Судья Патрунов С.Н. Дело №33а-3027/2020
УИД 76RS0017-01-2019-001834-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Моисеевой О.Н.
судей Федотовой Н.П., Архипова О.А.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
16 июня 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 25 ноября 2019 года, которым с учетом определения Ярославского районного суда Ярославской области от 25 ноября 2019 года от 05 марта 2020 года об исправлении описки, постановлено:
«В удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации ЯМР о признании незаконным уведомления, возложения обязанности отказать».
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства со строительством индивидуального жилого дома.
На основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 11-16) указанный земельный участок был предоставлен Ярославским муниципальным районом Ярославской области в аренду ФИО1 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен Ярославским муниципальным районом Ярославской области в аренду ФИО3 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 17-23).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (арендатор) и ФИО2 (новый арендатор) заключен договор переуступки права аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером № (т.1 л.д. 24-28), указанный договор зарегистрирован в ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ участок передан ФИО2 по акту приема-передачи
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее по тексту - Уведомление о планируемом строительстве), в котором указал на планируемое строительство на земельном участке с кадастровым номером № двухэтажного жилого дома, высотой 6 м.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО в адрес ФИО2 вынесено Уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (далее по тексту - Уведомление о несоответствии, Оспариваемое уведомление) (т.1 л.д. 31-32). Указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, так как земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне охраняемого природного ландшафта.
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации ЯМР, просил признать незаконным и отменить Уведомление о несоответствии, обязать Администрацию ЯМР выдать истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуальна жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В обоснование требований указано, что Уведомление о несоответствии является незаконным, нарушает права истца. ЗУ:№ согласно градостроительному плану полностью расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1), предельное количество этажей - 3 (включая мансардный этаж), или предельная высота зданий, строений, сооружений жилого дома - не более 10 м. В градостроительном плане информации об объектах культурного наследия не имеется. В соответствии с Проектом зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха», утвержденного Решением Ярославской областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362, поселок Красные ткачи расположен в границах зоны регулирования застройки (зона 2). Режимы использования данной зоны, установленные указанным Проектом, предусматривают высотные ограничения нового строительства (центральная часть - не более 5 этажей, остальные районы - 1-2-х этажные). Исходя из положений ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ оснований для направления истцу Уведомления о несоответствии не имелось.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец – ФИО2
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор и оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемое уведомление вынесено в соответствии с п.2 ч.10 ст. 51.1 ГрК РФ, соответствует закону, вынесено уполномоченным органом при наличии на то оснований, так как на дату поступления уведомления о планируемом строительстве законодательством Российской Федерации были установлены ограничения использования земельным участком истца, не допускающие строительство на нем индивидуального жилого дома.
С выводами суда, мотивами, приведенными в решении, судебная коллегия соглашается, полагает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и положениям закона.
По смыслу ст.ст. 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка.
В силу ч. 10 ст. 51.1. ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании договора переуступки права аренды с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО2 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства со строительством индивидуального жилого дома (т.1 л.д.24-28).
На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ЯМР ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план указанного земельного участка, в котором не указано, что земельный участок находится в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия музея-заповедника ФИО4 «Карабиха». При этом, обозначены предельные размеры как самого земельного участка, так и параметры разрешенного объекта капитального строительства: количество этажей - 3 включая мансардный этаж, предельная высота жилого дома - не более 10 м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР с Уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № двухэтажного жилого дома, высотой 6 м.ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО заявителю направлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В качестве основания выдачи уведомления указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне охраняемого природного ландшафта. Данная природная зона утверждена Решением Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха». Согласно вышеуказанному проекту зон охраны на данной территории возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения построек, следовательно, любое строительство на данной территории запрещено.
В соответствии с положениями ст.ст. 42, 56 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании п.п.2 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Проект зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха» утвержден решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 (далее - Проект зон охраны).
Судом верно отмечено, что Проект зон охраны принят уполномоченным органом в установленном действующим на момент принятия законодательством порядке, является действующим документом и подлежит применению. При этом, в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 №95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до вступления в силу этого закона признаются действующими.
Проектом зон охраны объектов культурного наследия установлены: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки, зона охраняемого природного ландшафта, режимы использования зон. В соответствии с данными режимами, в границах зоны охраняемого природного ландшафта возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения построек.
Из письменных материалов дела, Проекта зон охраны следует, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта, не входит в границы территорий зон регулирования застройки для застроенных территорий населенных пунктов, входящих в зону охраняемого ландшафта, где возможно ограниченное строительство. Границы указанных территорий отображены в проекте зон охраны в соответствии с административными границами на момент утверждения (1989 год).
Режим зоны охраняемого природного ландшафта строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов запрещает. Указанные ограничения использования земельного участка в силу п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 №972, являются обязательными при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.
Доводы жалобы о наличии препятствий, чинимых собственником земельного участка, который не сообщил об ограничениях пользования земельным участком, при заключении договора аренды от 27.08.2012 и в дальнейшем, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
В соответствии с п. 24 ст. 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
В силу абз. 2 п. 7 ст. 3.1. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2005 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с подп. 1 ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
На основании ч.ч. 9, 10 ст. 26 указанного Федерального закона в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, то такая зона считается установленной при условии, что установлено и утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности; зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст. 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Поскольку проект зон охраны утвержден решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия решения, а также содержит описание местоположения границ зоны охраны в текстовой и графической форме, суд правильно исходил из того, что границы зон охраны объекта культурного наследия музея-заповедника ФИО4 «Карабиха» считаются установленными.
Кроме того, по смыслу п. 3 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ зоны охраны устанавливаются Проектом зон охраны, а не Правилами землепользования; наличие ограничений, установленных Проектом зон охраны и подлежащих безусловному исполнению, должно учитываться при разработке Правил землепользования и застройки, а также при предоставлении и использовании земельных участков. Отсутствие в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения сведений об охранной зоне свидетельствует о несоответствии градостроительных документов действующему Проекту зон охраны, а не об отсутствии самой охранной зоны.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда первой инстанции, не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи