ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3004/2024 от 21.02.2024 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0024-01-2023-003859-96

Судья Молотиевский А.Г. Дело № 33а-3004/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2024 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Авиловой Е.О.,

судей Гречко Е.С., Кулинича А.П.,

при секретаре Образцовой Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Радченко Владимира Юрьевича к Комитету по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района, заинтересованное лицо: Тарапцова Людмила Георгиевна, о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, по апелляционной жалобе Радченко Владимира Юрьевича на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Гречко Е.С., судебная коллегия по административным делам

установила:

Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 17 сентября 2015 года между Радченко В.Ю. и администрацией Истоминского сельского поселения Аксайского района заключены договоры аренды земельных участков № 5-и и № 6-и.

Предметом договора от 17 сентября 2015 года № 5-и является предоставление в аренду Радченко В.Ю. земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования – отдельно стоящие индивидуальные одноквартирные жилые дома с земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы.

Предметом договора 17 сентября 2015 года № 6-и является предоставление в аренду Радченко В.Ю. земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования – отдельно стоящие индивидуальные одноквартирные жилые дома с земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы.

Срок аренды земельных участков по вышеуказанным договорам установлен с 17 сентября 2015 года по 16 сентября 2035 года.

Земельные участки предоставлены в аренду с открытых аукционных торгов, которые признаны несостоявшимися, так как административный истец являлся единственным участником (письмо администрации Истоминского сельского поселения от 2 сентября 2015 года № 1259-1; извещение о проведении торгов № 030815/0145366/04).

Пунктами 8.2 вышеуказанных договоров предусмотрено, что договор субаренды земельного участка, а также договор передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору подлежат государственной регистрации в Аксайском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и направляется арендодателю для последующего учета.

Договоры зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в 2015 году.

22 сентября 2023 года между Радченко В.Ю. и Тарапцовой Л.Г. заключены соглашения об уступке прав и обязанностей по вышеуказанным договорам аренды земельных участков, о чем административный истец уведомил администрацию Истоминского сельского поселения Аксайского района и Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района.

Письмами Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района от 28 сентября 2023 года № 63.10/5634 и № 63.10/5635 административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) по договорам аренды земельного участка и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенных на торгах договоров.

Не согласившись с отказом, 9 октября 2023 года Радченко В.Ю. подано повторное заявление в Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района о предоставлении согласия на переуступку прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 17 сентября 2015 года № 5-и и № 6-и или ответа о том, что согласие не требуется, однако письмом от 18 октября 2023 года № 63.10/6221 в удовлетворении заявления отказано.

С отказами Радченко В.Ю. не согласен, поскольку, делая выводы о наличии установленного пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации запрета на уступку прав арендатора по договорам аренды земель населенных пунктов от 17 сентября 2015 года № 5-и и № 6-и, Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района, по мнению административного истца, не учел положения Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд отменить отказы Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района от 28 сентября 2023 года № 63.10/5634 и № 63.10/5635 в предоставлении муниципальных услуг; обязать Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района принять новое решение и предоставить согласие на переуступку прав и обязанностей арендатора по договорам аренды земельных участков от 17 сентября 2015 года № 5-и № 6-и или предоставить ответ, что их согласие на переуступку прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков не требуется, а носит уведомительный характер.

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 21 ноября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Радченко В.Ю. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Радченко В.Ю. считает решение суда незаконным, необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание его доводы и позиция, Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в кассационном определении от 11 мая 2022 года № 47-КАД 22-1-К6, согласно которым исключается из общего запрета на уступку прав по договору аренды земельного участка, предоставленного гражданам на торгах для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Запрет на уступку прав по договору аренды распространяется только на случаи приобретения земельных участков на торгах, а для вышеперечисленных целей земельные участки гражданами могут приобретаться как на торгах, так и без их проведения.

Также заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание особые условия договоров аренды земельных участков от 17 сентября 2015 года № 5-и и № 6-и, а именно пункты 8.2, которыми прописана процедура переуступки прав и обязанностей по договорам аренды. Названные пункты являлись существенным условием для их заключения.

В дополнениях к апелляционной жалобе Радченко В.Ю. отмечает, что поскольку договоры аренды заключены сроком на 20 лет, имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, могут быть предоставлены в аренду как в результате проведения торгов, так и без их проведения, отказ в предоставлении муниципальной услуги является незаконным.

Дело рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав, свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства указывает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3).

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину и юридическому лицу право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения, действия, бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов административного истца.

На основании частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, касающихся оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, на основании протокола приема заявок на участие в аукционных торгах от 2 сентября 2015 года между Радченко В.Ю. и администрацией Истоминского сельского поселения Аксайского района 17 сентября 2015 года заключены договоры аренды земельных участков № 5-и и № 6-и.

Предметом договора от 17 сентября 2015 года № 5-и является предоставление в аренду Радченко В.Ю. земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования – отдельно стоящие индивидуальные одноквартирные жилые дома с земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы.

Предметом договора 17 сентября 2015 года № 6-и является предоставление в аренду Радченко В.Ю. земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования – отдельно стоящие индивидуальные одноквартирные жилые дома с земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы.

Срок аренды земельных участков по вышеуказанным договорам установлен с 17 сентября 2015 года по 16 сентября 2035 года.

Земельные участки предоставлены в аренду с открытых аукционных торгов, которые признаны несостоявшимися, так как административный истец являлся единственным участником (письмо администрации Истоминского сельского поселения от 2 сентября 2015 года № 1259-1; извещение о проведении торгов № 030815/0145366/04).

22 сентября 2023 года между Радченко В.Ю. и Тарапцовой Л.Г. заключены соглашения об уступке прав и обязанностей по вышеуказанным договорам аренды земельных участков, о чем административный истец уведомил администрацию Истоминского сельского поселения Аксайского района и Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района.

Письмами Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района от 28 сентября 2023 года № 63.10/5634 и № 63.10/5635 административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) по договорам аренды земельного участка и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенных на торгах договоров.

Не согласившись с отказом, 9 октября 2023 года Радченко В.Ю. обратился в Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района с заявлением о предоставлении согласия на переуступку прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 17 сентября 2015 года № 5-и и № 6-и или ответа о том, что согласие не требуется, однако письмом от 18 октября 2023 года № 63.10/6221 в удовлетворении заявления отказано.

Принимая решение по делу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что положения пункта 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие право арендатора земельного участка передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, не должны входить в противоречие с пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающим запрет на переуступку прав и обязанностей по договорам аренды, заключенным после 1 июня 2015 года путем проведения торгов.

Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключение договоров субаренды, перенайма, переуступки права аренды в отношении государственного имущества должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Во исполнение названного Федерального закона постановлением Администрации Аксайского района от 13 октября 2016 года № 464 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача арендатору земельного участка согласия (уведомления) на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе передачу земельных участков в субаренду» (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 9.2 Административного регламента заявление о получении согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка или на передачу в субаренду земельного участка направляется арендатором земельного участка в Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района, в случае заключения договора аренды на срок менее 5 лет.

Уведомление о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка или передаче в субаренду земельного участка направляется арендатором земельного участка в Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района, в случае заключения договора аренды на срок более 5 лет.

Согласно пункту 6 указанного Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: согласие на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка; письмо об уведомлении о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка; согласие на субаренду земельного участка; письмо об уведомлении о передаче в субаренду земельного участка; мотивированный отказ.

Пунктом 13 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, которыми являются: отсутствие у представителя заявителя соответствующих полномочий на получение муниципальной услуги; предоставление заявителем документов, имеющих подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления; отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации; наличие у заявителя неполного комплекта документов, предусмотренных в пункте 9 административного регламента; наличие в представленных документах противоречащих сведений об объектах (земельных участках, зданиях, сооружениях) и (или) субъектах (заявителях) правоотношений; отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка в установленном законом порядке, если срок договора аренды более одного года; наличие задолженности по арендной плате за землю и пени.

Пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право арендатора с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

В отличие от указанного общего правила пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Согласно пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

Делая выводы о наличии установленного пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации запрета на уступку прав арендатора по договорам аренды земельных участков от 17 сентября 2015 года № 5-и и № 6-и, суд первой инстанции не учел положения Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен без проведения торгов в случае его предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Его заключению должны предшествовать подача заявления о предоставлении земельного участка, опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, обеспечение иным гражданам возможности подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды этого участка в течение тридцати дней со дня опубликования извещения (подпункт 1 пункта 1, пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

В отсутствие заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу приведенных норм закона договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае его предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства может быть заключен не только путем проведения торгов, что исключает применение к таким договорам предусмотренного пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации запрета на уступку прав арендатора, вне зависимости от того, в каком порядке по результатам проведения публичных процедур, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, был заключен договор в отношении конкретного участка - по результатам торгов или без их проведения.

Установленное пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации условие о письменном уведомлении арендатора не может быть истолковано и применено как ограничивающее права арендатора передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу. Обратное противоречит пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, императивно устанавливающему свободу передачи арендатором земельного участка при долгосрочной аренде своих прав и обязанностей третьему лицу.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что оспариваемые административным истцом решения Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района об отказе в предоставлении муниципальной услуги, оформленные письмом от 28 сентября 2023 года № 63.10/5634 и письмом от 28 сентября 2023 года № 63.10/5635, нельзя признать законными.

Также судебная коллегия принимает во внимание, что оснований для отказа в предоставлении услуги, предусмотренных пунктом 13 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача арендатору земельного участка согласия (уведомления) на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе передачу земельных участков в субаренду», утвержденного постановлением Администрации Аксайского района от 13 октября 2016 года № 464, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита законных интересов Радченко В.Ю., в связи с чем решение Аксайского районного суда Ростовской области 21 ноября 2023 года подлежит отмене.

Поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения могут быть устранены в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение об удовлетворении требований о признании незаконными решений Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района об отказе в предоставлении муниципальной услуги, оформленных письмом от 28 сентября 2023 года № 63.10/5634 и письмом от 28 сентября 2023 года № 63.10/5635.

Принимая во внимание, что административный истец неоднократно обращался в Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района как с уведомлением о заключении соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, так и с заявлением о предоставлении согласия на переуступку прав, в качестве способа восстановления нарушенного права судебная коллегия полагает необходимым возложить на Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района обязанность предоставить Радченко В.Ю. письма об уведомлении о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 17 сентября 2015 года № 5-И и от 17 сентября 2015 года № 6-И Тарапцовой Л.Г.

Кроме того, в административном исковом заявлении Радченко В.Ю. заявлены требования о взыскании с Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и расходов на совершение нотариальных действий в размере 2500 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, а также другие признанные судом необходимыми расходы (статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. (часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В связи с рассмотрением указанного административного дела административным истцом понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы на совершение нотариальных действий в размере 2500 рублей.

Несение указанных расходов подтверждается чек-ордером, а также справкой нотариуса Аксайского нотариального округа Ростовской области ФИО9 (л.д. 3, 11).

Таким образом, поскольку решение Аксайского районного суда Ростовской области 21 ноября 2023 года подлежит отмене, а административный иск Радченко В.Ю. – удовлетворению, также подлежат удовлетворению требования о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов на совершение нотариального действия в размере 2 500 рублей.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 ноября 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконными решения Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района об отказе в предоставлении муниципальной услуги, оформленные письмом от 28 сентября 2023 года № 63.10/5634 и письмом от 28 сентября 2023 года № 63.10/5635.

Обязать Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района предоставить Радченко Владимиру Юрьевичу письма об уведомлении о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 17 сентября 2015 года № 5-И и от 17 сентября 2015 года № 6-И Тарапцовой Людмиле Георгиевне.

Взыскать с Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района в пользу Радченко Владимира Юрьевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на совершение нотариального действия в размере 2 500 рублей, а всего 2 800 рублей.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Е.О. Авилова

Судья Е.С. Гречко

Судья А.П. Кулинич

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 февраля 2024 года.