ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3035/18 от 29.11.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело № 33а-3035/2018

судья Тихонова Е.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард 29 ноября 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Мосиявич С.И.

судей коллегии Домрачева И.Г. и Семейкиной С.А.,

при секретаре Гуцал Ю.О.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования город Ноябрьск Ташбулатова Д.М. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 18 сентября 2018 г., которым удовлетворён административный иск Богомягковой Н.П..

Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., представителей сторон по доводам жалобы и возражений на неё, судебная коллегия

установила:

Богомягкова Н.П. предъявила административное исковое заявление, доводы которого в суде были поддержаны её представителем Бикбулатовым И.С., к Администрации муниципального образования город Ноябрьск (далее - Администрация) о признании незаконным изданного распоряжения в части, указав в его обоснование, что является собственником жилого дома <адрес>. Распоряжением Администрации № З-3845 «О признании дома аварийным и подлежащим сносу, об отселении физических лиц и сносе дома» данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением Администрации № P-1796 от 08.06.2016 в распоряжение № З-3845 внесены изменения, которыми, как полагает административный истец, ограничены (нарушены) её права. По мнению заявителя, изменения в действующее распоряжение внесены незаконно.

Представитель Администрации Ташбулатов Д.М. представил на административный иск письменные возражения и поддержал их доводы в суде, суть которых сводится к тому, что обжалованными действиями орган местного самоуправления не превысил предоставленной ему компетенции. Следовательно, его действия не могут быть признаны незаконными.

Богомягкова Н.П. участия в суде не принимала.

Суд вынес решение: признать незаконными подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 25 Распоряжения Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 08 июня 2018 г. № Р-1796 «О внесении изменений в некоторые распоряжения Администрации города Ноябрьска» и возложить на Администрацию муниципального образования город Ноябрьск обязанность устранить допущенные нарушение прав, свобод и законных интересов Богомягковой Нины Петровны.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Ташбулатов Д.М. поставил вопрос об отмене решения с вынесением нового об отказе в удовлетворении административного иска с приведением тех же норм права и доводов, что и в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены либо изменения решения в апелляционном порядке.

Согласно части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органа местного самоуправления относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Абзац второй пункта 49 Положения устанавливает обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления принять соответствующее решение в течение 30 дней со дня получения заключения комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания. Распоряжение с указанием на дальнейшее использование помещения, срока отселения физических и юридических лиц издается в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Богомягкова Н.П. является собственником жилого <адрес>.

На основании заключения МВК № 59 (1902) от 17.11.2016 дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственнику жилого помещения предписано осуществить снос дома в разумный срок.

Распоряжением Администрации № З-3845 от 07.12.2016 «О признании дома аварийным и подлежащим сносу, об отселении физических лиц и сносе дома» (далее - распоряжение № З-3845) дом признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1), собственникам жилого помещения указанного в пункте 1 распоряжения необходимо самостоятельно осуществить отселение из занимаемого жилого помещения в срок до 17.11.2023 (пункт 3), после исполнения пункта 3 распоряжения собственникам предписано в срок до 17.11.2024 осуществить снос дома.

Пунктом 25 Распоряжения Администрации № Р-1796 от 08.06.2018 «О внесении изменений в некоторые распоряжения Администрации г. Ноябрьск» в распоряжение № З-3845 внесены изменения, а именно:

1) Наименование изложить в следующей редакции: «О признании помещения непригодным для проживания»;

2) Пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Признать помещение, расположенное по адресу: <адрес>, непригодным для проживания»;

3) Пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Собственникам помещения, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения прекратить его использование в качестве жилого помещения»;

4) Пункт 4 признать утратившим силу;

5) Пункт 6 признать утратившим силу.

В соответствии с частью 9 (пункты 1 и 4) статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах местного самоуправления) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с частями 1 статей 17.1 и 48 Закона об общих принципах местного самоуправления органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Нормы приведённого выше Положения, иные нормативные правовые акты не предусматривают возможность принятия органом местного самоуправления в порядке абз. 2 пункта 49 Положения исключающие друг друга распоряжения на основе одного и того же решения комиссии об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям.

Следовательно, имелись основания для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 308, 311 КАС РФ,

определила:

решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 18 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: / подписи/