Судья: Цыцаркина С.И. Дело № 33а-30889/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,
при секретаре Капуста А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 октября 2018 года апелляционные жалобы ГУ МВД России по Московской области, <данные изъяты> на решение Серпуховского городского суда Московской области от 18 июля 2018 г. по делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным и отмене заключения от <данные изъяты> о признании не состоящим в гражданстве Российской Федерации, об обязании совершить действия,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения ФИО1, его представителя адвоката Губина А.В., представителя ГУ МВД России по Московской области – ФИО2,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области (с учетом уточнения требований) о признании незаконным и отмене заключения от <данные изъяты> проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ у гражданина РФ ФИО1, вынесенное старшим инспектором отдела по вопросам гражданства УФМС России по Московской области капитаном внутренней службы ФИО3, утвержденное начальником УФМС России по Московской области полковником внутренней службы ФИО4, о признании ФИО1 не состоящим в гражданстве РФ, признании необоснованно выданными паспортов РФ: <данные изъяты>
Просил обязать ГУ МВД России по Московской области совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1, а именно восстановить в гражданстве РФ с внесением соответствующих изменений в информационные учеты УВМ ГУ МВД России по Московской области.
В обоснование требований указывалось, что в октябре 2014г. сыновья административного истца - ШоевШ.Н, <данные изъяты> года рождения, ФИО5, <данные изъяты> года рождения, находясь на территории Республики Таджикистан, обратились в Посольство РФ в Республике Таджикистан с целью получения гражданства РФ.
Спустя время им было отказано в приобретении гражданства РФ, поскольку имеется заключение о том, что паспорт РФ их отца - административного истца признан необоснованно выданным, а сам он признан не состоящим в гражданстве РФ.
Данное заключение ФИО1 считает незаконным и необоснованным.
Указывает, что он родился <данные изъяты> года в Таджикской ССР (СССР).
<данные изъяты> ФИО1 был получен паспорт СССР, серия <данные изъяты>, выданный ОВД Фрунзенского района г.Душанбе Таджикской ССР.
С <данные изъяты> он проходил срочную службу в СССР, дал присягу Советскому Союзу.
<данные изъяты> поступил на службу в Вооруженные Силы РФ.
Административный истец отмечал, что каких-либо попыток для неполучения гражданства РФ не предпринимал, в гражданство Республики Таджикистан не вступал, паспорт гражданина Республики Таджикистан не получал.
<данные изъяты> ФИО1 по его заявлению в Посольстве РФ в Республике Таджикистан был выдан служебный паспорт при наличии паспорта СССР образца 1974 года, а впоследствии получен новый в связи с истечением срока действия, где в графе гражданство указано, что он является гражданином РФ.
<данные изъяты>. Октябрьским РУВД города Екатеринбурга ему был выдан паспорт гражданина РФ <данные изъяты> на основании паспорта СССР образца 1974 года и служебного паспорта РФ.
<данные изъяты> Отделением УФМС России по Пермскому краю в Пермском районе ФИО1 был заменен паспорт РФ на новый в связи с достижением возраста 45 лет, серия <данные изъяты>
При замене проводились проверки, каких-либо замечаний к нему не было.
На основании договора социального найма, заключенного между ФИО1 и Министерством обороны РФ, ему была предоставлена в пользовании квартира, в которой он зарегистрирован и проживает.Решением Серпуховского городского суда Московской области от <данные изъяты>. за ФИО1 признано право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.
Административный истец отмечал, что в настоящее время он является военным пенсионером, общая выслуга лет 51 год, также является ветераном боевых действий, имеет детей, работает.
Считал, что ранее паспорта были выданы на законных основаниях и не изъяты в установленном законом порядке, никаких уведомлений о сдаче паспорта ФИО1 не направлялось. Каких-либо ложных сведений в компетентные организации для получения паспортов он не предоставлял. Указывает, что органы ФМС не считают, что служебный паспорт РФ, выданный 06 февраля 2003 году с указанием, что ФИО1 является гражданином РФ, паспорт СССР образца 1974 года являются незаконно выданными, не оспаривают решение, на основании которых данные паспорта были выданы. Основанием является только то, что на момент 06 февраля 1992 г. ФИО1 не проживал на территории РФ и в компетентные органы за приобретением гражданства РФ не обращался. Кроме того, органы ФМС России, делая вывод о том, что паспорта РФ выданы в нарушении установленного порядка не ссылаются на нормы права.
Административный истец полагал проведенную проверку неполной, поскольку в материалах проверки имеется только его объяснение и копия послужного списка, при этом не были запрошены сведения из ОУФМС России по Пермскому краю, ОУФМС России по г.Екатеринбургу, МИД России, Посольства Республики Таджикистан в РФ.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 требования поддержал. Дополнительно пояснил, что в феврале 2015г. к нему домой приезжала инспектор ФИО6, которой он давал объяснения, поскольку сыновья хотели получить российское гражданство. Каких-либо решений или уведомлений он не получал, но когда его сыновьям было отказано в оформлении гражданства РФ, он обратился с заявлением к Президенту РФ по вопросу того, почему его лишают гражданства РФ, ответ на обращение он не получал, в том числе из ФМС и прокуратуры. Также указал, что он постоянно проживал в Республике Таджикистан, в 1993г. войсковой частью с ним был заключен контракт, а по его истечении был заключен новый контракт. Перед получением служебного паспорта проводилась проверка. Между РФ и Республикой Таджикистан допускается двойное гражданство, им в 2000г. впервые был получен паспорт Республики Таджикистан. В марте 2018г. он обратился в банк за оформлением зарплатной карты, где ему сообщили, о том, что его паспорт недействителен, о чем ранее его не уведомляли.
Представитель административного истца ФИО1 – по ордеру адвокат Губин А.В. требования поддержал, пояснив, что если бы ФИО1 по состоянию на 1993г. не являлся гражданином РФ, с ним бы не был заключен контракт войсковой частью.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Московской области – по доверенности ФИО7 возражала против удоветворения требований, представила письменные возражения. Пояснила, что до 1993 года, в том числе и на 06 февраля 1992 года ФИО1 постоянно проживал и был зарегистрирован на территории Таджикистана. По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в компетентные органы не обращался.По данным УФМС России по Московской области, по учетам ДКС МИД, переданным в УФМС России по Московской области, а также по данным ЦБДУИГ ФМС России сведения о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении ФИО1 отсутствуют.Ссылалсь, что об отсутствии гражданства Российской Федерации истец уже достоверно знал 02 февраля 2015г., в связи с чем им пропущен срок для обращения в суд.
Административный ответчик Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области и заинтересованное лицо Министерства обороны РФ своих представителей не направили, были извещены.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 18 июля 2018 г. требования удовлетворены частично. Оспариваемое заключение признано незаконным. На УФМС России по Московской области возложена обязанность повторно провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации ФИО1 <данные изъяты> года рождения.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Московской области просит об отмене решения суда, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда в части избранного судом способа восстановления его прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, opгана местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия косуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части седьмой статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «Огражданстве Российской Федерации», наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факта наличия в прошлом гражданства СССР, определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действующих на день вступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
При этом согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 10 апреля 1992 года № 386 (ред. от 17.05.2000) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», действовавшего на дату выдачи ФИО1 паспорта гражданина РФ (16 июня 1999 г.), военнослужащие, указанные в пункте 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г. «О введении в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР», признаются гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Закона, если они проходили службу по состоянию на 6 февраля 1992 года.
Согласно части первой статьи 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшего на дату выдачи ФИО1 паспорта гражданина РФ (16 июня 1999 г.), гражданами Российской Федерации в результате признания являлись все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу (06 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в РФ по состоянию на 06 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами РФ. Обстоятельством, исключающим такое признание, являлось наличие гражданства другого государства.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о паспорте (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 №828) паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, который обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
С учетом этого, суд верно указал, что право на получение паспорта неразрывно связано с наличием у лица гражданства Российской Федерации.
В силу Положения о паспорте, контроль за исполнением настоящего Положения осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 8). Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел РФ по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ (пункт 10). Для получения паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации и документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации. На основании указанных сведений территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации запрашивает соответствующую информацию в органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации, в т.ч. в МИД России. В случае отсутствия информации о приобретении гражданства Российской Федерации в информационных системах территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проводит в установленном порядке проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации (пункт 11).
Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (утвержден приказом ФМС России от 30 ноября 2012 года № 391) определены сроки и последовательность административных процедур (действий) ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В пункте 31.2 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, которые находятся в распоряжении иных государственных органов и организаций и которые заявитель вправе представить для получения государственной услуги.
Процедура определения наличия гражданства РФ, проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, регламентируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325).
Согласно данному Положению при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд (пункт 51).
По результатам проверки составляется мотивированное заключение, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ (пункт 52).
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828 паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
В соответствии с Положением Об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации (утверждено приказом ФМС России от 11 марта 2014 года № 178) выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт, оформленный с нарушением требований, установленных Административным регламентом, а именно: оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем, оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта; выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации; выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства Российской Федерации отменено уполномоченным органом на основании постановления об установлении факта использования подложных документов сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации, выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт (пункт 2).
Паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт (пункт 3).
Решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам служебной проверки руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности (пункт 4).
Согласно статье 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве РФ, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 апреля 2016 года № 192) Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции (пункт 1). Главное управление выполняет функции головного подразделения Министерства в сфере обеспечения: производства по делам о гражданстве Российской Федерации, оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (пункт 2). Основными функциями Главного управления являются организация и координация деятельности по: определению и оформлению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, составлению заключений на заявления об изменении гражданства Российской Федерации, ведению учета лиц, в отношении которых уполномоченным органом приняты решения об изменении гражданства, выдаче и замене гражданам Российской Федерации основных документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации, учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации (пункт 10).
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения по указанию ФМС России проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у ФИО1 было установлено, что ФИО1, <данные изъяты> года рождения, уроженец Таджикской ССР по состоянию на 06 февраля 1992 года не имел регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
До 1993 года, в том числе по состоянию на 06 февраля 1992 года, ФИО1 постоянно проживал и был зарегистрирован н территории Республики Таджикистан, по вопросу приобретения гражданства РФ в компетентные органы не обращался.
Из послужного списка ФИО8 следует, что он в ноября 1993 года принят на военную службу в Вооруженные силы РФ в в/ч <данные изъяты>
<данные изъяты> ФИО1 был выдан МИД РФ служебный паспорт гражданина РФ <данные изъяты>
<данные изъяты> на основании указанного служебного паспорта и паспорта гражданина СССР ФИО1 выдан паспорт гражданина РФ <данные изъяты>
<данные изъяты> ФИО1 выдан паспорт <данные изъяты>.
<данные изъяты> ФИО1 выдан паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ, 73 №2424327.
Согласно имеющимся учетам УФМС России по Московской области, ДКС МИД РОССИИ, переданным в УФМС России по Московской области, по данным ЦБДУИГ ФМС России ФИО1 приобретшим гражданство РФне значится.
На основании указанных установленных в ходе проверки обстоятельств составлено и утверждено оспариваемое заключение от <данные изъяты> года об установлении отсутствия у ФИО1 гражданства РФ, о документировании ФИО1 паспортами гражданина РФ серии <данные изъяты> в нарушение установленного порядка, объявлен недействительным паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ, <данные изъяты>.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства и руководствуясь положениями вышеприведенного законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение вынесено должностным лицом в пределах его полномочий в соответствии с вышеуказанными нормами закона, оснований для отмены указанного заключения суд не имеется. Вышеприведенные обстоятельства подтверждены соответствующими доказательствами. Приобретшим гражданство РФ ФИО1 не является.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 и его представитель не смогли пояснить, по какому основанию и в каком порядке ФИО1 было приобретено гражданство РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отмены оспариваемого заключения миграционного органа, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 18 июля 2018 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска <данные изъяты> к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным и отмене заключения от <данные изъяты> о признании не состоящим в гражданстве Российской Федерации, об обязании совершить действия.
Председательствующий
Судьи