ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-29880/2016 от 31.10.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья Капцова Т.Ю. Дело № 33а-29880/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Портнове Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2016 года апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на решение Волоколамского городского суда Московской области от 25 августа 2016 года по делу по административному иску Леонтьевой М. Ф. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

установила:

Леонтьева М.Ф. обратилась в суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения административного ответчика от 26 июля 2016 года <данные изъяты> об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на основании постановления главы Курьяновского сельского округа Волоколамского района Московской области от 2 октября 1995 года <данные изъяты> она является собственником земельного участка площадью 1000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

12 июля 2016 года представитель административного истца обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - указанном земельном участке.

Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 26 июля 2016 года <данные изъяты> истцу было отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке на том основании, что согласно части 4 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета направил запрос в архив администрации Волоколамского района о предоставлении сведений о данном объекте недвижимости, при получении ответа на вышеуказанный запрос, сведения о ранее учтенном объекте недвижимости будут внесены.

С данным решением административный истец не согласна, поскольку ею в орган кадастрового учета вместе с заявлением был представлен и правоустанавливающий документ на спорный земельный участок.

В судебном заседании представитель административного истца Коняхин В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Васильева Л.Ю. иск не признала.

Решением Волоколамского городского суда Московской области от 25 августа 2016 года административное исковое заявление Леонтьевой М.Ф. удовлетворено.

В апелляционной жалобе филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона о кадастре).

Из материалов дела усматривается, что 12 июля 2016 года представитель Леонтьевой М.Ф. - Сальникова Н.А., обратилась через МБУ «МФЦ Волоколамского муниципального района» в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты> (л.д. 16).

К данному заявлению было приложено постановление главы администрации Курьяновского сельского округа Волоколамского района Московской области от 2 октября 1995 года <данные изъяты> «О передаче земельного участка в собственность, дополнительно к имеющемуся, Леонтьевой М. Ф.», согласно которому Леонтьевой М.Ф. был выделен в собственность земельный участок, дополнительно к имеющемуся, площадью 0,10 га, расположенный в <данные изъяты>, для посадки овощей (л.д. 17).

Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 26 июля 2016 года <данные изъяты> административному истцу отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости со ссылкой на пункт 4 части 17 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку ввиду отсутствия в реестре объектов недвижимости сведений о земельном участке по адресу: <данные изъяты> орган кадастрового учета согласно части 4 статьи 45 Закона направил запрос в Архив администрации Волоколамского района о предоставлении сведений о данном объекте недвижимости. При получении ответа на вышеуказанный запрос сведения о ранее учтенном объекте недвижимости будут внесены (л.д. 8).

Согласно части 18 статьи 45 Закона о кадастре сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

В силу пункта 4 части 17 статьи 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Положениями частей 1, 7 статьи 45 Закона о кадастре предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

При этом, если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18 февраля 2010 года № 2321-ИМ/Д23, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.

В силу пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42, решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:

свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;

государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;

свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Законом о регистрации.

Как указывалось ранее, вместе с заявлением Леонтьевой М.Ф. в орган кадастрового учета было представлено постановление главы администрации Курьяновского сельского округа Волоколамского района Московской области от 2 октября 1995 года № 92 «О передаче земельного участка в собственность, дополнительно к имеющемуся, Леонтьевой М. Ф.», согласно которому Леонтьевой М.Ф. был выделен в собственность земельный участок, дополнительно к имеющемуся, площадью 0,10 га, расположенный в д. Афанасово, для посадки овощей (л.д. 17).

Данное постановление издано в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства, до настоящего времени не отменено и не признано недействительным, подтверждает права Леонтьевой М.Ф. на земельный участок площадью 1000 кв. м по адресу: <данные изъяты>.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что запрос в Архив администрации <данные изъяты> о предоставлении сведений о данном земельном участке с целью проверки подлинности представленного заявителем документа орган кадастрового учета не направил, доказательства обратного суду не представлены.

Отклоняя довод представителя административного ответчика о том, что права Леонтьевой М.Ф. не были нарушены, поскольку к ним с заявлением обращалась Сальникова Н.В., суд обоснованно исходил из того, что последняя действовала от имени Леонтьевой М.Ф. на основании доверенности.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Леонтьевой М.Ф. требований, поскольку отказ административного ответчика во внесении сведений о земельном участке по указанному адресу как о ранее учтенном объекте недвижимости не основан на нормах действующего законодательства.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на административный иск, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волоколамского городского суда Московской области от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: