ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3071 от 30.09.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0008-02-2020-000222-14

Дело № 33а-3071 судья Елизаров В.П. 2020 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Пержуковой Л.В. и Сергуненко П.А.,

при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 09 июля 2020 года, которым постановлено:

«Удовлетворить административное исковое заявление прокурора Андреапольского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области, заинтересованное лицо ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский», Муниципальное бюджетное учреждение «Город Андреаполь».

Признать бездействие администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации, связанным с непринятием мер по разработке, утверждению проекта организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа, незаконным.

Обязать администрацию Андреапольского муниципального округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, незаконным.

Обязать администрацию Андреапольского муниципального округа в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и привести состояние дорожного покрытия автомобильных дорог на территории города Андреаполь, а именно на участках <данные изъяты> в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, в этой части решение не приводить в исполнение».

Судебная коллегия

установила:

прокурор Андреапольского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области, заинтересованные лица ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский», Муниципальное бюджетное учреждение «Город Андреаполь», с учетом определения суда от 12 мая 2020 года об объединении административных исковых заявлений прокурора Андреапольского района Тверской области, о признании бездействия администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа, устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и привести состояние дорожного покрытия автомобильных дорог на территории города Андреаполь, а именно на участках по <данные изъяты> в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Андреапольского района Тверской области на основании обращения ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский» проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа Тверской области. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что проекты, схемы организации дорожного движения не разработаны, как в целом в отношении всех автомобильных дорог местного значения округа, так и в отношении какой-либо его части. Данный факт подтверждается информацией администрации округа от <данные изъяты>

Прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский» проведена проверка соответствия автомобильных дорог Андреапольского муниципального округа требованиям, предъявляемым законодательством, в ходе которой выявлены нарушения по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог. Так, на <данные изъяты> на дорожном асфальтном покрытии имеется повреждение, выбоина размером: длина 82 см, ширина 65 см, глубина 6 см, площадью 0,53 кв.м, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. На участке автомобильной дороги по <данные изъяты> на дорожном покрытии установлены две выбоины, повреждения одна из которых размером: длиной 110 см, шириной 85 см, глубиной 7,5 см, площадью 0,94 кв. м, другая размером: длина 100 см, ширина 85 см, глубина 6 см, площадью 0,85 кв. м, что является нарушением требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. На улице <данные изъяты> нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеется выбоина, повреждение на дорожном асфальтном покрытии длиной 120 см, шириной 170 см, глубиной 6,5 см, площадью 2,04 кв. м. В нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 возле дома <данные изъяты> установлено повреждение дорожного асфальтного покрытия длиной 110 см, шириной 100 см, глубиной 9,5 см, площадью 1,1 кв.м. Вышеуказанные повреждения дорожного покрытия зафиксированы с использованием измерительного прибора - рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОР № 7475, имеющей поверку до <данные изъяты>

Выявленные нарушения требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации являются грубым нарушением действующего законодательства и подвергают опасности жизни и здоровье участников дорожного движения, стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ».

Обращение прокурора в суд с данным заявлением обусловлено тем, что индивидуализировать круг лиц, являющихся участниками дорожного движения, использующих автомобильные дороги местного значения Андреапольского муниципального округа, невозможно.

Просил признать бездействие администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации, связанным с непринятием мер по разработке, утверждению проекта организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа, незаконным. Обязать администрацию Андреапольского муниципального округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа.

Просил признать бездействие администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, незаконным.

Обязать администрацию Андреапольского муниципального округа в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и привести состояние дорожного покрытия автомобильных дорог на территории города Андреаполь, а именно на участках по <данные изъяты> в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

В судебном заседании прокурор Иванов П.М. заявленные требования поддержал в полном объёме. Согласно аудиозаписи судебного заседания выразил готовность отказаться от требований привести состояние дорожного покрытия автомобильных дорог в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в связи с фактическим устранением выявленных недостатков, однако такое ходатайство не заявил, настояв на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Юринская О.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, представила возражения, согласно которым во исполнение перечисленных норм права и для решение задач, в том числе: введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами, своевременное информирования участников движения о дорожных условиях, обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги, на территории города Андреаполь разработаны и утверждены: проект организации дорожного движения в <данные изъяты>; проект организации дорожного движения по <данные изъяты>. Обращают внимание суда на то, что в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2013 г. № 527 «О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711» согласовывать проект организации дорожного движения с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения не требуется. Кроме того, на территории города Андреаполь, разработаны и реализованы: проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты>; проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты>); проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты>; проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты> проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты>. При этом, каждый проект содержит раздел: обустройство автомобильной дороги, в состав которого входит установка дорожных знаков, разметку проезжей части, обустройство автобусных установок, устройство пешеходных переходов, устройство светофорного объекта и др. Указанные проекты разработаны и предназначены для устранения существующих недостатков и противоречий в применении технических средств регулирования движения, несоответствий их нормативным требованиям, а также установки в недостающих местах дополнительных средств дорожной информации и дорожной разметки. В процессе работы проведено обследование улиц. В соответствии ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом. Прокурором не проведен анализ либо обследование дорог, муниципального округа, которым требуется разработка Проекта ОБДД, не представлены материалы наличия ДТП, не испрашивался материал (проекты) разработанный органами муниципальной власти до 2020 года, что привело к преждевременному выводу относительно бездействия Администрации. Прокурором оставлено без внимания, что 1 мая 2019 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вводит новый вид муниципального образования - муниципальный округ. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, при этом предусматривается переходный период до 1 января 2025 года. Согласно абз.1 п.3 ст. 1 Закона Тверской области от 13.06.2019 г. №33-30 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район», Муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район»: городское поселение город Андреаполь, Аксеновское сельское поселение, Андреапольское сельское поселение, Бологовское сельское поселение, Волокское сельское поселение, Луговское сельское поселение, Торопацкое сельское поселение, Хотилицкое сельское поселение, а также муниципальное образование Тверской области «Андреапольский район» утратили статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования. Полагают необходимым обратить внимание суда на то, что во исполнение указанного Федерального закона и Закона субъекта РФ, Андреапольский муниципальный округ создан и зарегистрирован, на сегодняшний день единственный в Российской Федерации, 31.12.2019. Таким образом, вновь созданный орган местного самоуправления осуществляет свою деятельность (на момент предъявления иска) всего 3 месяца, однако за такой короткий период времени округом разработано и реализуются многочисленные проекты, в том числе и по безопасности дорожного движения. На территории округа реализуется муниципальная программа по обеспечению безопасности дорожного движения в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В настоящее время Администрацией подготавливается конкурсная документация по заключению муниципального контракта на исполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения на территории муниципального округа, поскольку новый вид муниципального образования - муниципальный округ имеет численность населения 10 672 чел., однако подготовка указанной схемы возможна будет исключительно после внесения изменений в Федеральный закон № 443-ФЗ от 29.12.2017. Переходный период, предусмотренный до 01.01.2025 необходим, для приведения Федеральных законов и законов субъектов РФ в соответствие с Федеральным законом № 87-ФЗ от 1 мая 2019 года. Следовательно, такая формулировка как бездействие не может быть применима по отношению к Администрации муниципального округа. Равно как и разработка Проекта ОБДД не может быть возложена как обязательство на Администрацию в силу отсутствия законных оснований. Вместе с тем, считают необходимым обратить внимание суда на то, что прокурор в своих исковых требованиях ссылается на письмо начальника ОГИБДД майора полиции А.А. Боголюбова, который свое бездействие, как органа Госавтоинспекции, прикрывает путем обвинения органа муниципальной власти. При этом, письмо начальника ОГИБДД содержит ссылки на Указ Президента РФ от 15.06.1998, однако использует данный правовой акт исключительно в качестве надзорной функции. По данному Указу Госавтоинспекция должна осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления. Как следует из подпункта «с», пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по разработке предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями. Кроме того, пункт 10 Административного регламента, утверждённого приказом МВД России от 30.03.2015 № 380 указывает на обязанность сотрудников при исполнении государственной функции изучать условия дорожного движения, принимать меры по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов. Несмотря на приведенные нормативные акты, прокурор при принятии письма и предъявляя требования к Администрации муниципального округа, не задался вопросом: какие предложения либо иные заключения разработаны Госавтоинспекцией; какие меры приняты по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов на территории Андреапольского района до 2020 года и Андреапольского муниципального округа с 2020 года, помимо запроса схемы. Вопреки мнению прокурора и мнению ОГИБДД, Администрацией созданы все условия для безопасности дорожного движения и надлежащего состояния автомобильных дорог, созданы Проекты ОБДД, проектно-сметная документация, подготавливается материал для разработки комплексной схемы, установлено видеонаблюдение на перекрестках автомобильных дорог и выездах из города. При этом, обеспечен выход на видеонаблюдение органов Госавтоинспекции. Следовательно, Администрацией обеспечено соблюдение основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а именно, принципов приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Анализируя все вышеперечисленные обстоятельства, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о допущении нарушениях Закона со стороны Администрации, полагали, что административные исковые требования прокурора Андреапольского района Тверской области не подлежали удовлетворению. Просили в удовлетворении требований прокурора Андреапольского района Тверской области по административному делу № 2а-1-67/2020 отказать в полном объеме.

Ответчик дополнительно представил письменные возражения относительно требований прокурора, указав, что согласно абз. 1 п. 3 ст. 1 Закона Тверской области от 13.06.2019 г. №33-30 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район», Муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район»: городское поселение город Андреаполь, Аксеновское сельское поселение, Андреапольское сельское поселение, Бологовское сельское поселение, Волокское сельское поселение, Луговское сельское поселение, Торопацкое сельское поселение, Хотилицкое сельское поселение, а также муниципальное образование Тверской области «Андреапольский район» утратили статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования. Во исполнение указанного Федерального закона и Закона Субъекта РФ, Андреапольский муниципальный округ создан и зарегистрирован 31.12.2019. Для обеспечения надлежащего состояния благоустройства, содержания инфраструктуры города Андреаполь, в том числе ремонта улично-дорожной сети Администрацией Андреапольского муниципального округа создано Муниципальное бюджетное учреждение «Город Андреаполь». Распоряжением Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области от <данные изъяты> МБУ «Город Андреаполь» передано имущество (автомобильные дороги) на праве оперативного управления. Перед Учреждением поставлены задачи, в частности: осуществление текущего ремонта улично-дорожной сети. Комиссией из числа представителей Администрации и Учреждения осуществлено обследование автомобильных дорог местного значения, о чем составлен Акт от 10.03.2020. Обследованием установлена необходимость проведения ямочного ремонта на автомобильных дорогах, в том числе дорогах заявленных Прокурором в исковом заявлении. На основании Акта обследования Учреждением подготовлена и утверждена ведомость дефектов № <данные изъяты> в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона. Объектом закупки является выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог города Андреаполь. 26.03.2020 составлен Протокол рассмотрения единственной заявки. 06.04.2020 заключен Контракт на выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог г. Андреаполь. Как следует из технического задания (приложения к муниципальному контракту), ямочный ремонт предусмотрен в отношении автомобильных дорог заявленных Прокурором в исковом заявлении. Таким образом, на момент подачи искового заявления о понуждении Администрации провести ремонтные работы автомобильных дорог, такие работы уже проведены Учреждением, все мероприятия по осуществлению ямочного ремонта, в том числе заключение контракта. Следовательно, такая формулировка как бездействие не может быть применима по отношению к Администрации Андреапольского муниципального округа. Кроме того, понуждение Администрации осуществить ямочный ремонт улично-дорожной сети также недопустимо, поскольку правообладателем автомобильных дорог, на момент обследования и подачи искового заявления, являлось МБУ «Город Андреаполь». Исковые требования Прокурора о признании бездействия Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области в части исполнения законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения незаконным и о понуждении приведения улично-дорожной сети города Андреаполь в соответствие с требованиями законодательства не подлежали удовлетворению.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Указано, что на территории города Андреаполь разработаны и реализованы: проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты>; проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты> проектно-сметная документация по ремонту дороги <данные изъяты> проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты>; проектно-сметная документация по ремонту дороги по <данные изъяты>. При этом, каждый проект содержит раздел: обустройство автомобильной дороги, в состав которого входит установка дорожных знаков, разметку проезжей части, обустройство автобусных установок, устройство пешеходных переходов, устройство светофорного объекта и др. Указанные проекты разработаны и предназначены для устранения существующих недостатков и противоречий в применении технических средств регулирования движения, несоответствий их нормативным требованиям, а также установки в недостающих местах дополнительных средств дорожной информации и дорожной разметки. Прокурором оставлено без внимания, что 1 мая 2019 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вводит новый вид муниципального образования - муниципальный округ. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, при этом предусматривается переходный период до 1 января 2025 года. Согласно абз. 1 п. 3 ст. 1 Закона Тверской области от 13.06.2019 г. №33-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район», Муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район»: городское поселение город Андреаполь, Аксеновское сельское поселение, Андреапольское сельское поселение, Бологовское сельское поселение, Волокское сельское поселение, Луговское сельское поселение, Торопацкое сельское поселение, Хотилицкое сельское поселение, а также муниципальное образование Тверской области «Андреапольский район» утратили статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования. Андреапольский муниципальный округ создан и зарегистрирован 31.12.2019. Таким образом, вновь созданный орган местного самоуправления осуществляет свою деятельность (на момент предъявления иска) всего 3 месяца, однако за такой короткий период времени округом разработано и реализуются многочисленные проекты, в том числе и по безопасности дорожного движения. Прокурор, обращаясь в суд с настоящими требованиями, исходил из положений статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которой разработка и проведение мероприятий по безопасности дорожного движения осуществляются владельцами автомобильных дорог на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. При этом прокурор ссылался на отсутствие у ответчика проектов организации дорожного движения. Вместе с тем, считают необходимым обратить внимание суда на то, что прокурор в своих исковых требованиях ссылается на письмо начальника ОГИБДД майора полиции А.А. Боголюбова, который свое бездействие, как органа Госавтоинспекции, прикрывает путем обвинения органа муниципальной власти. Прокурором не представлены в материалы дела сведения, по каким дорогам необходимо обеспечить разработку ПОДД. Доказательств того, что представленные проекты не обеспечивают на территории Муниципального округа безопасности дорожного движения, прокурором не представлено.

В письменных возражениях прокурора Андреапольского района Тверской области выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы. Указано, что недостатки деятельности администрации муниципального округа, на которые указано прокурором, являются грубыми нарушениями действующего законодательства, подвергающими опасности жизнь и здоровье участников дорожного движения, стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей. Решение суда является законным и мотивированным.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Юринская О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила решение суда отменить, отказав прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Прокурор Полещук Р.С. поддержала письменные возражения прокурора Андреапольского района Тверской области на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения требований административного иска по рассматриваемой категории дел является совокупность двух условий: установленное несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение таким решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет судебной коллегии сделать вывод, что основанием для признания действий (бездействия) незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

Вместе с тем, по настоящему делу такая необходимая совокупность условий судебной коллегией не установлена.

Из материалов дела следует, что в соответствии с письмом начальника ОГИБДД МО МВД РФ «Западнодвинский», в рамках проведения административного расследования по факту обращения гр-на Гайдова А.В. в адрес администрации Андреапольского муниципального округа Главе Андреапольского района Тверской области Н.Н. Бараннику, о предоставлении в адрес ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский» схем организации дорожного движения на пересечении <данные изъяты> администрация Андреапольского муниципального округа сообщила, что в соответствии с п. 2. ст. 17 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требование о разработке схемы организации дорожного движения на г. Андреаполь не распространяется.

В письме <данные изъяты> Администрации Андреапольского муниципального округа Баранника Н.Н. направленного в адрес прокурора Андреапольского района указано, что для территории муниципального округа разработка комплексных схем организации дорожного движения пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусмотрена.

Представленны копии проектов организации дорожного движения по: <данные изъяты>; проектно-сметная документация на ремонт автомобильной дороги по <данные изъяты>; подтверждение численности населения по Андреапольскому муниципальному району.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтвержден статус администрации Андреапольского Муниципального округа Тверской области, виды его экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 12.03.2020 в 11 ч. 54 мин. и фототаблицами подтверждено что на участке дороги: <данные изъяты>

<данные изъяты>, на дорожном асфальтном покрытии имеется повреждение, выбоина превышающая предельные размеры, по длине 110 см, по ширине 100 см, по глубине 9,5 см, площадью 1,1 кв.м. (при допустимых 0,06 кв.м.) в нарушение требований п.п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017. Проводилось фотографирование, применялась Рейка дорожная универсальная РДУ - <данные изъяты>

Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 24.03.2020 в 20 ч. 38 мин. и фототаблицами подтверждено что на участке дороги: <данные изъяты>, на дорожном асфальтном покрытии имеется повреждение, выбоина превышающая предельные размеры, по длине 120 см, по ширине 170 см, по глубине 6,5 см, площадью 2,04 кв.м. (при допустимых 0,06 кв.м.) в нарушение требований п.п.5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017. Проводилось фотографирование, применялась Рейка дорожная универсальная РДУ - <данные изъяты>

Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 24.03.2020 в 21 ч. 02 мин. и фототаблицами подтверждено что на участке дороги: <данные изъяты>, на дорожном асфальтном покрытии имеется повреждение, выбоина превышающая предельные размеры, по длине 110 см, по ширине 85 см, по глубине 7,5 см, площадью 0,94 кв.м. (при допустимых 0,06 кв.м.) в нарушение требований п.п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017. Проводилось фотографирование, применялась Рейка дорожная универсальная РДУ - <данные изъяты>

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, указал, что администрация муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области, являясь компетентным органом, в чьи обязанности входит организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области осуществления дорожной деятельности, в нарушение требований действующего законодательства совершила незаконное бездействие, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации, связанным с непринятием мер по разработке, утверждению проекта организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа, а также бездействие, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

Судебная коллегия оснований согласиться с указанным выводами суда не находит, исходя из следующего.

Законом Тверской области от 13.06.2019 № 33-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области», преобразованы муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район»: городское поселение город Андреаполь, Аксеновское сельское поселение, Андреапольское сельское поселение, Бологовское сельское поселение, Волокское сельское поселение, Луговское сельское поселение, Торопацкое сельское поселение, Хотилицкое сельское поселение путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование, наделив его статусом муниципальный округ, с наименованием Андреапольский муниципальный округ Тверской области (п. 1 ст. 1).

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Андреапольского района, а также поселений, которые на день создания вновь образованного муниципального образования Андреапольский муниципальный округ осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Тверской области, законам и иным нормативным правовым актам Тверской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования (п. 2 ст. 2 Закона)

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункты 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) также установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м, устранение которых осуществляется в сроки не более 12 суток.

Как следует из материалов дела, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 12.03.2020, 24.03.2020 установлено нарушение требований п.п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 на участках автомобильных дорог г<данные изъяты>

С требованиями о приведении дорожного покрытия автомобильных дорог в надлежащее состояние прокурор Андреапольского района обратился в суд 20.04.2020.

При принятии по делу решения, судом первой инстанции не учтено, что распоряжением Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области №<данные изъяты> с приложением, подтверждено закрепление на праве оперативного управления муниципального имущества за МБУ «Город Андреаполь».

Актом обследования автомобильных дорог местного значения в городе Андреаполе Тверской области от 10.03.2020 и ведомостью дефектов №<данные изъяты> и намечаемых работ по ямочному ремонту а/б дорог, улиц г. Андреаполя подтверждена необходимость проведения ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия на указанных в акте дорогах.

Скрин-шотом с официального сайта Единая информационная система в сфере закупок подтверждено проведение электронного аукциона по выполнению работ по ямочному ремонту автомобильных дорог города Андреаполя 26.03.2020.

Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе, подтверждено, что аукцион признан не состоявшимся.

