ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-309/2021 от 10.02.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Тележкина О.Д. Дело №33а-309/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«10» февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,

при секретаре Костиной М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2020-005254-29, №2а-3922/2020) по апелляционной жалобе представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Беловой Т.М. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 09 ноября 2020 года, которым административное исковое заявление Косиди Ники Юрьевны к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы о признании незаконным в части распоряжения о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома, удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Ермаковой Е.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Косиди Н.Ю. по доверенности Смирновой А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Косиди Н.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы (далее также – Управление) о признании незаконным распоряжения от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» в части включения в адресный перечень, являющийся приложением к распоряжению, многоквартирного дома <адрес>.

Требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры в многоквартирном доме <адрес>, включенном на основании вышеуказанного распоряжения в адресный перечень многоквартирных домов, в которых должен быть проведен капитальный ремонт, и фонд капитального ремонта общего имущества которых подлежит формированию на счете НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». До принятия оспариваемого распоряжения собственники помещений в многоквартирных домах формировали фонд капитального ремонта на специальных счетах.

Полагала, что данное распоряжение Управления нарушает ее права и законные интересы, поскольку в настоящее время она лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете. Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а, в 2017-2019 годах запланирован капитальный ремонт инженерных сетей многоквартирного дома <адрес>, с чем она не согласна, поскольку сети находятся удовлетворительном состоянии. В нарушение части 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания не представила собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о дате проведения капитального ремонта инженерных сетей, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости и источниках финансирования капитального ремонта крыши. Собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> копили и копят денежные средства на проведение капитального ремонта лифтового оборудования, и изменение способа формирования фонда капитального ремонта лишает их возможности его провести. В нарушение части 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, вынесший оспариваемое распоряжение, не установил факт необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома до вынесения оспариваемого распоряжения не формировалась, обследование технического состояния конструктивных элементов дома не проводилось, соответствующий акт не составлялся. Таким образом, оснований для принятия комиссией решения о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту не имеется, поскольку физический износ общего имущества многоквартирного дома не достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц. В настоящее время денежные средства со специального счета переведены на счет регионального оператора, что влечет для нее (Косиди Н.Ю.) убытки в виде недополученных процентов, начисляемых банком за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. Кроме того, 14 августа 2020 года Управлением вынесено распоряжение №01-17/113 «О внесении изменений в распоряжение начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома», из содержания которого следует, что капитальный ремонт в многоквартирном доме <адрес> не будет проведен региональным оператором.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Костромы, НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, государственная жилищная инспекция Костромской области.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 09 ноября 2020 года признано незаконным распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в части включения в приложение к распоряжению многоквартирного дома по адресу: <адрес> (пункт 79 приложения).

