Судья Шешуков Д.А. Дело № 33а-2985/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Бурова А.И.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 21 июня 2017 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Октябрьского района г.Ижевска Л.О.А.
на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 11 апреля 2017 года, которым административный иск М.Т.Н. к Администрации Октябрьского района г.Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности удовлетворен.
отказ Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска от 16 января 2017 года за № М-1034 в предоставлении муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении дома и квартиры, расположенных по адресу: <адрес>, признать незаконным.
На Администрацию Октябрьского района г. Ижевска возложена обязанность устранить в полном объеме нарушение прав М.Т.Н. путем оказания муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении дома и квартиры, расположенных по адресу: <адрес>.
С Администрации Октябрьского района г. Ижевска взыскать в пользу М.Т.Н. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямова Р.Р., выслушав мнение представителя Администрации Октябрьского района г.Ижевска В.А.В., поддержавшего доводы жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
М.Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Октябрьского района г.Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления - отказа Администрации Октябрьского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении муниципальной услуги по проведению оценки соответствия дома и квартиры, расположенных по адресу: <адрес>2, требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Требования мотивированы тем, что административный истец проживала со своей семьей в квартире по адресу: <адрес>, дом является муниципальной собственностью. В ночь на ДД.ММ.ГГГГ в квартире № 1 произошел пожар, в результате которого уничтожены квартиры № № 1 и 2. В связи с произошедшим пожаром истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска о проведении оценки соответствия дома и квартиры (<адрес>) установленным требованиям, на что ДД.ММ.ГГГГ получила отказ. В связи с чем, административный истец просила признать данный отказ незаконным, обязать провести соответствующую оценку.
В судебное заседание административный истец не явилась, была извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения административного дела, о причинах неявки не сообщила.
На основании ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель Администрации Октябрьского района г.Ижевска УР В.А.В. исковые требования не признал, просил оставить иск без удовлетворения в связи с необоснованностью, представив письменный отзыв на иск.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Октябрьского района г.Ижевска Л.О.А. просит решение суда отменить. Считает, что заключение эксперта, представленное административным истцом, должно содержать информацию о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, у организации, выполняющей работы, что не было сделано. Таким образом, у Комиссии не имелось возможности сделать выводы о фактическом состоянии жилого помещения и определить соответствие его пригодности для проживания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав мнение представителя администрации Октябрьского района г. Ижевска, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 19 января 2016 года административный истец обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска с заявлением о проведении оценки соответствия дома и квартиры, находящихся по адресу: <адрес> установленным требованиям, с просьбой принятия одного из решений (в виде заключения):
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с техникоэкономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.22).
К данному заявлению было приложено заключение эксперта Межрегиональной общественной организации «Союз криминалистов» от 30 августа 2016 № 1647, согласно которому жилой дом непригоден для проживания. Дальнейшая эксплуатация (проживание) здания не представляется возможной без проведения капитального ремонта с полной заменой конструкций, находящихся в аварийном состоянии (л.д. 13-21).
16 января 2017 года Главой Администрации Октябрьского района г.Ижевска административному истцу был направлен ответ № М-1034, согласно которому в предоставлении муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» отказано ввиду несоответствия представленного заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 44, п. 45). Выполнившая заключение эксперта организация не является специализированной (отсутствует лицензия или свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства).
Данные обстоятельства установлены в ходе судебного разбирательства и сторонами не оспариваются.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительной власти (п.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В соответствие с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Пункт 42 Положения предусматривает, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого решения).
В силу пункта 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с подп. «г» п.45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, проанализировав требования, предъявляемые к процедуре оценки жилых помещений Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, пришел к обоснованному выводу о том, что процедура оценки многоквартирного дома по адресу: г.Ижевск, ул. Песочная, д.35 и вынесенное на ее основании заключение Межрегиональной общественной организации «Союз криминалистов» соответствуют требованиям вышеуказанного нормативного акта. Кроме этого, судом первой инстанции обоснованно указано, что Положение не содержит в себе требования о предоставлении дополнительных разрешительных документов специализированной организации: лицензии или свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что являлось основанием для отказа административному истцу в предоставлении муниципальной услуги (ответ Главы Администрации Октябрьского района г.Ижевска № М-1034 от 16 января 2017 года).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», пакет документов для предоставления данной услуги заявителем предоставлен в полном объеме.
В случае несогласия с предоставленным административным истцом заключением эксперта, комиссия вправе назначить дополнительное обследование и испытание, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным заявителем.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, материальный закон, подлежащий применению к спорным правоотношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 11 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.Кричкер
Судьи Р.Р. Ахкямов
А.И. Буров