Контрактом <данные изъяты> и техническим заданием на выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог г. <данные изъяты> локальной сметой и информацией о контракте, подтверждено, что МБУ «Город Андреаполь» Андреапольского муниципального округа Тверской области заключило контракт с ИП Ремизова С.А. на выполнение работ по ямочному ремонту автомобильных дорог в г. Андреаполе 26.03.2020.

Актами <данные изъяты> о приемке выполненных работ подтверждено выполнение ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий с применением литого асфальта и струйно-инъекционным методом на улицах Измайлова, Парковая, Нелидовская, Половчени, Октябрьская, Торопецкая, Советская, Новгородская, Театральная, Б.Полевая, Кленовая, Авиаторов, Пушкина, Донского, Вокзальная площадь, Измайловский, Боровая, О. Стибель, Прогон, Аллея, Песчанная, 50 лет Октября, Гагарина, Шахтёра, Красная Ветка, Керамическая, Энергетиков.

При этом по акту <данные изъяты> работы по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий выполнены на участках автомобильных дорог <данные изъяты>

Таким образом, по состоянию на 20.04.2020, основания для обращения в суд с административным исковым заявлением у прокурора с рассматриваемым требованием, при отсутствии факта нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, отсутствовали.

По требованию прокурора о признать незаконным бездействия по непринятию мер по разработке, утверждению проекта организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа, обязании разработать и утвердить проект организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 196-ФЗ разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (часть 1). В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения (часть 4).

Согласно ст. 17 Федерального закона № 443-ФЗ комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (ч. 1).

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше десяти тысяч человек, расположенных в границах одного субъекта Российской Федерации (ч. 2).

Разработанные в комплексных схемах организации дорожного движения мероприятия должны представлять собой целостную систему технически, экономически и экологически обоснованных мер, разработанных в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории (ч. 5).

Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (ч. 7)

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 443-ФЗ установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются:

1) на период эксплуатации дорог или их участков;

2) на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки;

3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.

В силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов:

1) в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков;

2) при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства;

3) в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек;

4) на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, по таким направлениям организации дорожного движения, как формирование сети дорог с односторонним движением, размещение парковок (парковочных мест), размещение информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования, организация движения маршрутных транспортных средств, в том числе организация выделенных полос, оптимизация режимов работы светофорных объектов, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, иным направлениям организации дорожного движения.

Заявляя требования о необходимости разработки проекта организации дородного движения, прокурор, в силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 443-ФЗ не конкретизирует, на каких дорогах (участках дорог), при каких условиях эксплуатации административный ответчик обязан разработать проект организации дорожного движения. Разработка и утверждение проекта организации дорожного движения на территории всего Андреапольского муниципального округа напрямую действующим законодательством не предусмотрена.

Прокурором и судом первой инстанции не учтено, что администрация Андреапольского муниципального округа Тверской области создана путем присоединения к нему других юридических лиц (администрации г. Андреаполя и администраций сельских поселений). Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Андреапольский муниципальный округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Андреапольского района, городского поселения город Андреаполь, Аксеновского сельского поселения, Андреапольского сельского поселения, Бологовского сельского поселения, Волокского сельского поселения, Луговского сельского поселения, Торопацкого сельского поселения, Хотилицкого сельского поселения, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования Андреапольский муниципальный округ.

Таким образом, на территории Андреапольского городского округа продолжают действовать проект организации дорожного движения в г. Андреаполь ул. Прогон, ул.Кленовая, ул.Авиаторов, ул.Молодежная; а также проект организации дородного движения на ул. Половчени.

В целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории всего городского округа, о чем фактически просил прокурор, предусмотрена разработка комплексной схемы организации дорожного движения, что также согласуется с общей численностью населения Андреапольского муниципального округа, имеющего численность населения свыше десяти тысяч, что не учтено прокурором при обращении в суд с заявленными требованиями. Требований о разработке комплексной схемы организации дорожного движения прокурором не заявлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 09 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору Андреапольского района Тверской области в удовлетворении административного искового заявления в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Андреапольский муниципальный округ» Тверской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации, связанным с непринятием мер по разработке, утверждению проекта организации дорожного движения на территории Андреапольского муниципального округа и ненадлежащем исполнении требований законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи