ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3098/19 от 27.05.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Леконцев А.П. Дело №33а-3098/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Голикова А.А.,

судей Вдовиченко С.В., Колесниковой Д.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании г.Сыктывкара Республики Коми 27 мая 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Кивильша ... на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 февраля 2019 года, по которому

административное исковое заявление Кивильша ... к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) о признании решения незаконным и его отмены оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) о признании незаконным и отмене решения руководителя указанной Службы от 12.12.2018 № 16, которым отменены пункты 1, 2 Предостережения от 26.10.2018, вынесенного Государственной жилищной инспекции Республики Коми в отношении ТСЖ «... по результатам проверки нарушений жилищного законодательства по его обращению о правильности начисления платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Указывает на то, что договоры на спорные услуги заключены ТСЖ в нарушение установленного законодательством РФ порядка - без утвержденной сметы доходов и расходов товарищества на 2016-2017 года на общем собрании членов ТСЖ, в связи с чем расходы на данные услуги не могут быть отнесены к расходам собственников и данные договора не являются безусловным основанием для начисления собственникам платы за такие услуги. При этом суд незаконно принял в качестве допустимого и относимого доказательства утверждения сметы доходов и расходов товарищества на 2016-2017 года протокол внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома от 07.11.2014.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с положениями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконным решения должностного лица возможно только при его несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности указанных условий.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым решением надзорного органа по следующим основаниям.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 №541 утверждено Положение о Службе Республике Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба), согласно которому она является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми. Служба имеет территориальные органы - инспекции, исполняющие (предоставляющие) в городах и районах Республики Коми государственные функции (государственные услуги), отнесенные к компетенции Службы инспекции по жилищному надзору. Основными задачами деятельности Службы являются в т.ч. обеспечение сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Для реализации задач Служба исполняет следующие государственные функции: исполняет функции регионального государственного контроля (надзора) - региональный государственный жилищный надзор на территории Республики Коми. К должностным лицам Службы, уполномоченным в соответствии с законодательством на осуществление надзора, относятся: руководитель Службы, заместитель руководителя Службы, руководители и заместители руководителей структурных подразделений Службы, а также иные государственные гражданские служащие Службы, замещающие должности категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей государственной гражданской службы Республики Коми.

В соответствии с пунктом 4 части 2 татьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В свою очередь, часть 5 статьи 8.2 определяет основания и условия объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, часть 6 статьи 8.2 определяет содержание указанного предостережения.

Исходя из требований части 5 статьи 8.2, части 6 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами: получаются в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; содержатся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.

В силу требований части 6 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать: указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий; информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно части 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день таким актом является Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (далее - Правила).

Согласно Правилам решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ сведений. Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В предостережении указывается предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, предложение направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора). Предостережение не может содержать требование о предоставление юридическим лицу, индивидуальным предпринимателем сведений и документов. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <Адрес обезличен>.

Управление домом осуществляется ...».

28.08.2018 ФИО1 обратился с заявлением в Государственную жилищную инспекцию по г.Сыктывкару о проведении проверки деятельности ТСЖ «... в связи с незаконным начислением платы на содержание общего имущества.

На обращение ФИО1 начальником Государственной жилищной инспекцией по г.Сыктывкару в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дан письменный мотивированный ответ от 26.10.2018 №02-26-16/2365.

Кроме того, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 Государственной жилищной инспекцией по г.Сыктывкару в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ и Правилами от 10.02.2017 N166 вынесено Предостережение о недопустимости нарушения ...» обязательных требований от 26.10.2018 №155 и принятия мер:

1) по исключению из платежных документов, предъявленных в декабре 2016 года и в период с января по декабрь 2017 года по нежилому помещению, расположенному в многоквартирном доме, собственником которого является ФИО1 статей затрат: «Услуги по охране», «Обслуживание пожарной сигнализации», «Обслуживание приборов учета», «Обслуживание видеонаблюдения», «Содержание и ремонт лифтов», «Обслуживание калиток и шлагбаумов», «Уборка дворовой территории», «Управленские расходы», «Управление домом»;

2) по исключению из платежного документа, предъявленного в январе 2018 года в отношении указанного нежилого помещения, статьи затрат «Управление домом»;

3) по исключению из платежных документов, предъявленных в период с 11.10.2017 по 31.12.2017 по указанному нежилому помещению, платы за потребленную электроэнергию;

4) повторного направления в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую поставку коммунальных ресурсов по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирный дом, сведения о расположенном в данном доме нежилом помещении, собственником которого является ФИО1 для заключения прямого договора на поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение.

Правовым обоснованием вынесения данного предостережения явилось отсутствие утвержденной сметы доходов и расходов товарищества на 2016, 2017 гг., что не соответствует положению пункта 1 статьи 145, пункта 3 статьи 148 Жилищного кодекса РФ.

На данное Предостережение ТСЖ ...» подало возражение о его отмене.

По результатам рассмотрения возражения ТСЖ «...», Решением руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 12.12.2018 №16 пункты 1 и 2 Предостережения отменены, поскольку материалы проверки содержат договора на обслуживание и содержание общего имущества, подтверждающих осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом в период 2016-2017 гг. (договор на оказание услуг от 14.04.2014 по охране жизни, здоровья и имущества собственников многоквартирного дома; договор на техническое обслуживание приборов учета тепла от 01.08.2017 по техническому обслуживанию; договор на техническое обслуживание лифтов от 01.09.2017; договор по управлению многоквартирным домом от 04.08.2017; договор по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, систем контроля, систем видеонаблюдения от 18.09.2017). Наличие данных договоров оценено в решении, как доказательство осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и правомерности требований оплаты таких услуг.

Из изложенного следует, что в результате проверки обращения ФИО1 должностным лицом уполномоченного органа в соответствии с предоставленными ему полномочиями и в соответствии с требованиями вышеприведенного Федерального закона 26.12.2008 N294-ФЗ и Правил от 10.02.2017 № 166 в адрес ...» вынесено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, на которое ТСЖ, воспользовавшись своим правом, подало возражения, при разрешении которых уполномоченным лицом вышестоящего надзорного органа принято оспариваемое решение об отмене пунктов 1, 2 Предостережения.

Принимая во внимание приведенные выше положения норм законодательства, установленные по делу обстоятельства, а также то, что Предостережение выдается в целях профилактики нарушений обязательных требований, и может содержать лишь предложения о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных правил и предложение о направлении уведомления об исполнении предостережения, учитывая при этом, что Предостережение и Решение вышестоящего надзорного органа вынесены в отношении ТСЖ «... и не порождают каких-либо обязанностей для административного истца, судебная коллегия, приходит к выводу о том, что оспариваемое решение вышестоящего надзорного органа, которое вынесено в свою очередь с соблюдением процедуры и уполномоченным на то лицом, каких-либо прав административного истца не нарушает, в связи с чем отсутствуют основания для признания его незаконным.

ФИО1 не лишен права обратиться в суд с исковыми требованиями непосредственно к ТСЖ, если считает, что действиями ТСЖ по начислению оплаты жилищно-коммунальных услуг за общее имущество многоквартирного дома нарушаются его права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с отсутствием нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми решением административного ответчика.

Данные выводы полностью соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы заявителя не являются основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку сводятся к несогласию с оспариваемым решением по существу сделанных в нем выводов, вместе с тем при установлении отсутствия нарушения прав административного истца данные доводы не влияют на правильность судебного решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кивильша ... - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи