Судья Кочкина А.А. Дело № 33а-3084/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 29 августа 2018г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Кычкиной Н.А.,
при секретаре Богатыревой Л.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя Правительства РС(Я) ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Якутского городского суда от 26 июня 2018 года по делу по административному иску ФИО3 к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я), Правительству РС(Я) об оспаривании решения, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Комиссии Правительства РС(Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, от 25 марта 2015г. ФИО3 отказано в предоставлении социальной выплаты на основании п.«ж» Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 28 февраля 2010г. №80, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Не согласившись с данным решением, ФИО3 обратилась в суд с административным иском, указывая о том, что является вдовой ветерана ВОВ, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2009г., своего жилья не имеет. Считает, что ей незаконно отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку свои жилищные условия она не ухудшала. Переезд из одного жилого помещения в другое связан с нуждаемостью в постоянном постороннем уходе. Просила суд признать решение Комиссии незаконным, обязать включить ее в республиканский реестр ветеранов, как вдову ВОВ и обеспечить жильем, также взыскать судебные расходы.
Судом принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным истцом. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, в связи неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. Указывает, что судом незаконно произведена замена ответчика Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов при Правительстве РС(Я) на Правительство РС(Я). Считает, что является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку жилищные условия не ухудшала, судом неверно установлена норма обеспеченности жильем истца. Настаивает на правомерности своих требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрена социальная поддержка членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Во исполнение Федерального закона от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в части передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановлением Правительства РС (Я) от 28.02.2010 г. N 80 утвержден Порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Рассмотрение вопросов обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, членов их семей входит в полномочия Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета.
Согласно Порядку предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, утвержденному Постановлением Правительства РС(Я) 25.05.06г., нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий определяется решением органа местного самоуправления по месту проживания в соответствии с учетной нормой жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, а также в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, или об отказе в постановке на учет принимается органами местного самоуправления в 20-дневный срок с даты подачи заявления гражданином.
В соответствии с п.11. Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам ВОВ граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, включаются в список, утверждаемый органом местного самоуправления.
Согласно п.15 Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам ВОВ Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае отсутствия оснований для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (п."ж").
В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также лица, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-0-0, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Положения указанной нормы закона направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам.
Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что ФИО3 является вдовой ветерана Великой отечественной войны, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО «.......... наслег» .......... улуса с 30 декабря 2009г.
Согласно акту обследования помещения от 26 января 2015г., проведенного Межведомственной комиссией администрации МО «.......... улус», жилой дом по адресу: .........., общей площадью *** кв.м., признан непригодным для жилищных условий. При этом по результатам визуального осмотра 37% прогнившие окладные венцы, искривления стен нет, состояние электропроводки исправное, износ системы отопления на 15%, износ общего состояния жилого дома 36%.
Заключением Межведомственной комиссии от 26 января 2015г. установлено, что вдова участника ВОВ ФИО3 проживает в непригодном жилом помещении.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована по данному адресу с 2014г. Ранее она была зарегистрирована по адресу: .........., откуда снята с учета 12 февраля 2014г.
В настоящее время истец проживает в жилом доме по адресу: .........., общей площадью *** кв.м.
При обращении истца с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья решением Комиссии Правительства РС(Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, от 25 марта 2015г. № ... отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Копия данного решения вручена П. (невестке) 27 марта 2015г.
Установлено, что до 2014г. в жилом доме по адресу: .........., общей площадью *** кв.м. было зарегистрировано вместе с истцом 4 человека – она, сын и внуки, соответственно, на каждого члена семьи приходилось по *** кв. м жилья, что соответствовало учетной норме, установленной в МО «.......... улус».
Истец, зарегистрировалась по адресу: ........... Между тем, данный жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания. Убедительных доказательств необходимости перемены места жительства, перерегистрации и переезда из жилого помещения по ул........... в аварийный дом истица не представила.
До момента снятия ФИО3 с регистрации по адресу: .........., и ее регистрации по адресу: .........., обеспеченность ее жилым помещением соответствовала учетной норме.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истица намеренно совершила действия, приведшие к ухудшению ее жилищных условий, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, правильный.
Суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения Комиссии Правительства РС(Я) об отказе в предоставлении ФИО3 социальной выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов.
Кроме того, судом первой инстанции также установлен пропуск административным истцом предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ срока обращения в суд без уважительной причины, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Доказательств, препятствующих своевременному обращению в суд и уважительности причин пропуска процессуального срока, административный истец суду не представил, оснований для восстановления срока для обжалования из материалов дела не усматривается.
При этом, несмотря на пропуск установленного процессуального срока, заявленные ФИО3 требования, рассмотрены судом первой инстанции по существу, исходя из конкретных обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах судом правильно отказано в удовлетворении административного иска ФИО3
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда.
Определением Якутского городского суда от 13 июня 2018г. в качестве административного соответчика по настоящему делу привлечено Правительство РС(Я). Неуказание в решении суда в качестве ответчика Комиссию по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов при Правительстве РС(Я) не влечет отмену судебного акта, поскольку на правильность выводов суда не влияет. Данный недостаток судебного постановления может быть исправлен судом в порядке, предусмотренном ст.184 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 26 июня 2018 года по делу по административному иску ФИО3 к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я), Правительству РС(Я) об оспаривании решения оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Кычкина Н.А.