В апелляционной жалобе представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Белова Т.М. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Думы города Костромы от 25 октября 2018 года №175 (далее также – Положение). Согласно пункту 4 статьи 9 Положения в сфере организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Костромы, Управление в предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации случаях принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Положения в целях реализации полномочий, определенных настоящим Положением, начальник Управления издает распоряжения по вопросам местного значения и по вопросам непосредственного исполнения отдельных государственных полномочий, а также приказы по вопросам организации деятельности Управления. Перечень вопросов, по которым начальник Управления издает распоряжения и приказы, устанавливается главой Администрации. Пунктом 1.14 постановления Администрации города Костромы от 29 декабря 2018 года №3022 предусмотрено, что начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы издает распоряжения и приказы о формировании в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Статьей 41 Регламента Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 05 мая 2004 года №1256, определено, что правовые акты или их отдельные положения в случаях, предусмотренных статьей 61 Устава города Костромы, могут быть приостановлены на срок, определяемый точной календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие, которое должно произойти. Оспариваемое распоряжение и все последующие распоряжения, вносящие в него изменения, изданы уполномоченным лицом и соответствуют требованиям вышеуказанных актов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, утверждена постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года №535-а. На дату утверждения региональной программы до издания указанного Порядка обследование многоквартирных домов осуществлялось управляющими организациями. Региональной программой в отношении многоквартирного дома <адрес> в 2017-2019 годах предусмотрено проведение ремонта инженерных систем, включая ПДС и технадзор, в 2023-2028 годах – замена, модернизация и ремонт лифтового оборудования, включая ПДС и технадзор, в 2026-2028 годах – ремонт фасада, включая ПДС и технадзор, в 2029-2031 годах – ремонт фундамента, включая ПДС и технадзор. 23 июня 2020 года в адрес Администрации города Костромы поступило уведомление администрации Костромской области с приложением списка 217 многоквартирных домов, в котором было сообщено о том, что органу местного самоуправления необходимо принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, принятие которого предусмотрено частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в срок до 01 июля 2020 года. В связи с тем, что обследование 217 многоквартирных домов в течение 5 рабочих дней не представляется невозможным, распоряжением начальника Управления от 14 августа 2020 года №01-17/113 в оспариваемое распоряжение внесены изменения, а именно действие пункта 1 распоряжения приостановлено до 01 декабря 2020 года до завершения обследования многоквартирных домов, указанных в уведомлении. В дальнейшем соответствующей комиссией проведены обследования технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов. В соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Костромы, от 01 сентября 2020 года в многоквартирном доме <адрес> требуется выполнение работ по капитальному ремонту фундамента, подвальных помещений и лифтового оборудования. В соответствии с протоколом комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Костромы, от 01 сентября 2020 года подвальное помещение в многоквартирном доме <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, лифтовое оборудование имеет истекший срок эксплуатации, выполнение работ по капитальному ремонту инженерных систем, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годов, не требуется. Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемое распоряжение не основано на результатах проведенного обследования, является ошибочным, поскольку все условия для его принятия Управлением соблюдены: фонд капитального ремонта сформирован собственниками помещений в многоквартирном доме на специальном счете, ремонт инженерных систем не проведен в срок, предусмотренный региональной программой (2017-2019 годы), установлена необходимость выполнения какого-либо вида работ и (или) услуг, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой, а именно ремонт лифтового оборудования и капитальный ремонт фундамента.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Косиди Н.Ю. по доверенности Смирнова А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Беловой Т.М. – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, за исключением представителя Косиди Н.Ю. по доверенности Смирновой А.А. и представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Ермаковой Е.Н., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Косиди Н.Ю. на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира общей площадью 61,7 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 ноября 2004 года (л.д. 14).

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, от 02 февраля 2014 года способом формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома является перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет – открываемый региональным оператором в кредитной организации ООО «Костромаселькомбанк» расчетный счет на перечисление субсидии в целях формирования капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ; владельцем специального счета утвержден региональный оператор (л.д. 31).

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, от 28 декабря 2016 года утвержден план работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2017 год: прочистка системы вентиляции (первый-четвертый квартал), изоляция розлива ЦО (второй-третий квартал), ревизия и ремонт вводно-распорядительного устройства (первый-четвертый квартал); утвержден регламент корректировки планов по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесению в них изменений в 2017 году; утвержден план проведения дополнительных работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома при сборе дополнительных денежных средств в период с 01 января 2017 года посредством увеличения размера платы по строке «содержание» сверх установленного договором управления размера платы: ремонт межпанельных швов (второй-третий квартал), замена ламп накаливания в МОП на энергоэффективные лампы с датчиками звука/движения на 5-ти этажах в подъездах 1-8 (третий-четвертый квартал), оборудование детской площадки (второй-третий квартал), окраска и (или) замена входных металлических дверей в подъездах 1-8 (второй-третий квартал), косметический ремонт 1-8 подъездов (первый-четвертый квартал), ремонт кровли (по факту), поддерживающий ямочный ремонт отмостки в подъездах 3, 4, 5 (по факту), замена стояков в 8 подъезде (второй-четвертый квартал), замена подвальных окон на ПВХ (первый-третий квартал), замена системы ГВС на полипропиленовые стояки (первый-четвертый квартал), замена системы ХВС на полипропиленовые стояки (первый-четвертый квартал), замена почтовых ящиков в подъездах 1, 4, 5 (первый-четвертый квартал), установка ОДПУ ХВС (первый-четвертый квартал), восстановление кирпичной кладки приямков и их штукатурка (второй-третий квартал); утверждены предложения ООО «УК «КФК-44» по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирном доме при сборе дополнительных денежных средств посредством увеличения размера платы по строке «содержание» сверх установленного договором управления размера платы: замена ламп накаливания в МОП на энергоэффективные лампы с датчиками звука/движения на 5-ти этажах в подъездах 1-8 (третий-четвертый квартал), установка фото-реле на уличное освещение над подъездами со светодиодными прожекторами (по факту), установка и (или) поверка индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС (по договору), замена подвальных окон на ПВХ (первый-третий квартал), замена индивидуального прибора учета электрической энергии более высокого класса точности (по договору), опломбировка индивидуальных приборов учета электрической энергии (по договору); утверждены предложения ООО «УК «КФК-44» по проведению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в 2017 году за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах: капитальный ремонт крыши, отмостки, системы холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, системы отопления, утепление торцевых стен, ремонт межпанельных швов (л.д. 32-34).

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, от 07 июля 2020 года №1 договор управления многоквартирным домом с ООО «УК КФК-44» расторгнут с 31 июля 2020 года, с 01 августа 2020 года заключен договор управления многоквартирным домом с ООО УК «ИнтехКострома» (л.д. 55-63).

Уведомлением администрации Костромской области от 23 июня 2020 года №АА-5756/1 во исполнение требований части 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрации города Костромы предложено довести изложенную в уведомлении информацию до управляющих компаний, товариществ собственников жилья или собственников помещений, которые в срок до 01 июля 2020 года обязаны представить органу местного самоуправления решение о переносе срока капитального ремонта общедомового имущества либо о проведении капитального ремонта с обязательным приложением копий протоколов общих собраний и листов голосования, а в случае непредставления соответствующих документов в срок до 01 июля 2020 года принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направить такое решение владельцу специального счета (л.д. 92-93). В адресный перечень многоквартирных домов включен многоквартирный дом <адрес> (пункт 145) (л.д. 94-102).

В связи с тем, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этих многоквартирных домов региональной программой капитального ремонта, распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.15 постановления Администрации города Костромы от 29 декабря 2018 года №3022 «Об установлении перечня вопросов, по которым начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы издает распоряжения и приказы» от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома»» возложена обязанность сформировать фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в г. Костроме на счете некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» согласно адресному перечню многоквартирных домов (приложение); провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах г. Костромы согласно адресному перечню многоквартирных домов в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора; отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов согласно адресному перечню многоквартирных домов, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 116-117).

Согласно приложению к вышеуказанному распоряжению в адресный перечень многоквартирных домов включен многоквартирный дом <адрес> за номером (л.д. 118-131).

Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 22 июля 2020 года №01-17/101 в приложение к распоряжению Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» внесены изменения; отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов согласно адресному перечню многоквартирных домов, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 132-133).

Согласно приложению к вышеуказанному распоряжению в адресный перечень многоквартирных домов включен многоквартирный дом <адрес> за номером (л.д. 134-143).

Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 30 июля 2020 года №01-17/104 в приложение к распоряжению Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» (с изменениями, внесенными распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 22 июля 2020 года №01-17/101) внесены изменения: строка 107 признана утратившей силу; отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 144).

Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 14 августа 2020 года №01-17/113 в распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» (с изменениями, внесенными распоряжениями начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 22 июля 2020 года №01-17/101, от 30 июля 2020 года №01-17/104) внесены следующие изменения (л.д. 145-146):

- заголовок распоряжения изложен в следующей редакции: «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»;

- во вводной части цифры 1.14 заменены цифрами 1.15;

- пункт 2 признан утратившим силу;

- приостановлено действие пункта 1 распоряжения начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» (с изменениями, внесенными распоряжениями начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 22 июля 2020 года №01-17/101, от 30 июля 2020 года №01-17/104) и приложения к распоряжению до 01 декабря 2020 года;

- при необходимости комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта поручено провести обследование многоквартирных домов, указанных в приложении к распоряжению, в случае принятия решения о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, либо о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме уведомить (с приложением подтверждающих документов) некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы в срок до 15 ноября 2020 года;

- отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, о принятом настоящим распоряжением решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, от 01 сентября 2020 года многоквартирный дом <адрес> – 10-этажный кирпичный двухподъездный дом, в котором расположено 75 квартир. Крыша плоская, мягкая. В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, в период с 2017 года по 2019 год запланирован капитальный ремонт инженерных систем в указанном многоквартирном доме. Кровельное покрытие и фасад многоквартирного дома находятся в удовлетворительном состоянии. Местами в районе цоколя наблюдаются трещины, разрушение цементного покрытия, значительное разрушение отмостки по периметру здания. Подвальное помещение находится в неудовлетворительном состоянии, лифтовое оборудование имеет истекший срок эксплуатации. На основании изложенного комиссия пришла к выводу о том, что степень износа основных конструктивных элементов общего имущества многоквартирного дома составляет менее 70%, имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности для основных конструктивных элементов здания; требуется выполнение работ по капитальному ремонту фундамента, подвальных помещений и лифтового оборудования (л.д. 108-115).

Протоколом комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, от 01 сентября 2020 года многоквартирный дом <адрес> признан не требующим капитального ремонта инженерных систем, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годов (л.д. 103-107).

Согласно справке АО «Россельхозбанк» в лице Костромского регионального филиала от 09 октября 2020 года №051-23-08/2555 специальный счет многоквартирного дома по адресу: <адрес>, закрыт 08 октября 2020 года (л.д. 157). Денежные средства со специального счета многоквартирного дома <адрес> переведены на общий счет многоквартирных домов (л.д. 156).

Разрешая заявленные Косиди Н.Ю. требования, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела и нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения. При этом суд исходил их того, что распоряжение начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 02 июля 2020 года №01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» с внесенными в него изменениями не основано на результатах проведенного обследования, а проведенное в последующем обследование не подтвердило необходимость проведения в многоквартирном доме <адрес> капитального ремонта, предусмотренного региональной программой. При таких обстоятельствах суд посчитал, что вышеуказанное распоряжение в части включения в адресный перечень многоквартирного дома <адрес> является незаконным и нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе административного истца, на самостоятельный выбор способа формирования фонда капитального ремонта и распоряжение средствами данного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, исходя из выбранного способа формирования.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу разрешенного административного спора у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.

В силу части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 2); создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (пункт 3); устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5); устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений (пункт 6); устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств (пункт 8); устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта (пункт 9).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

В силу части 2 этой же статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 ЖК РФ).

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (пункт 3.1 статьи 168 ЖК РФ).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (часть 4 статьи 168 ЖК РФ).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 4.1 статьи 168 ЖК РФ).

В силу статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (часть 4).

Согласно части 1 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.

Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

В соответствии с частью 1 статьи 176 ЖК РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами. Российская кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную российскую кредитную организацию для открытия специального счета.

В силу части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4).

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (пункт 5.1).

В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет (часть 7).

Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Целью региональной программы является создание комфортных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, улучшение их технического состояния и повышение энергоэффективности в результате проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в этих многоквартирных домах, обеспечение безопасности граждан при эксплуатации лифтов в многоквартирных домах за счет их модернизации (замены) (пункт 4).

В перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, включен многоквартирный дом по адресу: <адрес> (пункт 1 ). На 2017-2019 годы в многоквартирном доме запланирован ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор, на 2020-2022 годы – ремонт подвала, включая ПСД и технадзор, на 2023-2025 годы – замена, модернизация и ремонт лифтов и лифтового оборудования, включая ПСД и технадзор, на 2026-2028 годы – ремонт фасада, включая ПСД и технадзор, на 2029-2031 годы – ремонт фундамента, включая ПСД и технадзор, на 2032-2024 годы – ремонт крыши, включая ПСД и технадзор, на 2038-2040 годы – ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор.

Постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года №535-а утвержден порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области (далее также – Порядок), который распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Порядок применяется в случаях актуализации региональной программы; определения в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости повторного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятом в соответствии со статьей 21 Закона Костромской области; установления в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен (пункт 2).

В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области (далее - капитальный ремонт), органы местного самоуправления муниципальных районов и далее - органы местного самоуправления) создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта (пункт 3).

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 4).

С инициативой рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта могут выступать руководитель структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за координацию вопросов жилищно-коммунального хозяйства, и иные заявители в лице регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также собственников помещений многоквартирных домов, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома. Техническое состояние общего имущества многоквартирных домов оценивается комиссией в соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года №446, и ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (пункт 6).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений (пункт 7):

1) о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту и (или) необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой. Данное решение принимается в случае, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, а также в случае, если исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности. Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту, определенный в региональной программе, и предельные сроки его проведения и (или) на необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем (при наличии);

2) о признании многоквартирного дома не требующим капитального ремонта определенных конструктивных элементов и (или) инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Данное решение принимается при отсутствии оснований, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 настоящего пункта;

3) об отсутствии необходимости повторного проведения в срок, установленный в региональной программе, капитального ремонта, выполненных работ по капитальному ремонту при предоставлении зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) проведенных отдельных работ по капитальному ремонту в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 21 Закона Костромской области. Данное решение принимается исходя из следующих факторов: непревышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков); наличие подтвержденных сведений о проведенных ранее ремонтах соответствующих элементов строительных конструкций и инженерных систем общего имущества в многоквартирном доме; наличие акта комиссии о надлежащем техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме;

4) о необходимости повторного проведения в срок, установленный в региональной программе, капитального ремонта, выполненных работ по капитальному ремонту при предоставлении зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) проведенных отдельных работ по капитальному ремонту в соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 21 Закона Костромской области. Данное решение принимается исходя из следующих факторов: превышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков); наличие акта комиссии о ненадлежащем техническом состоянии общего имущества в многоквартирном доме. Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту общего имущества, определенный в региональной программе капитального ремонта;

5) о признании нецелесообразным проведение капитального ремонта. Данное решение принимается исходя из следующих факторов: степень износа основных конструктивных элементов (фундамент, стены, перекрытия) общего имущества многоквартирного дома в соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома составляет более 70 процентов; совокупная стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в расчете на 1 кв. м помещения в таком доме, рассчитанной в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ, превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту. Данное решение должно содержать наименование конструктивных элементов (крыша, фундамент, стены, перекрытия и т.д.), износ которых составляет более 70 процентов; расчет стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов, выполненный в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ.

Решение комиссии оформляется протоколом (пункт 8).

Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9).

Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением действующего законодательства, поскольку в силу положений части 7 статьи 189 ЖК РФ решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора может быть принято органом местного самоуправления только при наличии совокупности условий: капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта.

Как установлено судом, в рассматриваемом случае решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, было принято 01 сентября 2020 года, т.е. после принятия Управлением распоряжения от 02.07.2020 г. №1-17/96. Более того, согласно выводам комиссии многоквартирный дом <адрес> признан не требующим капитального ремонта инженерных систем, предусмотренного для этого дома региональной программой на период 2017 - 2019 годов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Костромы, от 01.09.2020 г. установлено, что в многоквартирном доме <адрес> требуется выполнение работ по капитальному ремонту фундамента, подвальных помещений и лифтового оборудования, а, следовательно, все условия, предусмотренные частью 7 статьи 189 ЖК РФ, для принятия оспариваемого распоряжения соблюдены, не могут быть признаны состоятельными.

Данные доводы административного ответчика основаны на ошибочном толковании положении части 7 статьи 189 ЖК РФ и не учитывают, что сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, для ремонта лифтового оборудования и фундамента указанного дома не наступили, а данное условие является обязательным для принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Между тем, выводы суда о том, что распоряжение (в оспариваемой части) нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе административного истца, на самостоятельный выбор способа формирования фонда капитального ремонта и распоряжение средствами данного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, исходя из выбранного способа формирования, заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты.

При таких обстоятельства обжалуемое решение суда принято в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение и все последующие распоряжения, вносящие в него изменения, изданы уполномоченным лицом, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции по существу разрешенного спора.

Вопреки утверждениям представителя административного ответчика в суде апелляционной инстанции резолютивная часть решения по настоящему административному делу отвечает требованиям части 3 статьи 227 КАС РФ.

Судом принято решение по заявленным административным истцом требованиям, что прямо предусмотрено частью 1 статьи 178 КАС РФ. Оснований для выхода за пределы заявленных требований, предусмотренных КАС РФ, у суда не имелось. Вопрос о возврате денежных средств со счета регионального оператора на специальный счет не являлся спорным в рамках рассмотренного административного дела.

Суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального закона, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 09 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Беловой Т.М. – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: