Судья Запарова Я.Е. Дело № 33а-3068/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Ждановой М.С.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам администрации г. Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 10 декабря 2015 года по делу по административному иску
прокурора г. Барнаула к администрации г. Барнаула об оспаривании в части нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Барнаула обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Барнаула, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу п.п. 2.2, 2.5, 2.11 Порядка финансирования расходов на оплату коммунальных услуг и расходов на содержание и охрану не заселенных в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула от 08 мая 2015 года № 707 (далее - Порядок).
В обоснование требований указал на то, что вышеперечисленные нормы Порядка противоречат требованиям действующего законодательства. Так, п. 2.2 Порядка возлагает на управляющие организации, объединения собственников, организации, обслуживающие многоквартирные дома, обязанности по предоставлению пакета документов с целью заключения с комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее по тексту также Комитет) договора на финансирование расходов на содержание и охрану не заселенных в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда. Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что Комитет принимает одно из следующих решений: о финансировании расходов заявителю или об отказе в финансировании расходов заявителю. Между тем указанные положения противоречат требованиям ст.ст. 124, 125, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 39, 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации об обязанности собственника содержать принадлежащее ему имущество, нормам, устанавливающим структуру платы и основания внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку возлагают на лиц, указанных в п. 2.1 Порядка, дополнительную обязанность по предоставлению документов (п. 2.2), а также наделяют Комитет полномочиями по рассмотрению заявлений и принятию решений о финансировании расходов заявителю или об отказе в их финансировании (п. 2.5). При этом установленные п. 2.11 Порядка основания для отказа в финансировании расходов, а именно: использование жилых помещений муниципального жилищного фонда третьими лицами без оснований, предусмотренных ст. 10 ЖК РФ; предоставление документов не в полном объеме; предоставление документов, содержащих недостоверные сведения, не могут выступать в качестве оснований для освобождения муниципального образования как собственника помещений муниципального жилищного фонда от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Внесенный в администрацию г. Барнаула протест от 08 июня 2015 года был отклонен, данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора с настоящим заявлением в суд.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10 декабря 2015 года административное исковое заявление прокурора г. Барнаула удовлетворено частично. Постановлено признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 2.2 в части, возлагающей на заявителя обязанность представить в комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула заявление о финансировании расходов с указанием адреса жилого помещения, его площади и расчетного периода; расчета размера Расходов, подлежащих финансированию (далее – Расчет); выписки из лицевого счета на каждое не заселенное за расчетный период жилое помещение с указанием объемов и стоимости коммунальных услуг, в том числе потребленных на общедомовые нужды; копии документов, подтверждающих размеры платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, применяемые при расчете Расходов (договор управления, решения собственников помещений в многоквартирном доме и др.), заверенные надлежащим образом; справки о наличии общедомовых приборов учета потребления коммунальных услуг (для возмещения расходов на коммунальные услуги); копии договоров, заключенных Заявителем с ресурсоснабжающей организацией, счетов-фактур, подтверждающих объемы потребленных коммунальных услуг за расчетный период, заверенные надлежащим образом (для возмещения расходов на коммунальные услуги); копии штатного расписания, табеля рабочего времени на лиц, осуществляющих охрану жилых помещений, или копии договора, заключенного с организацией, имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности, заверенные надлежащим образом (для возмещения расходов по охране жилых помещений); справки о банковских реквизитах Заявителя, а также п.п. 2.5, 2.11 Порядка финансирования расходов на оплату коммунальных услуг и расходов на содержание и охрану не заселенных в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного Постановлением Администрации г. Барнаула от 08 мая 2015 года № 707. В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация г. Барнаула просит отменить решение суда в части удовлетворения требований прокурора и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора г. Барнаула в полном объеме, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела судом не принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 05 июля 2005 года № 297-О, исходя из которой публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публичной природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права, преследующих частные интересы. Из этого очевидно, что орган местного самоуправления не может оплачивать коммунальные услуги на основании «платежки» через кредитную организацию. В ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации речь идет не об оплате коммунальных услуг, а расходах на содержание жилого помещения и оплату коммунальных услуг. Органы власти выделены указанной нормой в отдельную категорию лиц, несущих расходы на оплату. Бюджетный кодекс Российской Федерации является специальным по отношению к Гражданскому кодексу Российской Федерации, в связи с чем санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства (финансовым органом) в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом те документы, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия у заявителей финансирования расходов не запрашиваются. Использование денежных средств на несуществующие обязательства (при предоставлении недостоверных сведений или при предоставлении не всех документов), а также на оплату жилого помещения, которое фактически используется ля проживания, будет противоречить принципам достоверности бюджета, а также адресности и целевого характера бюджетных средств. Оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают прав управляющих организаций, объединения собственников и организаций, обслуживающих многоквартирные дома, на возмещение коммунальных услуг и расходов на содержание и охрану не заселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В апелляционной жалобе комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на аналогичные доводы, изложенные администрацией г. Барнаула в апелляционной жалобе, дополнительно указывая на то, что финансирование расходов производится за период, предъявленный к оплате. Договором финансирования определяется срок перечисления денежных средств, срок действия договора определяется сроком исполнения сторонами обязательств по договору. При этом актуальные документы, находящиеся в распоряжении комитета, а также те документы, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия, у заявителей не запрашиваются. Для заключения договора на оплату коммунальных услуг и расходов на содержание и охрану не заселенных в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда Комитет запрашивает только документы, подтверждающие обоснованность расходов на оплату не заселенных жилых помещений и их размер.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель заинтересованного лица – Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Ч., прокурор. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав Ч., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора, возражавшей против удовлетворения жалоб, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены либо изменение решения суда.
Постановлением администрации г. Барнаула от 08 мая 2015 года № 707 утвержден Порядок финансирования расходов на оплату коммунальных услуг и расходов на содержание и охрану не заселенных в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Названный Порядок разработан в соответствии со статьями 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств городского округа – г. Барнаула Алтайского края как собственника муниципальных жилых помещений в многоквартирном доме и устанавливает условия оплаты за коммунальные услуги и расходы на содержание и охрану не заселенных в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - Расходы) (п.п. 1.1, 1.2 Порядка).
Порядок отвечает признакам нормативного правового акта, так как принят исполнительным органом местного самоуправления, - администрацией г. Барнаула с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а также обнародованию этого акта, учитывая его публикацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет – на официальном сайте г. Барнаула (www.barnaul.org) и газете «Вечерний Барнаул» от 13 мая 2015 года № 67, рассчитан на неоднократное применение.
Согласно п. 2.1 Порядка финансирование расходов осуществляется на основании договоров, заключенных комитетом с управляющими организациями; объединениями собственников жилья (ТСЖ, ЖСК, иными специализированными потребительскими кооперативами); организациями, обслуживающими многоквартирные дома по договору с собственниками помещений в многоквартирных домах, выбравшими непосредственную форму управления.
В соответствии с п. 2.2 Порядка основанием для заключения договора на финансирование Расходов является платежный документ по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поступивший в Комитет, от лиц, указанных в п. 2.1 Порядка (далее - Заявитель), с приложением следующих документов: заявления о финансировании Расходов с указанием адреса жилого помещения, его площади и расчетного периода; расчета размера Расходов, подлежащих финансированию (далее - расчет); выписки из лицевого счета на каждое не заселенное за расчетный период жилое помещение с указанием объемов и стоимости коммунальных услуг, в том числе потребленных на общедомовые нужды; копий документов, подтверждающих размеры платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, применяемые при расчете Расходов (договор управления, решения собственников помещений в многоквартирном доме и др.), заверенные надлежащим образом; справки о наличии общедомовых приборов учета потребления коммунальных услуг (для возмещения расходов на коммунальные услуги); копий договоров, заключенных Заявителем с ресурсоснабжающей организацией, счетов-фактур, подтверждающих объемы потребленных коммунальных услуг за расчетный период, заверенные надлежащим образом (для возмещения расходов на коммунальные услуги); копий штатного расписания, табеля рабочего времени на лиц, осуществляющих охрану жилых помещений, или копии договора, заключенного с организацией, имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности, заверенные надлежащим образом (для возмещения расходов по охране жилых помещений); справки о банковских реквизитах Заявителя.
В рамках межведомственного взаимодействия Комитет запрашивает в органах Федеральной налоговой службы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; сведения о государственной регистрации юридического лица; сведения о постановке на учет в налоговом органе.
Заявитель вправе предоставить указанные документы самостоятельно.
В силу п. 2.5 Комитет не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает одно из следующих решений: о финансировании расходов заявителю; об отказе в финансировании расходов заявителю.
Основаниями для отказа в финансировании расходов являются: отсутствие не заселенного в установленном порядке жилого помещения в реестре; использование жилых помещений муниципального жилищного фонда третьими лицами без оснований, предусмотренных статьей 10 ЖК РФ; предоставление документов не в полном объеме; предоставление документов, содержащих недостоверные сведения (п. 2.11 Порядка).
Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые положения Порядка в части возложения на лиц, оказывающих услуги по управлению многоквартирным домом, в котором расположено не заселенное жилое помещение муниципального жилищного фонда, дополнительной обязанности по представлению помимо платежного документа иных документов, подтверждающих факт произведения расходов и их размер (п. 2.2), а также предусматривающие право Комитета отказать названным лицам в финансировании расходов на содержание жилых помещений, их охрану и оплату коммунальных услуг по основаниям, которые не связаны с основаниями освобождения собственника от бремени содержания принадлежащего ему имущества (п.п. 2.5, 2.11), не соответствуют положениям гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, и, как следствие, правомерно признал их противоречащими нормам, имеющим б?льшую юридическую силу, и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичная норма о бремени содержания жилого помещения как одного из видов имущества предусмотрена в ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
С учетом положений вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции верно указал в решении на то, что обязанность собственника по оплате расходов за жилое помещение и коммунальные услуги связана с самим фактом возникновения права собственности, а основанием внесения платы является платежный документ.
В соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1); к субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (пункт 2).
В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Жилищный кодекс Российской Федерации в ст. 4 также относит к участникам жилищных отношений, помимо граждан и юридических лиц, также Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Следовательно, приведенные положения об обязанности собственника вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платежного документа в равной степени распространяются на публичные образования в отношении принадлежащих им помещений, входящих в государственный и муниципальный жилищный фонд, тогда как право отказа уполномоченного органа от финансирования расходов, не связанное с освобождением собственника от бремени содержания принадлежащего ему имущества, а также обязанность лиц, оказывающих услуги по управлению многоквартирным домом, в котором расположено не заселенное жилое помещение, находящееся в собственности публичного образования, представить иные документы помимо платежного документа, предусмотренные оспариваемыми положениями нормативного правового акта, прямо противоречат вышеприведенным нормам федерального законодательства.
Вместе с тем, районный суд пришел к правильному выводу о том, что не могут быть признаны недействующими положения п. 2.2 Порядка, допускающие возможность истребования документов в рамках межведомственного взаимодействия, как не устанавливающие в соответствующей части каких-либо обязанностей.
Ссылка в апелляционных жалобах на необходимость истребования документов, подтверждающих обоснованность расходов на оплату не заселенных жилых помещений и их размер с целью соблюдения требований бюджетного законодательства, не принимается во внимание, учитывая, что муниципальное образование, как верно указано судом, отвечает понятию «потребитель», предусмотренному п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354. При этом как Жилищный кодекс Российской Федерации, так и Правила предусматривают право потребителя на проверку правильности начисления платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, которое может быть реализовано, в том числе муниципальным образованием в лице уполномоченного органа.
Доводы о том, что истребование документов в подтверждение произведенных расходов возможно только в рамках муниципального жилищного контроля, являются несостоятельными, поскольку в спорных отношениях, связанных с содержанием жилого помещения, муниципальное образование участвует не как орган контроля и надзора, а как сторона договора управления (сторона жилищных правоотношений).
Указание в апелляционной жалобе административным ответчиком на то, что федеральный законодатель предусмотрел в ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в качестве отдельных субъектов спорных правоотношений основано на неправильном толковании закона. То обстоятельство, что в данной норме наименование платы указано как «расходы на содержание и оплату коммунальных услуг» не имеет правового значения, учитывая, что для любого собственника внесение платы представляет собой возмещение расходов третьих лиц по оказанию услуг.
Позиция административного ответчика об особом характере данных расходов и особом статусе муниципального образования как собственника жилых помещений ставит в неравное положение собственников – физических лиц, организаций (которые несут обязанность по оплате при наличии права собственности и на основании платежного документа), и собственника – муниципального образования г. Барнаул (который несет обязанность при наличии пакета документов, отсутствие которого может являться основанием для отказа в финансировании расходов), а также возлагает не предусмотренные законом обязанности и проводит различия для лица, управляющего многоквартирным домом, в зависимости от того, кто является собственником помещения в многоквартирном доме.
Доводы о необходимости соблюдения муниципальным образованием положений бюджетного законодательства являлись предметом рассмотрения районного суда, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Обязательство муниципального образования нести расходы на содержание имущества предусмотрено законом, а применительно к жилым помещениям оно основано и на договоре (договоре управления либо договоре финансирования, как указано в оспариваемом Порядке). При этом доводы администрации г. Барнаула о том, что муниципальное образование не вправе заключать договоры управления, не основаны на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, который такого ограничения не содержит.
Поскольку нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, апелляционные жалобы не содержат доводов, влекущих отмену решения, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции правильным.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 10 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи