ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3006/19ДОКЛАД от 01.08.2019 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-3006/2019 Докладчик Емельянова О.И.

Судья Муравьева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего Шишкина С.К.

и судей Самылова Ю.В., Емельяновой О.И.

при секретаре Крисько В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 01 августа 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Жилищно-строительного кооператива № 22 на решение Муромского городского суда Владимирской области от 24 апреля 2019 года, которым ЖСК-22 отказано в признании незаконным приказа Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 25.12.2018 № 2500-01-02 о проведении внеплановой документарной проверки.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ЖСК-22 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, в котором с учетом уточнения требований, просил признать незаконным приказ Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция, ГЖИ) от 25.12.2018 № 2500-01-02 о проведении внеплановой документарной проверки.

В обоснование требований указал, что в соответствии с данным приказом начата внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 03.09.2018 № 1059-01-02 об устранении нарушений жилищного законодательства при начислении платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению жителям квартиры № **** дома № **** по улице **** г. ****. Вместе с тем, решением Муромского городского суда от 09.01.2019, вступившим в законную силу, вышеуказанное предписание от 03.09.2018 № 1059-01-02 признано незаконным в части сроков проведения перерасчета. Однако оспариваемый приказ позволяет ГЖИ администрации Владимирской области проводить проверку исполнения ранее выданного предписания от 03.09.2018 № 1059-01-02 в полном объеме, пунктом 10.1 данного приказа лицу, уполномоченному на проведение проверки, предписано получить копии документов, подтверждающих исполнение ранее выданного предписания. Считает оспариваемый приказ незаконным, поскольку он противоречит предписаниям п.1 ч.2, ч.21 ст.10, ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и нарушает права административного истца.

В судебном заседании представители административного истца председатель ЖСК - 22 Селихов А.И. и Подгорнов Н.В., действующий на основании доверенности, поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ГЖИ администрации Владимирской области по доверенности Тигин Н.А. в возражениях относительно исковых требований указал, что решением Муромского городского суда от 09.01.2019 предписание инспекции от 03.09.2018 № 1059-01-02 признано судом незаконным только в части указания сроков проведения перерасчета платы за коммунальные услуги. Требования предписания о приведении платы за коммунальные услуги в соответствие с положениями действующего законодательства, а также необходимости перерасчета платы за данные услуги признаны судом законными. В связи с этим, у инспекции, как у органа государственного жилищного надзора имелись правовые основания, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, для назначения внеплановой документарной проверки, целью которой является проверка исполнения предписания от 03.09.2018 № 1059-01-02, и, соответственно, издания оспариваемого приказа. Кроме того, ЖСК-22 не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов кооператива оспариваемым приказом. Также не представлены документы, свидетельствующие об исполнении законных требований предписания, а именно, приведении начисления платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению в соответствие с действующим законодательством.

Административный ответчик заместитель начальника ГЖИ администрации Владимирской области Норихин М.В., будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец ЖСК-22 просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что суд не принял во внимание и не дал оценки доводу истца о том, что в пункте 9 оспариваемого приказа незаконно расширены правовые основания проведения проверки, к которым административный ответчик, в частности, отнес Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, Постановление Губернатора Владимирской области от 12.11.2010 № 1208 «Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме». Полагает, что поскольку в предписании от 03.09.2018 № 1059-01-02 не указано на устранение нарушений вышеперечисленных нормативных правовых актов, включение данных актов в предмет проверки противоречит положениям п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и существенно нарушает права административного истца.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ЖСК - 22 Селихов А.И., Митюшкин С.С. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить, отменив решение суда.

Представитель ГЖИ администрации Владимирской области, административный ответчик заместитель начальника ГЖИ администрации Владимирской области Норихин М.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 21 ст. 10 указанного Федерального закона в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Нормой ст. 14 приведенного Федерального закона установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч.1).

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки;5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов); 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки (ч.2).

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

В силу пункта 4 указанного Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

В соответствии с п.1.1. Положения о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 № 21, государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области является органом исполнительной власти области и входит в систему органов Государственной жилищной инспекции Российской Федерации.

В силу п.3.1 вышеуказанного Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит в установленном законом порядке плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицам, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Из материалов дела следует, что 18.04.2017 ГЖИ администрации Владимирской области в отношении ЖСК-22 вынесено предписание № 630-01-02 в целях соблюдения прав жителей квартиры № **** дома № **** по ул. **** г. ****. ЖСК-22 предписано производить начисление платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению с июня 2017 года согласно установленным нормативам потребления коммунальных услуг и произвести перерасчет платы за указанные услуги с мая 2014 года по май 2017 года. Срок для устранения выявленных нарушений и исполнения предписания установлен до 10.08.2017.

