ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-30245/19АП от 12.09.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Головин А.Ю. Дело № 33а-30245/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.

судей Кривцова А.С., Санниковой С.А.

секретарь Богданов Л.Ю.

с участием прокурора Руденко М.В.

по докладу судьи Казакова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Новороссийска к администрации муниципального образования г. Новороссийск о признании незаконным нормативного правового акта

по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Новороссийск, МУП «Водоканал города Новороссийска» по доверенности ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 14 мая 2019 года,

Заслушав доклад судьи, выслушав явившиеся стороны, судебная коллегия,

установила:

прокурор г. Новороссийска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Новороссийск о признании постановления администрации муниципального образования г. Новороссийск от 29.05.2015 года № 3993 «Об утверждении Положения о порядке установления предельных объемов водопотребления для абонентов, потребляющих питьевую воду из систем коммунального водоснабжения муниципального образования г. Новороссийск» недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

В обосновании требований указал, что постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 29.05.2015 г. № 3993 утверждено Положение о порядке установления предельных объемов водопотребления для абонентов, потребляющих питьевую воду из систем коммунального водоснабжения муниципального образования город Новороссийск», которым предусмотрено ежегодное установление для абонентов водопроводно-канализационного хозяйства - юридических лиц предельных объемов водопотребления и взимание платы в повышенном размере за потребление воды сверх утвержденных объемов.

Постановление опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» № 32 от 17.06.2015 г. В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено право органа местного самоуправления принимать нормативные акты в отношении предельных объемов водопотребления и определяющих порядок расчетов за потребленную воду абонентам водопроводно-канализационного хозяйства. Последствием действия оспариваемого постановления является установление лимитов водопотребления не только для промышленных предприятий, но и любых субъектов предпринимательской деятельности, не относящихся к категории промышленных предприятий. Так на основании постановления № 3993 администрацией муниципального образования г. Новороссийск постановлением № 1629 от 20.02.2017 г. утверждены предельные объемы водопотребления для учреждений и организацией г. Новороссийска. На протест прокуратуры г. Новороссийска от 01.06.2018 г. поступил ответ от 15.06.2018 г. об отказе в его удовлетворении.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 14 мая 2019 года административные исковые требования удовлетворены. Суд признал постановление администрации муниципального образования г. Новороссийск от 29.05.2015 г. № 3993 «Об утверждении Положения о порядке установления предельных объемов водопотребления для абонентов, потребляющих питьевую воду из систем коммунального водоснабжения муниципального образования город Новороссийск» недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязал администрацию муниципального образования г. Новороссийск опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Официальный Новороссийск».

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Новороссийска по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, поскольку полагает, что к ведению администрации в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация водоснабжения относится к вопросам местного значения муниципального образования. Реализуя указанные положения администрация приняла оспариваемое положение.

В апелляционной жалобе представитель МУП «Водоканал города Новороссийска» по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что и в апелляционной жалобе, поданной от АМО г. Новороссийск.

В возражениях на апелляционные жалобы старший помощник прокурора г. Новороссийска Воробьева О.А. полагает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда МУП «Водоканал города Новороссийска» и администрация муниципального образования г. Новороссийска не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.96, 99 КАС РФ, в том числе посредством размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». О причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания не просили. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Руденко М.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.

Согласно ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 29.05.2015 г. № 3993 утверждено Положение о порядке установления предельных объемов водопотребления для абонентов, потребляющих питьевую воду из систем коммунального водоснабжения муниципального образования город Новороссийск», которым предусмотрено ежегодное установление для абонентов водопроводно-канализационного хозяйства - юридических лиц предельных объемов водопотребления и взимание платы в повышенном размере за потребление воды сверх утвержденных объемов.

Данное постановление опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» № 32 от 17.06.2015 г. и является действующим.

На основании указанного постановления администрацией муниципального образования г. Новороссийск постановлением № 1629 от 20.02.2017 г. утверждены предельные объемы водопотребления для учреждений и организацией г. Новороссийска.

Прокуратурой г. Новороссийска 01.06.2018 г. в адрес администрации муниципального образования г. Новороссийск внесен протест, который остался без удовлетворения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения.

В силу действующего п. 70 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок в настоящее время не разработан.

Постановлением Совмина РСФСР от 25.05.1983 г. № 273 «О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве РСФСР» абз. 1 пп. «а» п3 предусмотрено министерствам и ведомствам РСФСР, предприятия и организации которых имеют коммунальные водопроводы, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам предписано ввести в 1983 году лимиты на потребляемую для промышленных нужд питьевую воду и повышенные в пятикратном размере против утвержденных тарифы на питьевую воду, потребляемую предприятиями и организациями сверх лимитов. Исходя из толкования данного постановления лимиты могут устанавливаться только для предприятий и организаций, которые потребляют питьевую в промышленных целях, а не для всех юридических лиц.

Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что положениями действующего законодательства органу местного самоуправления в настоящее время не предоставлено право определять лимиты водопотребления для всех без исключения юридических лиц.

Оспариваемое постановление (п.2.1) устанавливает, что абонентом является юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, т.е. распространяется на все виды юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и видов осуществляемой хозяйственной деятельности.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что администрации муниципального образования г. Новороссийск не предоставлено право устанавливать лимиты водопотребления для всех без исключения абонентов, в связи с чем иск обоснованно удовлетворен.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение районного суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 14 мая 2019 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации муниципального образования г. Новороссийск, МУП «Водоканал города Новороссийска» по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.09.2019г.