УИД 69RS0009-01-2021-000444-40
Дело № 33а-300/2022 судья Карбанович Д.В. 2022 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2022 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,
судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.,
при секретаре судебного заседания Лининой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.
административное дело по апелляционному представлению прокурора Зубцовского района Тверской области на решение Зубцовского районного суда Тверской области от 28 октября 2021 года, которым постановлено:
ЗАдминистративное исковое заявление прокурора Зубцовского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата, и обязании включить в повестку дня ближайшего заседания рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1.
Административное исковое заявление об обязании Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1 оставить без удовлетворенияИ.
Судебная коллегия
установила:
29 сентября 2021 года прокурор Зубцовского района Тверской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата, и обязании включить в повестку дня ближайшего заседания рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО1
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Зубцовского района Тверской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ по результатам которой установлено, что 10 сентября 2018 г. ФИО1 избран в Совет депутатов МО ЗГородское поселение - город ЗубцовИ.
По состоянию на 01 октября 2020 г., 31 декабря 2020 г., 01 апреля 2021 г. и по настоящее время ФИО1 замещает муниципальную должность депутата Совета депутатов МО ЗГородское поселение - город ЗубцовИ.
ФИО1, как лицо, замещающее муниципальную должность, обязан ежегодно, в установленные сроки, предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей.
Однако, в нарушении положений действующего законодательства, вышеуказанные сведения за 2020 г. ФИО1 не предоставлял.
Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования в связи с предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является безальтернативным последствием.
Вопрос о прекращении полномочий депутата Совета депутатов МО ЗГородское поселение - город ЗубцовИ ФИО1 на повестку дня заседания Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ не вносился и не рассматривался.
По мнению административного истца, бездействие представительного органа Совета депутатов МО ЗГородское поселение - город ЗубцовИ по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО1 нарушает законные интересы неопределённого круга лиц, поскольку исполнение обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о доходах депутатами и членами их семей обусловлено целью противодействия коррупции, в том числе путём обеспечения к таким сведениям доступа неограниченного круга лиц посредством размещения их на сайте в информационно-телекоммуникационной сети ЗИнтернетИ, предполагающего возможность контроля за доходами, а также достоверностью и полнотой представленных сведений.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1 и обязать Совет депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1.
Административный истец прокурор Зубцовского района Тверской области Ивасенко Л.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области, заинтересованное лицо ФИО1, заинтересованное лицо председатель Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ ФИО2, заинтересованное лицо - Глава муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области своевременно и надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела суд не просили.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении прокурора Зубцовского района Тверской области ставится вопрос об изменении решения суда и постановлении нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Отказывая в удовлетворении требования об обязании Совета депутатов включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО1, судом не учтено, что в силу ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ ЗО противодействии коррупцииИ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма установлена законом Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО ЗОб отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской областиИ.
На ФИО1, как на лицо, замещающее муниципальную должность, законом возложена обязанность ежегодно, в установлены сроки представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей. П-вым сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года не представлены.
Досрочное прекращение полномочий депутата представительного орана муниципального образования в связи не с предоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с требованиями установленными п. 1 ст. 40 ФЗ ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ, является безальтернативным последствием.
Вопрос о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования Згородское поселение Р город ЗубцовИ ФИО1 на повестку дня заседаний Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ не вносился и не рассматривался, что является нарушением требований действующего законодательства.
Вывод суда о том, что возложение на ответчика обязанности включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования Згородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов ФИО1 является ограничением права представительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, сделан без учета требований действующего законодательства о противодействии коррупции.
Признав незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Згородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области, выразившиеся в нерассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования Згородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1 и отказав в удовлетворении требования о возложении на Совет депутатов муниципального образования Згородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования Згородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования Згородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1, суд вынес противоречивое решение, которое не направлено на устранение нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Данная позиция суда делает не возможным реализацию требований п. 11 ст. 40 ФЗ ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ о безальтернативном досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования в связи с непредоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В суде апелляционной инстанции прокурор Обиход И.Д. доводы апелляционного представления поддержал по указанным в нём основаниям, просил решение суда изменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица о дне и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети ЗИнтернетИ заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Обиход И.Д., проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В целях защиты прав неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор наделён правом обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I ЗО прокуратуре Российской ФедерацииИ прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ, этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ ЗО противодействии коррупцииИ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ ЗО противодействии коррупцииИ, Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ ЗО контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходамИ, Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ ЗО запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментамиИ.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24 октября 2019 года № 2952-О).
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ ЗО противодействии коррупцииИ закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Согласно п. 6 и п. 8 ст. 28 Устава городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, принятого решением Совета депутатов Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 28.04.2020 г. № 80, депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273 - ФЗ ЗО противодействии коррупцииИ и другими федеральными законам. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных федеральным законом от 25.12.2008 № 273 - ФЗ ЗО противодействии коррупцииИ, федеральным законом от 03.12.2012 № 230 - ФЗ ЗО контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходамиИ, федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79 - ФЗ ЗО запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментамиИ, если иное не предусмотрено Федеральным законом, а также в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом.
Решением Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области № 152 от 18.08.2016 г. утверждено Положение о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности.
Из содержания п.п. 1.1 - 1.3 указанного Положения следует, что к лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальном образовании относятся в том числе и депутаты Совета депутатов муниципального образования Городское поселение - город Зубцов.
Лицо, замещающее муниципальную должность, обязано ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным календарным годом, предоставлять сведения: о своих доходах, полученных в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений ( с 1 января по 31 декабря) от всех источников (заработная плата, пенсия, пособие, иные выплаты), об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера по состоянию на 33 декабря; о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных в течение отчётного периода, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31 декабря; о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Лицо, замещающее муниципальную должность, предоставляет сведения, указанные в п. 1.2 настоящего Положения, по форме справки, утверждённой Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 ЗОб утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФИ, в Комиссию по контролю за соблюдением лицами, замещающими муниципальные должности, ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 Положения, в случае непредставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин, претендующий на замещение муниципальной должности, и лицо, замещающее муниципальную должность, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом и материалами дела установлено, что ФИО1 на основании постановления Территориальной избирательной комиссии Зубцовского района от 10 сентября 2018 года № 82/575-4 ЗО результатах выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Городское поселение - город Зубцов Зубцовского района Тверской области четвёртого созываИ является депутатом Совета депутатов муниципального образования Городское поселение - город Зубцов Зубцовского района Тверской области четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
Согласно служебной записки главным специалистом-юристом администрации Зубцовского района ФИО3 доведено до сведения председателя Совета депутатов муниципального образования Городское поселение - город Зубцов Зубцовского района Тверской области ФИО2 о том, что 30 марта 2021 г. Губернатору Тверской области направлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по девяти депутатам из десяти, сведения не представлены депутатом ФИО1, который неоднократно извещался о необходимости их представления в срок, установленный законом.
В июле 2021 года прокуратурой Зубцовского района в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлен факт не предоставления депутатом ФИО1 сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2020 год.
Из объяснений ФИО1 от 21 июля 2021 г., данных им заместителю прокурора Зубцовского района Трифонову А.А., следует, что в 2021 г. он не стал подавать сведения о своих доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей, поскольку не видел в этом целесообразности, так как все данные о движимом и недвижимом имуществе в администрации поселения имелись. Данные сведения он подавал ранее в 2020 г.
Из объяснений председателя Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ ФИО2, данных им 14 июля 2021 г. заместителю прокурора Зубцовского района Трифонову А.А., следует, что все депутаты об обязанности подавать Губернатору Тверской области сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей, предупреждены. В 2021 г. данные сведения не были представлены депутатом ФИО1. На заседаниях Совета депутатов вопрос о снятии с ФИО1 депутатских полномочий не рассматривался.
Факт не предоставления депутатом ФИО4 сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах его супруги и несовершеннолетних детей за отчётный
2020 год подтверждается материалами проведенной прокуратурой Зубцовского района проверкой, а также сообщением Главного управления региональной безопасности Тверской области от <данные изъяты>
Признавая оспариваемое бездействие Совета депутатов незаконным, суд первой инстанции верно исходил из того, что непредставление сведений о своих доходах, об обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей является незаконным, служит основанием для досрочного прекращения ФИО1 полномочий депутата в соответствии с требованиями п. 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, и в нарушение п. 11 ст. 40 указанного Федерального закона, Советом депутатов муниципального образования вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО1 не рассматривался.
В данной части нарушений или неправильного применения судом норм материального права не допущено, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение - город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что данное требование является ограничением права представительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Судебная коллегия находит такой вывод несостоятельным, сделанным без учета норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела, исходя из следующего.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 ЗО прокуратуре Российской ФедерацииИ).
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона ЗО прокуратуре Российской ФедерацииИ прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В целях защиты прав неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор наделён правом обращения в суд.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ ЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииИ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Этим же Законом в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 15 осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Таким образом, законодателем прокурору предоставлено право по инициированию включения в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении административного искового заявления об обязании Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1, с вынесением в данной части нового решения об удовлетворении требований прокурора Зубцовского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление прокурора Зубцовского района Тверской области удовлетворить, решение Зубцовского районного суда Тверской области от 28 октября 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления об обязании Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1
Принять по делу в указанной части новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Зубцовского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата, и обязании включить в повестку дня ближайшего заседания рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата удовлетворить в полном объеме.
Обязать Совет депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования ЗГородское поселение Р город ЗубцовИ Зубцовского района Тверской области ФИО1.
В остальной части решение Зубцовского районного суда Тверской области от 28 октября 2021 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи