ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2986/2023 от 01.09.2023 Томского областного суда (Томская область)

Судья Дубовик П.Н.

Дело № 33а-2986/2023

70RS0005-01-2022-000749-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 сентября 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Кущ Н.Г.,

судей Кулинченко Ю.В., Миркиной Е.И.

при секретаре Степановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-334/2023 по административному исковому заявлению прокурора Томского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зоркальцевского сельского поселения, администрации Томского района Томской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия

по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Зоркальцевского сельского поселения на решение Томского районного суда Томской области от 02.02.2023,

заслушав доклад судьи Кулинченко Ю.В., объяснения представителя администрации Зоркальцевского сельского поселения Асеева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Семеновой О.О., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,

установила:

прокурор Томского района Томской области обратился в Томский районный суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Зоркальцевского сельского поселения, администрации Томского района Томской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – очистных сооружений в д. Петрово; обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по организации водоотведения в д. Петрово Томского района способом, исключающим сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства; обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение в д. Петрово Томского района способом, исключающим сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Томского района на основании информации, поступившей из Департамента природных ресурсов окружающей среды Томской области проведена проверка по факту сброса неочищенных сточных вод в д. Петрово Томского района. Установлены нефункционирующие очистные сооружения, с которых допускается несанкционированный сброс неочищенных сточных вод. В пробе обнаружены загрязняющие вещества, значение массовых концентраций данных загрязняющих веществ характерны для неочищенных сточных (хозяйственно-бытовых) вод, которые поступают на рельеф. В 2006 году муниципальному образованию «Зоркальцевское сельское поселение» от муниципального образования «Томский район» передан объект «канализация д. Петрово». Канализационные сети в д. Петрово заканчиваются на недействующих очистных сооружениях, которые на баланс муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» не переданы, администрацией Зоркальцевского сельского поселения право муниципальной собственности на очистные сооружения в д. Петрово до настоящего времени не зарегистрировано. В прокуратуру района продолжают поступать материалы контролирующих органов, обращения граждан, свидетельствующие о длительном неисполнении администрацией Зоркальцевского сельского поселения обязанности по организации водоотведения способом, исключающим сброс сточных вод на почву.

Определением судьи Томского районного суда от 06.04.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, муниципальное образование «Томский район» в лице администрации Томского района, Департамент природных ресурсов окружающей среды Томской области, Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (т. 1 л.д. 185).

Протокольным определением Томского районного суда от 20.05.2022 администрация Томского района привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика, а МУП «Норма» -заинтересованным лицом (т.2 л.д. 11).

Протокольным определением суда от 20.06.2022 к участию в деле заинтересованным лицом привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Томского района (т.2 л.д. 70).

В судебном заседании помощник прокурора Томского района Ретунская М.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Томского района Старикова В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора к администрации Томского района не признала, считала, что исковые требования подлежат удовлетворению к администрации Зоркальцевского сельского поселения.

Административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика администрации Зоркальцевского сельского поселения, заинтересованных лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, МУП «Норма», Управления ЖКХ, ГО и ЧС администрации Томского района, Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях в порядке ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решением Томского районного суда от 02.02.2023 административное исковое заявление прокурора Томского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зоркальцевского сельского поселения удовлетворено.

Признано незаконным бездействие администрации Зоркальцевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – очистных сооружений в д. Петрово Томского района; в неисполнении обязанности по организации водоотведения в д. Петрово Томского района способом, исключающим сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

На администрацию Зоркальцевского сельского поселения возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – очистные сооружения в д. Петрово Томского района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; организовать водоотведение в д. Петрово Томского района способом, исключающим сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований к администрации Томского района отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель администрации Зоркальцевского сельского поселения Асеев В.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Указывает, что суд первой инстанции назначил подготовку дела к судебному разбирательству и судебное заседание в один день, провел это заседание, не убедившись в получении судебного извещения административным ответчиком, лишив его тем самым возможности представить суду возражения на административный иск. При этом административному ответчику не было известно о ранее назначенных подготовках дела к судебному разбирательству на 19.01.2023 и на 02.02.2023.

Отмечает то, что подача заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного не отнесена к вопросам местного значения, которые должен разрешать административный ответчик в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ

Судом не учтено, что спорное имущество является нефункционирующим, находится в разрушенном состоянии и не может быть использовано для решения вопросов местного значения. В этой связи административным ответчиком не допущено бездействие, выразившееся в необращении с заявлением о постановке очистных сооружений в д. Петровой на учет в качестве бесхозяйного, такой обязанности у администрации Зоркальцевского сельского поселения нет.

Считает, что суд необоснованно признал ответственным за организацию водоотведения в д. Петрово администрацию Зоркальцевского сельского поселения, усмотрел незаконное бездействие, поскольку централизованная система водоотведения передана в пользование МУП «Норма», осуществляющее вывоз жидких бытовых отходов на полигоны ООО «Томскводоканал».

Полагает, что при наличии хозяйствующего субъекта, осуществляющего водоотведение и не отказывающегося от исполнения своих обязательств, принятие мер по организации водоотведения не входит в круг полномочий органа местного самоуправления.

Указывает на неисполнимость решения суда в той части, в какой на административного ответчика возлагается обязанность организовать водоотведение в д. Петрово способом, исключающим сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф.

Ссылается на неправильное применение нормы части 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном интернет-сайте Томского областного суда 21.08.2023.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

После возбуждения апелляционного производства прокурор Томского района заявил об отказе от административного иска в части требований о признании незаконным бездействия администрации Зоркальцевского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –очистных сооружений в д. Петрово, обязании совершить действия по постановке на учет указанного объекта.

Заявление о частичном отказе от иска исходит от прокурора Томского района Иванова С.А., в заявлении отражено, что последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу разъяснены и понятны.

В силу ч.2 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит указанному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 названной нормы).

Согласно части 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

В части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным статьей 157 данного Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что отказ административного истца от иска в части не противоречит закону, совершен уполномоченным лицом, добровольно и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, апелляционная инстанция посчитала возможным принять отказ от административного иска в части, в связи с чем решение суда от 02.02.2023 подлежит отмене в части удовлетворения данных требований с прекращением производства по делу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что недействующие очистные сооружения, в которые поступают сточные (хозяйственно-бытовые) воды, расположены на территории муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение», пришёл к выводу об удовлетворении требований прокурора и признал незаконным бездействие администрации Зоркальцевского сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоотведения в д. Петрово Томского района способом, исключающим сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, возложил на администрацию поселения обязанности по совершению данных действий.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласна, находит их основанными на правильном применении норм закона и установленных фактических обстоятельств дела.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в период с 21.09.2021 по 28.09.2021 прокуратурой Томского района на основании информации, поступившей из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Сибирского межрегионального управления в сфере природопользования проведена выездная проверка по факту сброса неочищенных сточных вод в д. Петрово Томского района.

Проверкой установлено, что в д. Петрово расположены нефункционирующие очистные сооружения, из которых допускается несанкционированный сброс неочищенных сточных вод в место, представляющее собой пруд (лагуну). В результате выпуска сточных вод территория заболочена, происходит гибель деревьев (кедров) на территории памятника природы областного значения «Петровский припоселковый кедровник». Заключением о результатах исследования пробы подтверждается, что концентрация загрязняющих веществ характерна для неочищенных сточных (хозяйственно-бытовых) вод.

В соответствии с передаточным актом от 15.02.2006 муниципальному образованию «Зоркальцевское сельское поселение» от муниципального образования «Томский район» передан объект «канализация д. Петрово» (номер объекта 307) (т.1 л.д. 74-82).

01.12.2021 в адрес Главы Зоркальцевского сельского поселения прокурором внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.

14.01.2022 Глава Зоркальцевского сельского поселения Л. по результатам рассмотрения представления признал его обоснованным, сославшись на то, что для устранения выявленного нарушения необходимо финансирование. Администрацией поселения направлено ходатайство о выделении бюджетных ассигнований Главе Томского района на сумму 1 млн. руб. для разработки проекта очистных сооружений в д. Петрово, поселение готово софинансировать из местного бюджета (т.1 л.д. 46).

Вместе с тем до настоящего времени выявленные нарушения природоохранного законодательства не устранены, в д. Петрово продолжает осуществляться несанкционированный сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, в связи с чем прокурором Томского района инициирован настоящий административный иск.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Согласно ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В соответствии с частями 1-2 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Доводы администрации Зоркальцевского сельского поселения о том, что она является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, подлежат отклонению как несостоятельные.

В соответствии ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 указанной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, куда включены вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1), не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 той же статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно п.1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 2 ст. 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» за сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Томский район», закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение», утвержденного решением Совета Зоркальцевского сельского поселения от 09.11.2017 № 12, к вопросам местного значения Зоркальцевского сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Зоркальцевского сельского поселения обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п.7 ч.1 ст. 6 Устава).

Согласно ст. 2 Устава Зоркальцевского сельского поселения и пп.5 ст. 2 Закона Томской области от 12.11.2004 № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» д. Петрово входит в границы Зоркальцевского сельского поселения.

Таким образом, вопросы организации водоотведения на территории д. Петрово отнесены к полномочиям администрации Зоркальцевского сельского поселения.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В материалы административного дела представлено соглашение № 244 от 02.06.2020 о передаче муниципальным образованием «Зоркальцевское сельское поселение» муниципальному образованию «Томский район» отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, согласно которому муниципальному образованию «Томский район» переданы полномочия по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения в объеме межбюджетных трансфертов на сумму 104430 руб.(в год) (т.1 л.д. 231-235).

Срок действия соглашения предусмотрен с 01.01.2020 по 31.12.2022 (п.5.1).

Оценивая данное соглашение, суд первой инстанции верно исходил из того, что само наличие данного документа не исключало выполнение обязанностей администрацией Зоркальцевского сельского поселения, закрепленных за ней законом и Уставом, предметом соглашения выступает передача лишь части полномочий, содержание и объем которых приведен в приложениях № 1-3. Полномочие по водоотведению (т.1 л.д. 234 оборотная сторона) ограничено рядом функций, связанных с участие в комиссии по обследованию объектов строительства и капитального ремонта объектов водоотведения, взаимодействием с областными органами в части реализации федеральных областных программ.

Кроме того, соглашение ограничено сроком, который на момент возникновения настоящего спора истёк.

Судебная коллегия, также отмечает, что согласно п.2.2.1 представленного соглашения поселение для исполнения соглашения обязано перечислять межбюджетные трансферты району на реализацию полномочий, предусмотренных приложением № 1 к соглашению. На основании п.2.4.1 соглашения район обязан осуществлять полномочия, предусмотренные п.1.1 соглашения в соответствии с требованиями действующего законодательства в пределах выделенных на эти цели финансовых средств (иных внебюджетных трансфертов).

Изложенное исключает удовлетворение требований административного иска к администрации Томского района.

Вопреки доводам жалобы о том, что администрацией Зоркальцевского сельского поселения с целью осуществления коммунальных услуг на территории сельского поселения создано Муниципальное унитарное предприятие «Норма», не свидетельствует об исполнении ею обязанности по организации водоотведения на территории поселения в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Действительно, договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 1 от 01.01.2020 администрация Зоркальцевского сельского поселения закрепила за МУП «Норма» на праве хозяйственного ведения для оказания коммунальных услуг (в том числе водоотведения) потребителям на территории Зоркальцевского сельского поселения в населенном пункте Петрово канализационные сети протяженностью 2000 м. (Приложение № 3 к договору № 1 – т.1 л.д. 100-105).

В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 1 от 01.01.2020, заключенного Администрацией Зоркальцевского сельского поселения и МУП «Норма», предприятие приняло обязательство нести расходы по содержанию переданного ей имущества, в том числе на оплату текущего ремонта и расходуемых в процессе эксплуатации материалов, поддерживать объект в том состоянии, в котором имущество было получено, с учетом естественного технического износа. Обязательства по оплате ремонта, превышающего сумму, заложенную в тариф, несет Администрация (п. 3.1.6).

На основании актов обследования, проверок, представленных в дело, установлено и не оспаривается, что очистные сооружения в д. Петрово находятся в полуразрушенном аварийном состоянии, не функционируют, т.е. требуют капитального ремонта. Возложение данных мероприятий на МУП «Норма» вышеупомянутым договором о закреплении муниципального имущества не предусмотрено.

Доводы администрации Зоркальцевского сельского поселения о том, что спорные очистные сооружения в д. Петрово на баланс муниципальному образованию «Зоркальцевское сельское поселение» не передавались, они не входят в состав переданной по акту от 15.02.2006 канализации, судебная коллегия отвергает как несостоятельные.

По данным, полученным от администрации Томского района (т.1 л.д. 73), Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (т.1 л.д. 86), МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях (т. 1 л.д. 202), Управления Росреестра по Томской области (т.1 л.д. 194-201), ОГБУ «ТОЦИК» (т.1 л.д. 84) нефункционирующие очистные сооружения в д. Петрово в Реестре муниципальной собственности муниципального образования «Томский район», в Реестре государственного имущества Томской области, в реестре федерального имущества не значатся, в отношении указанного объекта отсутствуют сведения в государственном реестре недвижимого имущества.

Вместе с тем в соответствии с передаточным актом от 15.02.2006 в собственность муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» передано от муниципального образования «Томский район» имущество, в числе которого канализация в д. Петрово, 1983 года постройки, на основании решения малого совета от 27.01.1993 № 12.

Как следует из писем администрации Томского района от 17.08.2023, 30.08.2023, представленных суду апелляционной инстанции, администрацией Томского района подготовлено постановление от 15.02.2006 № 43 «О передачи имущества в собственность вновь образованных муниципальных образований (поселений), в котором в Перечне имущества передаваемого в собственность образованию «Зоркальцевское поселение» имеются под № 307 сведения о передачи канализации. Соответствующее постановление представлено судебной коллегии и приобщено к административному делу.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» централизованной системой коммунальной канализации является комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

Следовательно, вопреки утверждениям представителя административного ответчика, на основании передаточного акта от 15.02.2006 (п.307) в собственность муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» фактически передана система канализации в д. Петрово, в которую входят, в том числе очистные сооружения 1983 года постройки.

Оснований считать, что эти сооружения не являются теми, в отношении которых учинен административный иск, нет, поскольку указанное подтверждается актом выездного обследования прокуратуры и заключением кадастрового инженера (с фототаблицей).

Таким образом, совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств подтверждается, что администрацией Зоркальцевского сельского поселения не предпринимается действенных мер для реализации мероприятий по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс неочищенных сточных вод, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал требования прокурора в этой части правомерными и возложил на администрацию Зоркальцевского сельского поселения обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение в д. Петрово Томского района способом, исключающим сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Довод жалобы о неизвещении администрации Зоркальцевского сельского поселения о дате и времени судебного заседания противоречит материалам административного дела.

Согласно телефонограмме от 01.02.2023 (т.2 л.д. 186), составленной секретарем судебного заседания Б., администрация Зоркальцевского сельского поселения заблаговременно извещена о дате рассмотрения административного дела, назначенного на 02.02.2023. Также администрацию поселения уведомляли посредством телефонограммы от 10.01.2023 о дате подготовки дела к судебному разбирательству, назначенной на 19.01.2023, что в соответствии со ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признается надлежащим извещением.

Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности (части 8, 10 статьи 96 КАС РФ).

Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Информация о времени и месте рассмотрения дела также была размещена на официальном интернет-сайте Томского районного суда Томской области (10.01.2023 и 01.02.2023) в соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации».

При таких данных приведенный административным ответчиком в апелляционной жалобе довод о необоснованном рассмотрении дела судом первой инстанции в его отсутствие несостоятелен.

Апелляционная жалоба не содержит ссылки на юридически значимые обстоятельства, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и способны повлиять на вывод суда о субъекте, отвечающим за принятие необходимых мероприятий по организации водоотведения в д. Петрово в соответствии с природоохранным законодательством. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, не допущено.

В связи с изложенным, руководствуясь пунктами 1,4 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ прокурора Томского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, от требований административного искового заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – очистных сооружений в д. Петрово; обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –очистные сооружения в д. Петрово в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

решение Томского районного суда Томской области от 02.02.2023 в части разрешения данных требований отменить, производство по административному делу в этой части прекратить;

в остальной части решение Томского районного суда Томской области от 02.02.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Зоркальцевского сельского поселения – без удовлетворения;

кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Томский районный суд Томской области.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 08.09.2023.