ЖСК-22 обжаловало указанное предписание. Решением Муромского городского суда от 27.02.2018 по делу № 2а-148/2018, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 14.06.2018, ЖСК-22 отказано в удовлетворении административного иска о признании вышеуказанного предписания незаконным (л.д.32-43).

22.02.2018 ГЖИ администрации Владимирской области в адрес ЖСК-22 вновь вынесено предписание № 180-01-02, которым предписано производить начисление платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению жителям вышеуказанной квартиры согласно установленным нормативам потребления коммунальных услуг с июня 2017 года и произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с мая 2014 года по май 2017 года.

ЖСК-22 вышеуказанное предписание ГЖИ администрации Владимирской области от 22.02.2018 № 180-01-02 не исполнено, начисление платы за коммунальные услуги по нормативам потребления не произведено.

16.05.2018 ГЖИ администрации Владимирской области в адрес ЖСК-22 вновь вынесено предписание № 533-01-02, которым предписано в целях соблюдения прав пользователей коммунальных услуг квартиры № **** дома № **** по ул.**** г.**** производить начисление платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению с 01.06.2018 согласно установленным нормативам потребления коммунальных услуг и произвести перерасчет платы за указанные услуги с мая 2014 года по май 2018 года. Срок исполнения предписания установлен до 16.07.2018.

Решением Муромского городского суда от 11.10.2018 по делу № 2а-1557/2018, вступившим в законную силу, отказано в признании указанного предписания от 16.05.2018 № 533-01-02 незаконным.

Вышеуказанное предписание ГЖИ администрации Владимирской области от 16.05.2018 № 533-01-02 не исполнено ЖСК-22, что следует из акта проверки от 03.09.2018 № 799-01-02.

03.09.2018 ГЖИ администрации Владимирской области в отношении ЖСК-22 вновь вынесено предписание № 1059-01-02, которым предписано в целях соблюдения прав пользователей коммунальных услуг квартиры № **** дома № **** по ул.**** г.**** производить начисление платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению с 01.10.2018 согласно установленным нормативам потребления коммунальных услуг и произвести перерасчет платы за указанные услуги с мая 2014 года по сентябрь 2018 года. Срок исполнения предписания установлен до 20.11.2018.

ЖСК-22 воспользовался правом на обжалование вышеуказанного предписания ГЖИ администрации Владимирской области от 03.09.2018 № 1059-01-02.

Разрешая указанный спор, суд, проверяя законность вышеуказанного предписания, руководствуясь нормами пунктов 42,44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, указал, что при отсутствии в жилом помещении индивидуального прибора учета холодной, горячей воды, плата за такую услугу определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, количества зарегистрированных граждан в жилом помещении и тарифов на коммунальные услуги, действующих в каждом расчетном периоде. Такой порядок распространяется на всех жителей многоквартирных домов, вне зависимости от выбранного способа управления домом. Иной порядок расчета платы за коммунальные услуги действующим законодательством не предусмотрен. Действующий порядок не может быть изменен на основании Устава ЖСК-22. Применяемый ЖСК-22 алгоритм расчета платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения для собственника квартиры, не оборудованной индивидуальными приборами учета, на основании показаний общедомовых приборов учета противоречит действующему законодательству.

Установив, что применяемая ЖСК-22 методика начисления платы за коммунальные услуги не основана на нормах действующего законодательства, предшествующие неоднократные предписания Инспекции ЖСК-22 не исполнены, суд пришел к выводу, что у ГЖИ администрации Владимирской области имелись основания для вынесения оспариваемого предписания от 03.09.2018 №1059-01-02, которое является законным и обоснованным, направлено на приведение платы за коммунальные услуги в соответствие с действующим законодательством (л.д.52).

Вместе с тем, учитывая, что срок начисления платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению с 01.06.2018, а также период проведения перерасчета с мая 2014 года по май 2018 года уже установлены в ранее выданном предписании от 16.05.2018 № 533-01-02, которое не исполнено ЖСК-22, в связи с чем, у ЖСК-22 сохраняется обязанность начисления платы по нормативам потребления именно с 01.06.2018 и проведении перерасчета за период с мая 2014 года по май 2018 года, суд признал вышеуказанное предписание от 03.09.2018 № 1059-01-02 незаконным только в части указания срока перерасчета по сентябрь 2018 года и в части указания срока начисления платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению с 01.10.2018 (л.д.49-53).

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

25.12.2018 заместителем начальника ГЖИ администрации Владимирской области Норихиным М.В. вынесен приказ № 2500-01-02 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ЖСК-22 с целью проверки исполнения предписания от 03.09.2018 № 1059-01-02 по устранению выявленных нарушений порядка начисления платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению жителям квартиры № **** дома № **** по улице **** города ****. В качестве предмета проверки указано выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В разделе 9 приказа поименованы правовые оснований проведения проверки (л.д. 98-102).

В результате проведенной проверки установлено, что предписание ГЖИ администрации Владимирской области от 03.09.2018 № 1059-01-02 не исполнено. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания в адрес ГЖИ не поступало. Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 13.02.2019 № 450-01-02 (л.д. 103-105).

По результатам проведенной проверки в адрес ЖСК-22 вновь вынесено предписание от 13.02.2019 № 450-01-02 ЖСК-22, которым предложено в срок до 13.05.2019 в целях соблюдения прав пользователей коммунальных услуг квартиры № **** дома № **** по ул. **** г. ****, с учетом требований жилищного законодательства, изложенного в акте ГЖИ от 13.02.2019 № 450-01-02, производить начисление платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению с 01.06.2018 согласно установленным нормативам потребления коммунальных услуг и произвести перерасчет платы за указанные услуги с мая 2014 года по май 2018 года (л.д. 106-107).

Данные обстоятельства подтверждены документально и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Разрешая требование ЖСК-22 о признании оспариваемого приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 25.12.2018 № 2500-01-02 незаконным, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что в соответствии с положениями главы 22 КАС РФ для признания решения (действия) незаконными суд должен установить наличие совокупности условий: противоречие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему возникшие правоотношения; нарушение оспариваемым решением (действием) прав и свобод заявителя.

Полномочия заместителя начальника инспекции М.В. Норихина на издание оспариваемого приказа основаны на нормах ст.ст. 10, 11, 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п.1.1, 3.1, 3.10 Положения о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 № 21, и административным истцом не оспариваются.

Проверяя законность оспариваемого приказа от 25.12.2018 № 2500-01-02 о проведении внеплановой документарной проверки, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ранее выданное предписание от 03.09.2018 № 1059-01-02 не отменено, незаконным в установленном порядке не признано; ЖСК-22 в ГЖИ администрации Владимирской области не представлено данных об исполнении требований указанного предписания, а именно начислении платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению по нормативам потребления, а также проведении перерасчета жителям квартиры № **** в доме № **** по ул.**** в г. ****; установленный данным предписанием срок для добровольного исполнения истек 20.11.2018.

Изложенные обстоятельства, как правильно установил суд первой инстанции, в силу ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ обуславливают право органа государственного жилищного надзора инициировать проведение проверки исполнения ранее выданного предписания.

Доводы административного истца о признании предписания от 03.09.2018 №1059-01-02 незаконным в судебном порядке суд первой инстанции обоснованно признал безосновательными, поскольку вышеуказанное предписание по существу требований о порядке начисления платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению по нормативу потребления жителям квартиры № **** дома № **** по ул.**** в г. **** и проведении перерасчета незаконным не признано, сроки начисления платы по нормативам потребления (с 01.06.2018) и сроки проведения перерасчета (с мая 2014 года по май 2018 года) определены ранее выданными предписаниями. При этом суд правильно указал, что каких-либо сроков устранения нарушений, в части которых предписание ГЖИ было признано незаконным, приказ от 25.12.2018 № 2500-01-02 не содержит.

Предметом судебной проверки в рамках настоящего административного иска является только приказ от 25.12.2018, который как правильно указал суд первой инстанции, сам по себе права и законные интересы административного истца не нарушает, препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов не создает.

Таким образом, установив, что приказ ГЖИ администрации Владимирской области от 25.12.2018 № 2500-01-02 издан компетентным должностным лицом в рамках предоставленных законом полномочий, содержит необходимые сведения, предусмотренные ч.2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, не противоречит закону, права и законные интересы административного истца не нарушает, суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленного ЖСК-22 требования о признании данного приказа незаконным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу доказательствах и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном расширении предмета проверки судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку предметом проверки, как с очевидностью следует из содержания оспариваемого приказа, является выполнение ЖСК-22 ранее выданных предписаний ГЖИ администрации Владимирской области (раздел 7 приказа). Какие-либо иные действия (решения) ЖСК-22 предметом проверки, согласно оспариваемому приказу от 25.12.2018, не охватываются.

Многочисленные нормативные акты, на которые ссылается податель жалобы, поименованы в разделе 9 приказа от 25.12.2018, в котором изложены правовые основания проведения проверки. Сама по себе ссылка на вышеуказанные нормативные правовые акты о незаконности приказа не свидетельствует, предмет проверки не расширяет, несмотря на утверждения административного истца об обратном.

Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено, решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений процессуального характера, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Муромского городского суда Владимирской области от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива № 22 – без удовлетворения.

Председательствующий С.К.Шишкин

Судьи: Ю.В. Самылов

О.И.Емельянова