ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3027/2022 от 11.07.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2021-013889-07

Номер дела в суде первой инстанции 2а-872/2022

Дело № 33а-3027/2022

Апелляционное определение

город Тюмень

11 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Левиной Н.В.,

судей

Галяутдиновой Е.Р., Глушко А.Р.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе П.Ю.Н. в интересах несовершеннолетнего А.А.Н. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления П.Ю.Н. в интересах несовершеннолетнего А.А.Н. к Администрации г. Тюмени о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушение прав отказано.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения П.Ю.Н., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, представителя Администрации г. Тюмени и Департамента образования Администрации г. Тюмени Л.Е.Г., Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 60» Ч.С.С., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

П.Ю.Н. обратилась в суд с административным иском в интересах несовершеннолетнего А.А.Н. к Администрации г. Тюмени о признании незаконным бездействия в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка А.А.Н., года рождения, в группу полного дня, возложении обязанности реализовать право ребенка на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 60» (корпус 3) (далее также – МАДОУ «Детский сад № 60»). Требования мотивировала тем, что 27 июня 2019 года она обратилась в Департамент образования Администрации г. Тюмени в интересах А.А.Н. о постановке на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении, в качестве приоритетного выбран МАДОУ детский сад № 60 (корпус 3). Сообщала, что 20 апреля 2021 года обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении места в выбранном дошкольном образовательном учреждении с сентября 2021 года. Департаментом 17 мая 2021 года отказано в предоставлении ребенку места в указанном дошкольном образовательном учреждении, сообщено о распределении мест электронной системой, необходимости ожидания в очереди и об отсутствии свободных мест в выбранном учреждении, также было предложено рассмотреть дошкольные образовательные учреждения путем внесения изменений в список желаемых учреждений, которые находятся в территориальной удаленности от места проживания и физически недоступны для ежедневного посещения. Полагала отказ в предоставлении малолетнему сыну места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Тюмени не соответствующим Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об образовании» и нарушающим законные права и интересы ребенка на доступ к дошкольному образованию.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МАДОУ детский сад № 60 (корпус 3).

П.Ю.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего А.А.Н., в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Администрации г. Тюмени и Департамента образования Администрации г. Тюмени Н.А.В., действующая на основании доверенностей от 17 декабря 2021 года (л.д.85) и 28 декабря 2021 года (л.д.87), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представитель МАДОУ детский сад № 60 (корпус 3) в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна П.Ю.Н. В апелляционной жалобе, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном иске, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд пришел к незаконным выводам, что со стороны ответчика нет незаконного бездействия и отсутствие мест в выбранном дошкольном учреждении освобождает ответчика от обязанности по реализации права ее ребенка на дошкольное образование. Настаивает, что именно к ведению ответчика относится принятие решений по обеспечении реализации прав граждан на дошкольное, общее и дополнительное образование, создание условий для развития образования. Утверждает, что отказывая в удовлетворении административного иска, суд не применил положения пунктов 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании», обязывающих органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения. Обращает внимание, что суд первой инстанции не выяснил, по каким причинам не было удовлетворено ее заявление об обеспечении ребенка местом в избранном дошкольном образовательном учреждении и других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка, не предложил административному ответчику представить доказательства принятия мер по реализации права на дошкольное образование.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрация г. Тюмени просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу П.Ю.Н. – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – также КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, П.Ю.Н. совместно с сыном А.А.Н., года рождения, проживают по адресу г. Тюмень, .

В подсистеме «Электронный детский сад» региональной единой государственной информационной системы образования (далее также - «ЭДС» РЕГИСО) 11 июля 2019 года на А.А.Н. зарегистрирована заявка на зачисление в МАДОУ детский сад № 60 (корпус 3) г. Тюмени.

Адрес регистрации ребенка по месту жительства, указанный в заявке А.А.Н., закреплен за МАДОУ детским садом № 60 (корпус 3) г. Тюмени. Сведения о наличии льгот для зачисления в детский сад в заявке отсутствуют.

П.Ю.Н. 20 апреля 2021 года обратилась в Департамент образования Администрации г. Тюмени с заявлением о предоставлении места в выбранном дошкольном образовательном учреждении с сентября 2021 года.

Департаментом образования Администрации г. Тюмени 17 мая 2021 года дан ответ на обращение о предоставлении места в МАДОУ детском саду № 60 (корпус 3) г. Тюмени, которым заявителю сообщено об отсутствии мест в выбранном дошкольном образовательном учреждении. В ответе П.Ю.Н. предложено для расширения возможности устройства ребенка в муниципальный детский сад включить в заявку детские сады № № 39,78, 112, 176 (корпус 1) города Тюмени, в которых имеются свободные места для детей 2018 года рождения.

Аналогичный ответ дан П.Ю.Н. Департаментом образования Администрации г. Тюмени 17 сентября 2021 года на обращение, поданное в ходе личного приема директора Департамента.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемого бездействия со стороны административного ответчика не установлено.

Судебная коллегия соглашается с решением суда по следующим основаниям.

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантируют общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного закона).

Взаимосвязанные положения статей 9 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.

В силу статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2).

Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 года № 236 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок), содержащий аналогичные положения, предусматривающие отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест.

Порядок предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения города Тюмени, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 10 марта 2015 года № 36-пк (далее - Регламент).

Распределение детей в детские сады города Тюмени проводится на свободные места подсистемой «Электронный детский сад» региональной единой государственной информационной системы образования по дате подачи заявки с учетом наличия (отсутствия) первоочередного и/или внеочередного права зачисления и регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной за детским садом территории.

Согласно пункту 2.17 Регламента в зачислении ребенка в Учреждение может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в Учреждении заявитель для решения вопроса об устройстве ребенка в другое Учреждение обращается непосредственно в Департамент, должностные лица которого на выбор заявителю предлагают Учреждения, в которых имеются свободные места для детей соответствующего возраста. Обращение заявителя об устройстве ребенка в другое Учреждение рассматривается Департаментом в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Исходя из приведенных норм административный ответчик в случае отсутствия свободных мест в выбранном дошкольном образовательном учреждении предлагает свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а при невозможности обустройства принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в соответствующем списке.

Как следует из представленных по запросу в Тюменский областной суд документов, формирование групп для детей 2018 года рождения в МАДОУ детском саду № 60 (корпус 3) города Тюмени началось 01 марта 2021 года. Позиция заявки А.А.Н. по состоянию на указанную дату – 512.

01 марта 2021 года началось формирование 2 групп (по количеству помещений, освобождаемых в связи с выпуском детей в школу) по 45 детей. Количество мест в группах определено исходя из площади группового помещения, с учетом фактической посещаемости.

После распределения заявка А.А.Н. осталась на 164 позиции.

В ходе проведенного анализа заявок детей 2018 года рождения, направленных для зачисления в МАДОУ детский сад № 60 (корпус 3) города Тюмени, установлено, что за период с 01 марта 2021 года по 10 марта 2022 (дата вынесения решения суда первой инстанции) в группы полного дня МАДОУ детского сада №60 (корпус 3) города Тюмени направлены дети граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное зачисление в детский сад в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

А.А.Н., как и другие дети 2018 года рождения, не имеющие права на внеочередное или первоочередное зачисление в детский сад в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в данное дошкольное учреждение МАДОУ детский сад № 60 (корпус 3) не направлялись по причине отсутствия свободных мест.

Таким образом, отказ в приеме в образовательную организацию, обусловленный отсутствием в ней мест, является правомерным.

При этом административному истцу были предложены места в детских садах № 39, 78,112, 176 (корпус 1) города Тюмени, расположенных в пределах муниципального образования, в территориальной доступности от места проживания административного истца, для размещения в которые П.Ю.Н. заявку подавать отказалась.

На основании изложенного, учитывая, что в выбранном дошкольном учреждении свободных мест не имеется, что подтверждается представленными документами, оснований для преимущественного (первоочередного или внеочередного) права для зачисления ребенка не установлено, принимая во внимание то обстоятельство, что реализация права несовершеннолетнего ребенка административного истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных в очередь ранее, а также то, что заявителю в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении отказано не было, а, напротив, предоставлено место в иных дошкольных учреждениях, находящихся в границах городского округа города Тюмени, которые имеют необходимую транспортную доступность, территориальную близость, судебная коллегия полагает, что со стороны административного ответчика оспариваемое бездействие отсутствует, оснований для удовлетворения административного иска П.Ю.Н. не имеется.

Вопреки позиции П.Ю.Н. право несовершеннолетнего А.А.Н. на получение дошкольного образования не нарушено, учитывая предоставление возможности устройства ребенка в доступное дошкольное учреждение, расположенное в том же административном округе города Тюмени.

Доводы административного истца о неисполнении ответчиком обязанностей по созданию и реорганизации муниципальных образовательных учреждений также не состоятельны.

Согласно сведениям, представленным Администрацией г. Тюмени, административным ответчиком ежегодно проводится плановый анализ показателей выпускных групп дошкольных учреждений, исходя из которого выявляется потребность в представлении мест в детских садах в различных районах города.

В связи с ростом количества детей, посещающих детские сады, в г. Тюмени ежегодно вводятся в эксплуатацию новые дошкольные учреждения, осуществляется открытие дополнительных групп в существующих детских садах. В микрорайоне «Ямальский», где проживают А., строится много нового жилья, имеющийся детский сад не может принять всех детей. В указанном микрорайоне в 2023 году планируется ввести в эксплуатацию новое дошкольное учреждение, в котором смогут разместить до 1000 детей.

Как следует из объяснений заведующей МАДОУ детский сад № 60 (корпус 3), в указанный детский сад зачислено максимальное количество детей, заполнены все группы, связи с этим строится новый детский сад.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в административном иске, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, они основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Ю.Н. в интересах несовершеннолетнего А.А.Н. оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии