ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3041/2022 от 09.08.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

73RS0004-01-2022-001942-92

Судья Капусткина Е. Г.                                                              Дело № 33а-3041/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                       9 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от    6 апреля 2022 года по делу №2а-795/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего финансирования устранить ненадлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа для осужденных, выражающееся в осыпании настенного и потолочного покрытия, наличии следов протечек, плесени, дефектов напольного покрытия, скопления конденсата, сырости в оконных проемах, недостаточности уровня искусственной освещенности, для чего произвести необходимый ремонт помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа,  для осужденных, обеспечить запас вещевого довольствия осужденных.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора          Холодилиной Ю.О., поддержавшей доводы апелляционного представления, пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области – Мошкова А.Ю., полагавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к ФКУ «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о приостановлении эксплуатации помещений штрафного изолятора, возложении обязанности привести уровень искусственной освещенности в соответствие с требованиями законодательства, произвести ремонт помещений штрафного изолятора и обеспечить запас вещевого довольствия осужденных.

Административный иск мотивирован тем, что в период с 06.02.2022 по 14.02.2022 Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области с участием специалистов территориального подразделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в штрафных помещениях ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, расположенных по адресу: г. Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, д.36.

Проверкой установлены нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №123-ФЗ), а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 (далее – Правила). В коридоре здания штрафных помещений ИК-9 эксплуатировались провода и кабели с видимыми нарушениями требований пожарной безопасности. Также не было обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). Вопреки положениям ст.99 УИК РФ нормы санитарного законодательства в ИК-9 не соблюдались, деятельность по развитию материальной базы должным образом не осуществлялась, в том числе в части надлежащего освещения.

Кроме того, на момент проверки, 14.02.2022, имелась потребность в запасах вещевого довольствия.

Уточнив в ходе судебного разбирательства административные исковые требования, прокурор просил приостановить эксплуатацию камер ШИЗО №№1, 2,3,4,5,7, ПКТ №№1, 2,3,4,5,6,7,8, расположенных в здании ПКТ и ШИЗО ИК-9 на срок устранения нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей.

Обязать ИК-9 устранить выявленные в ходе проверки нарушения: произвести ремонт полов, стен, потолков, оконных проемов в камерах ШИЗО №№1,2,3,4,5,7, ПКТ №№1,2,3,4,5,6,7,8; привести уровень искусственной освещенности в камерах ШИЗО №2 и ПКТ №4 в соответствие гигиеническим нормативам показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2.

Обязать ИК-9 в течение 3х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить запас вещевого обеспечения для осужденных, отбывающих наказание в учреждении согласно Приказу №216 от 03.11.2013 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», а именно головных уборов летних (размеры 58,59,60) в количестве 800 шт., головных уборов зимних (размеры 60,62) в количестве 300 шт., курток утепленных (все размеры) в количестве 200 шт., костюмов (все размеры) в количестве 500 шт., свитеров трикотажных (всех размеров) в количестве 950 шт., белья нательного теплого (всех размеров) – в количестве 800 шт., маек (всех размеров) – в количестве 800 шт., ботинок комбинированных (всех размеров) – в количестве 950 шт., сапог мужских комбинированных зимних (всех размеров) – в количестве 350 шт., полуботинок летних (всех размеров) – в количестве 850 шт., литьевых пантолет (всех размеров) – в количестве 350 шт., матрацев– в количестве 200 шт., полотенец типа А– в количестве 500 шт., полотенец типа Б (банных) – в количестве 500 шт., наволочек подушечных верхних– в количестве 500 шт., хлопчатобумажных носков (всех размеров) – в количестве 600 шт., полушерстяных носков (всех размеров) – в количестве 1000 шт., сорочек верхних (всех размеров) – в количестве 200 шт., одеял (полушерстяных или с синтетическим наполнителем) – в количестве 100 шт., подушек (ватных или с синтетическим наполнителем) – в количестве 100 шт. и простыней – в количестве 1000 шт.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование доводов представления указывает, что, не оспаривая выводы суда об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований, полагает резолютивную часть решения содержащей лишь общие фразы о понуждении исправительного учреждения обеспечить запас вещевого довольствия для осужденных. Кроме того, суд обязал исправительное учреждение устранить ненадлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений ШИЗО и ПКТ для осужденных со дня поступления соответствующего финансирования. Ввиду отсутствия финансирования выявленные нарушения в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения в камерах ШИЗО и ПКТ, обозначенных в административном иске, до настоящего времени не устранены, не обеспечен необходимый запас вещевого имущества осужденных.

Положениями ст.5.12 Устава ИК-9 предусмотрено, что при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области. Несмотря на то, что Уставом ИК-9 предусмотрена субсидиарная ответственность по его обязательствам ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области, суд не рассмотрел вопрос о привлечении их к участию в деле в качестве соответчиков, возложении на них обязанности по обеспечению выполнения вышеуказанных работ и пополнения необходимого запаса вещевого довольствия путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание апелляционной инстанциине явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зуб­ным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Как следует из положений ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч.3 ст.101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Как следует из материалов дела и установлено судом, проведенной Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проверкой соблюдения уголовно-исполнительного и иного законодательства в ФКУ  ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области выявлено, что в данном исправительном учреждении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, д.36, предназначенном для содержания осужденных, не соблюдаются вышеприведенные требования законодательства. Так, проверкой установлено, что в коридоре штрафных помещений, а также в камерах штрафного изолятора №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, а также в помещениях камерного типа  (далее ПКТ) №№1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 осыпается настенное и потолочное покрытие, имеются следы протечек, плесени, полы требуют ремонта и покрасочных работ, на оконных проемах отмечено скопление конденсата, сырости. Уровень искусственной освещенности в камерах ШИЗО №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, ПКТ №№1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 не соответствуют гигиеническим нормативам показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий (таблица 5.52 СанПиН 1.2.3685-21). При норме не менее 150 лк искусственное освещение составляло в камере ШИЗО №1-57,4 лк, ШИЗО №2-77,0 лк, ШИЗО №3-0 лк, ШИЗО №4-81 лк, ШИЗО №5-78,0 лк, ШИЗО №6-60,0 лк,  ШИЗО №7-54,2 лк, ШИЗО №8-65,3 лк, ПКТ №1-112,0 лк, ПКТ №2-144,0 лк, ПКТ №3-80 лк, ПКТ №4-71,0 лк, ПКТ №5-70 лк, ПКТ №6-82,0 лк, ПКТ №7 – 116 лк, ПКТ №8 -58 лк. На момент проверки, 14 февраля 2022 года, имелась потребность головных уборов (всех размеров), головных уборов зимних (размеры 60, 62), курток утепленных, костюмов (размеры 48-58), свитеров трикотажных (всех размеров), белья нательного теплого (всех размеров), маек (всех размеров), ботинок комбинированных (всех размеров), сапог мужских комбинированных зимних (всех размеров), полуботинок летних (всех размеров), литьевых пантолет (всех размеров), матрацев, полотенец типа А, полотенец типа Б (банных), наволочек подушечных верхних, хлопчатобумажных носков (всех размеров), полушерстяных носков (всех размеров), сорочек верхних, одеял (полушерстяных или с синтетическим наполнителем), подушек (ватных или с синтетическим наполнителем) и простыней.

Данные обстоятельства сторонами  не  оспаривались  в  ходе   судебного  разбирательства в суде первой инстанции.

Оценив представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и возражений, установив, что имеет место нарушение требований федерального законодательства со стороны ИК-9, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Удовлетворяя иск прокурора, суд правильно исходил из того, что права осужденных на соблюдение санитарно-гигиенических требований и обеспечения предметами вещевого имущества не должны ставиться в зависимость от изыскания денежных средств, администрация учреждения обязана соблюдать указанные права, в связи с чем на ответчика должна быть возложена  обязанность устранить выявленные нарушения.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

До настоящего времени выявленные нарушения в сфере материально-бытового обеспечения администрацией ИК-9 не устранены ввиду отсутствия финансирования. Объем и виды необходимых работ административным ответчиком по существу не оспаривались.

Доводы апелляционного представления относительно непривлечения к участию в деле в качестве соответчиков ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.

В силу ч.1 ст.178 КАС РФ уд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции (ч.3 ст.308 КАС РФ).

Принимая во внимание, что прокурором не были заявлены исковые требования к ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области, то правовых оснований для привлечения указанных лиц в качестве административных соответчиков у суда первой инстанции не имелось. Отсутствуют таковые и в суде апелляционной инстанции.

УФСИН России по Ульяновской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, чем обеспечено участие в деле территориального органа, выполняющего полномочия собственника учреждения.

Вместе с тем, доводы апелляционного представления относительно возможных затруднений в исполнении судебного решения ввиду отсутствия указания на конкретные виды ремонтных работ и перечня вещевого довольствия, судебная коллегия находит заслуживающими внимания.

Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

Между тем резолютивная часть оспариваемого решения указанным требованиям не соответствует.

Резолютивная часть решения не содержит вывода о том, какие конкретно действия надлежит произвести ФКУ ИК-9 в целях устранения ненадлежащего санитарно-гигиеническое состояния помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа для осужденных. Возложение на ответчика обязанности обеспечить запас вещевого довольствия осужденных также не конкретизировано, учитывая то, что нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следст­венных изоля­торах, установлены при­казом Минюста России от 03.11.2013 № 216. Указание судом срока исполнения решения – в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего финансирования – также затрудняет его исполнение ввиду неопределенности.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия на основании п.2 ст.309            КАС РФ считает необходимым изменить решение суда, указав конкретные виды ремонтных работ и места их проведения, которые надлежит выполнить  ФКУ ИК-9, а также указать конкретный перечень и количество единиц вещевого довольствия, необходимого для обеспечения его запаса. Срок исполнения решения следует установить, начиная с даты вступления решения суда в законную силу. Судебная коллегия, исходя из принципа разумности, полагает необходимым установить срок исполнения решения в течение двух и шести месяцев соответственно, принимая во внимание сложности финансирования ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 6 апреля 2022 года изменить,

обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить ненадлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений исправительного учреждения, а именно: произвести ремонт полов, стен, потолков, оконных проемов в камерах ШИЗО №№1,2,3,4,5,7, ПКТ №№1,2,3,5,7,8; привести уровень искусственной освещенности в камере ШИЗО №2 и ПКТ №4 в соответствие гигиеническим нормативам показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;

в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить запас вещевого обеспечения для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, согласно при­казу Минюста России от 03.11.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следст­венных изоля­торах», а именно: головных уборов летних (размеры 58,59,60) в количестве 800 шт., головных уборов зимних (размеры 60,62) в количестве 300 шт., курток утепленных (все размеры) в количестве 200 шт., костюмов (все размеры) в количестве 500 шт., свитеров трикотажных (всех размеров) в количестве 950 шт., белья нательного теплого (всех размеров) – в количестве 800 шт., маек (всех размеров) – в количестве 800 шт., ботинок комбинированных (всех размеров) – в количестве 950 шт., сапог мужских комбинированных зимних (всех размеров) – в количестве 350 шт., полуботинок летних (всех размеров) – в количестве 850 шт., литьевых пантолет (всех размеров) – в количестве 350 шт., матрацев– в количестве 200 шт., полотенец типа А– в количестве 500 шт., полотенец типа Б (банных) – в количестве 500 шт., наволочек подушечных верхних– в количестве 500 шт., хлопчатобумажных носков (всех размеров) – в количестве 600 шт., полушерстяных носков (всех размеров) – в количестве 1000 шт., сорочек верхних (всех размеров) – в количестве 200 шт., одеял (полушерстяных или с синтетическим наполнителем) – в количестве 100 шт., подушек (ватных или с синтетическим наполнителем) – в количестве 100 шт. и простыней – в количестве 1000 шт.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционное представление Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Председательствующий                                        

Судьи