ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3058/2021 от 26.10.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 33а-3058/2021 судья Рудник И.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2021 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Исаковской Э.Л., Голомидовой И.В.,

при секретаре Кузнецовой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО3 В,В. на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 17 мая 2021 года по административному исковому заявлению ФИО3 В,В. к комитету ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить действия.

Заслушав доклад судьи Исаковской Э.Л., судебная коллегия

установила:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к комитету ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить действия, мотивируя свои требования тем, что 31.10.2020 умер его дядя ФИО5, единственным наследником по закону второй очереди которого он является. Наследственное имущество состоит из следующих объектов: земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. При подаче 13.02.2021 заявления нотариусу о принятии наследства он узнал, что наследником по закону первой очереди ФИО5 является его внучка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матерью которой является ФИО6 В свидетельстве о рождении ФИО2, выданным комитетом ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск в качестве отца указан сын наследодателя ФИО5 – ФИО1, умерший в мае 2020 г. Однако в браке с ФИО6 ФИО1 не состоял, факт его отцовства не устанавливался, заявление в комитет ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск он не подавал. В связи с чем просил признать действия комитета ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск от 04.10.2010 по внесению фамилии отца ФИО7 в акт о рождении № 1105 – ФИО25, а фамилии ребенка – ФИО2, незаконными, не соответствующими положениям ст. 51 Семейного кодекса РФ и ст. 17 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», возложив обязанность на комитет ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда внести изменения записи в акте от 04.10.2010 о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об отце ребенка с изменением фамилии на ФИО6, фамилии ребенка - на ФИО6.

Административный истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика комитета ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности ФИО8 возражала против удовлетворения требований.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности ФИО9 просила в удовлетворении требований отказать, поскольку права ФИО4 действиями комитета ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск не нарушены, а административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

Заинтересованное лицо ФИО6 и ее представитель по ордеру – адвокат Колбасина О.В. возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что государственная регистрация установления отцовства выполнена сотрудниками ЗАГС в установленном законом порядке по совместному заявлению родителей, не состоящих в браке, сотрудниками ЗАГС в установленном законом порядке.

Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 17 мая 2021 года административные исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО4 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, назначить судебную почерковедческую экспертизу подписи ФИО10, выполненной от его имени на заявлении об установлении отцовства в отношении ФИО2

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке.

Представитель ФИО4 по доверенности ФИО11, принявший участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на её удовлетворении.

Представители комитета ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск, администрации муниципального образования город Новомосковск в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке.

Заинтересованное лицо ФИО6 и ее представитель по ордеру – адвокат Колбасина О.В., принявшие участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного решения.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

Согласно ч. 2 ст. 3 вышеуказанного закона государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, документ, удостоверяющий личность заявителя, и иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ст. 7 Закона).

Как следует из материалов дела, 04.10.2010 в комитет ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск поступило совместное заявление матери ребенка ФИО6 и отца ребенка ФИО1, не состоявших между собой в браке на момент рождения, об установлении отцовства в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В данном заявлении ФИО10 признал себя отцом ребенка ФИО2, родившейся у ФИО6, а мать ребенка подтвердила, что ФИО10 является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дала согласие на установление отцовства.

На основании указанного заявления комитетом ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск 04.10.2010 произведена регистрация установления отцовства и составлена запись акта об установлении отцовства в отношении несовершеннолетней ФИО2, где в графе «сведения о матери» указана ФИО6, в графе «сведения об отце» указан ФИО1., фамилия и отчество ФИО2 указаны по отцу.

На основании записи акта об установлении отцовства произведена регистрация рождения, составлена запись акта о рождении несовершеннолетней ФИО2 Факт рождения подтвержден справкой о рождении от 15.09.2010, выданной <...>.

Административный истец обратился с настоящим иском в суд, полагая, что со стороны административного ответчика имеет место совершение незаконных действий, выраженных в указании 04.10.2010 фамилии отца ФИО2 в акте о рождении , поскольку ФИО1 в браке с ФИО6 не состоял, факт отцовства ФИО1 не устанавливался, заявление в комитет ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск лично не подавал.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Семейного кодекса РФ и Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» исходил из того, что оспариваемые действия осуществлены с соблюдением установленной законом процедуры, в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов заявителя не нарушают. С данными выводами соглашается судебная коллегия.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий комитета ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением или действием (бездействием) органа и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые решения, действия (бездействие) может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: постановление (действие (бездействие)) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого постановления требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решение (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения (действия, бездействия) комитета ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Одновременного наличия таких условий в настоящем деле не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Как указано в ст. 7 вышеназванного закона, для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, документ, удостоверяющий личность заявителя, и иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации установления отцовства является совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка.

На основании статьи 49 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация установления отцовства производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства отца или матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, либо по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случаях, предусмотренных статьей 54 настоящего Федерального закона, органом записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.

В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, подается ими в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния.

Из п. 4 ст. 50 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» следует, что в совместном заявлении об установлении отцовства должны быть подтверждены признание отцовства лицом, не состоящим в браке с матерью ребенка, и согласие матери на установление отцовства. В данном заявлении также должны содержаться следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства лица, признающего себя отцом ребенка;

фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, а также реквизиты записи акта о его рождении (при установлении отцовства после государственной регистрации рождения ребенка);

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства матери ребенка;

реквизиты записи акта о заключении брака (в случае вступления матери ребенка в брак с его отцом после рождения ребенка);

фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства;

реквизиты документов, удостоверяющих личности отца и матери ребенка.

Заявители подписывают совместное заявление об установлении отцовства и указывают дату его составления.

При установлении отцовства после рождения ребенка одновременно с совместным заявлением об установлении отцовства представляется свидетельство о рождении ребенка.

В силу ст. 55 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в запись акта об установлении отцовства вносятся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства лица, признанного отцом ребенка;

фамилия, имя, отчество (до установления отцовства), пол, дата и место рождения ребенка;

дата составления, номер записи акта о рождении и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация рождения ребенка;

фамилия, имя, отчество ребенка после установления отцовства;

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя) матери ребенка;

сведения о документе, являющемся основанием для установления отцовства;

фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя (заявителей);

серия и номер выданного свидетельства об установлении отцовства.

Основания для отказа в государственной регистрации установления отцовства предусмотрены статьей 53 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Так, в соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона № 143-ФЗ руководитель органа записи актов гражданского состояния отказывает в государственной регистрации установления отцовства при наличии сведений об отце в записи акта о рождении ребенка, за исключением случая, если запись об отце ребенка составлена по заявлению матери в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 17 Закона об актах гражданского состояния.

В соответствии со с ч. 3 ст. 17 указанного Федерального закона, в случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения об отце ребенка в данном случае вносятся: на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка; по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено.

Оценив имеющиеся доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, администрация муниципального образования город Новомосковск. 04.10.2010 правомерно составила запись акта об установлении отцовства от 04.10.2010, а также запись акта о рождении ребенка от 04.10.2010, что подтверждается представленным в материалах дела совместным заявлением ФИО6 и ФИО1, показаниями свидетеля ведущего специалиста комитета ЗАГС администрации муниципального образования город Новомосковск ФИО13, подтвердившей, что личность родителей была удостоверена на основании предъявленных паспортов, данные которых указаны заявителями в совместном заявлении, что опровергает довод ФИО4 об отсутствии волеизъявления ФИО1 на совершение оспариваемых действий.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы, поскольку, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к верному выводу, что основания для проведения экспертизы в силу статьи 77 КАС РФ отсутствуют. В соответствии с частью 2 указанной статьи удовлетворение соответствующего ходатайства является правом, а не обязанностью суда, при этом согласно части 3 статьи 84 КАС РФ достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности оцениваются судом.

Суд первой инстанции правомерно указал на то, что ФИО4 претендующий на наследство, открывшееся после смерти ФИО25, умершего 31.10.2020, внучкой которого является несовершеннолетняя ФИО2, не лишен права обратиться в суд в порядке искового производства.

Таким образом, совокупность условий для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ при рассмотрении административного дела не установлена, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые в рамках рассмотрения административного иска и оценки доводов в обоснование заявленных административных исковых требований не проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новомосковского городского суда Тульской области от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО3 В,В.– без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи