных возражениях относительно доводов частной жалобы прокурор Тулина О.Е. выражает согласие с определением суда, указывает, что судом нарушений норм процессуального права не допущено, просит оставить определение без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Представители Верховного Совета Республики Хакасия Чустеева И.А., Русинская Е.Н., представитель Министерства финансов Республики Хакасия Руденко Е.А. в письменных возражениях также выражают согласие с определением суда, просят частную жалобу и дополнение к ней оставить без удовлетворения.
В силу частей 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассматривается судьей единолично, с извещением лиц, участвующих в деле, а также с ведением аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Представитель административного истца Лиманский Д.В. ходатайствовал о рассмотрении частной жалобы и дополнения к ней в его отсутствие, административный истец, иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы и дополнения к ней, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и дополнения к ней, письменных возражений относительно них, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановленного определения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ, гарантируя каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4), предусматривает, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (пункт 4 части 2 статьи 125), и допускает возможность обращения с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части только тех лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208).
Из системного анализа вышеприведенных норм процессуального права в их взаимосвязи следует, что производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть возбуждено в случае если этим актом не нарушаются либо иным образом не затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. В случае если данное обстоятельство будет установлено судом во время производства по административному делу, производство подлежит прекращению, поскольку оно изначально не подлежало возбуждению. Кодекс административного судопроизводства РФ не предусматривает возможность судебной проверки нормативного правового акта по административному иску любого обратившегося лица, чьи права, свободы и законные интересы этим актом не нарушаются либо иным образом не затрагиваются.
Как указал Конституционный Суд РФ административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции РФ, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (Определения от 28 января 2016 г. N 109-О и от 26 мая 2016 г. N 1145-О).
Из административного искового заявления следует, что доводы Угдыжековой Н.В. о нарушении ее прав оспариваемыми в части отдельных положений Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основаны на том, что в отношении нее имеется вступившее в законную силу решение Абаканского городского суда от 22 сентября 2017 г., по которому Администрация г. Абакана обязана предоставить административному истцу, являющемуся сиротой, благоустроенное жилое помещение, которое до настоящего времени не исполнено.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению, в том числе, вышеуказанных вопросов, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями определен статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», в силу части 6 которой федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:
1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В Республике Хакасия порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен Законом Республики Хакасия от 10 декабря 2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Законом Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанные в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в том числе полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями (пункт 1, подпункт 2 пункта 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ).
Статьей 1(1) Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ определено, что в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями органы местного самоуправления:
1) формируют специализированный жилищный фонд для граждан, указанных в абзаце первом настоящей статьи, путем включения в него приобретенных в муниципальную собственность либо построенных жилых помещений;
2) устанавливают факт невозможности проживания граждан, указанных в абзаце первом настоящей статьи, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
3) выявляют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания гражданам, указанным в абзаце первом настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4) приобретают в муниципальную собственность жилые помещения путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования;
5) осуществляют строительство жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования;
6) заключают договоры найма специализированных жилых помещений и однократно обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями на основании решений уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия, осуществляющего государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, об обеспечении жилыми помещениями;
7) в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществляют контроль за распоряжением ими.
В силу статьи 2 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.
Объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с Методикой расчета субвенции на предоставление полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях, и на вознаграждение, причитающееся приемным родителям, согласно приложению 2 к настоящему Закону и Методикой расчета субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению 6 к настоящему Закону.
Средства на реализацию государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы не по назначению.
В соответствии с Методикой расчета субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, приложение 6 к Закону Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ, объем субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Ci для муниципальных образований Республики Хакасия рассчитывается по следующей формуле:
Ci = Hi x С x Ni, где:
Hi - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (по данным муниципальных образований Республики Хакасия, формирующих список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет);
С - стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Республики Хакасия, используемая для определения размера социальных выплат населению на строительство или приобретение жилья на первичном рынке жилья всеми категориями граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в случаях, установленных законодательством Республики Хакасия (утверждается приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия на момент формирования проекта закона Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия);
Ni - норма предоставления площади жилого помещения, которая утверждается нормативными актами i-го муниципального образования.
В случае если общий объем субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия, для муниципальных образований Республики Хакасия меньше, чем расчетный объем указанной субвенции, субвенция распределяется пропорционально потребности i-го муниципального образования.
В случае если распределенного объема утвержденной субвенции для i-го муниципального образования недостаточно для приобретения хотя бы одной единицы жилья, объем средств увеличивается до суммы, необходимой для приобретения одной единицы жилья, исходя из рыночной стоимости одной единицы жилья в i-м муниципальном образовании, в пределах общего утвержденного объема субвенции для муниципальных образований Республики Хакасия.
Как следует из содержания указанных норм, оспариваемых административным истцом, ими в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» определены перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления в рамках переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, прав и обязанностей органов государственной власти в области контроля при осуществлении соответствующих полномочий органами местного самоуправления, а также методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.
Органы местного самоуправления для осуществления государственных полномочий не имеют права уменьшать установленные действующим законодательством размеры финансовых средств на социальную поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (пункт 3 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).
Подпунктом 2 пункта 2, пунктом 5 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ определено, что субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет, в том числе, собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения статьи 2 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ, а также приложения 6 к указанному Закону, регламентируют межбюджетные отношения между органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления по вопросам финансирования переданных последним государственных полномочий, не применяются в отношении граждан и не затрагивают права и законные интересы Угдыжековой Н.В.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда и считает, что административный истец не является участником (субъектом) правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, которым права, свободы и законные интересы административного истца не были нарушены либо затронуты, а также не нарушаются либо иным образом не затрагиваются в настоящее время.
Доводы частной жалобы о нахождении административного истца в правоотношениях, регулируемых Законом Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ, что, по мнению ее автора, свидетельствует о возможности рассмотрения соответствующего дела и тем самым о возможности защиты нарушенного права на исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения в рамках оспаривания части правового акта, подлежат отклонению, поскольку действующее административно-процессуальное регулирование, закрепленное в КАС РФ, исходит из того, что административное судопроизводство в целом и судебно-административный нормоконтроль в частности определяются прежде всего защитой прав заинтересованного лица.
В рассматриваемом же случае заинтересованность Угдыжековой Н.В. не должна определяться весьма широко, как трактует ее сторона административного истца, т.к. она не входит в круг лиц, которые являются субъектами отношений, подлежащих регулированию оспариваемым нормативным актом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого определения судом апелляционной инстанции не установлено, оно принято судом в соответствии с требованиями закона и исходя из фактических обстоятельств дела, без нарушений норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Верховного Суда Республики Хакасия от 3 сентября 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, частную жалобу и дополнение к ней представителя административного истца Лиманского Д.В. - без удовлетворения.
Судья И.И.Аева