ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3107/2023 от 23.11.2023 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Гридина М.Н. Дело № 33а-3107/2023

57RS0010-01-2023-000482-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2023 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сивашовой А.В.,

судей Альяновой Е.Л., Дятлова М.В.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кромского района Орловской области в интересах Российской Федерации к Стрелецкому сельскому Совету народных депутатов, главе Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области Чеботареву Евгению Дмитриевичу, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения о признании решения незаконным и прекращении полномочий главы сельского поселения,

по апелляционной жалобе Чеботарева Евгения Дмитриевича на решение Кромского районного суда Орловской области от 7 августа 2023 года, которым заявленные административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи областного суда Сивашовой А.В., выслушав объяснения административного ответчика Чеботарева Е.Д., его представителя Лукьянчикова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения – Чупахина В.П., полагавшего доводы апелляционной жалобы обоснованными, возражения помощника прокурора Кромского района Орловской области – Харьковой Д.А., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

прокурор Кромского района Орловской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к Стрелецкому сельскому Совету народных депутатов, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого поселения (далее также – Комиссия) о признании решения незаконным и прекращении полномочий главы Стрелецкого сельского поселения

Чеботарева Е.Д.

В обоснование заявленных требований указывалось, что прокуратурой Кромского района Орловской области была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что согласно рассекреченным материалам оперативно-розыскной деятельности в октябре 2019 года глава Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области Чеботарев Е.Д., используя служебное положение, незаконно, в личных интересах освобождал находящегося от него в зависимости осужденного к обязательным работам Свидетель №1 от исполнения назначенного ему приговором суда наказания, тем самым, нарушая действующий порядок исполнения наказания, а также совершил служебный подлог, в части недостоверного отражения сведений о фактически отработанном Свидетель №1 времени. При этом, личный интерес выражался в получении материальной выгоды – бесплатном оказании (либо по заниженной цене) услуг лицом, находящимся от него в зависимом положении. Учитывая изложенное, прокурор полагал, что Чеботарев Е.Д. должен был в силу части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» принять меры к урегулированию конфликта интересов, что им сделано не было.

В связи с выявленными нарушениями законодательства прокурором Кромского района Орловской области в адрес Стрелецкого сельского совета народных депутатов 5 мая 2023 года внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано на необходимость решения вопроса о наличии оснований для прекращения полномочий главы Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области Чеботарева Е.Д. в связи с утратой доверия.

Однако 9 июня 2023 года на состоявшемся заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения принято решение об отсутствии оснований для прекращения полномочий главы Стрелецкого сельского поселения

Чеботарева Е.Д. в связи с утратой доверия.

Прокурор полагал, что непринятие Комиссией решения о досрочном прекращении полномочий главы Стрелецкого сельского поселения

Чеботарева Е.Д. в связи с утратой доверия противоречит интересам Российской Федерации.

По изложенным основаниям просил суд признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения от 9 июня 2023 года и прекратить полномочия главы Стрелецкого сельского поселения Чеботарева Е.Д. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области Чеботарев Е.Д.

Решением Кромского районного суда Орловской области от 7 августа 2023 года признано незаконным оспариваемое решение, на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения возложена обязанность передать в Стрелецкий сельский Совет народных депутатов рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности главы Стрелецкого сельского поселения Кромского района Чеботарева Евгения Дмитриевича по обстоятельствам, изложенным в представлении прокурора Кромского района Орловской области от 05 мая 2023 года в течение семи со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Чеботарев Е.Д. просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на вмешательство суда в компетенцию представительного органа муниципального образования путем возложения обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий главы поселения вне зависимости от принятых органом местного самоуправления решений.

Полагает, что суд, оспариваемым решением предопределил оценку доказательств со стороны Совета народных депутатов Стрелецкого сельского поселения, принимая во внимание лишь доказательства, представленные стороной административного истца.

Приводит довод об отсутствии оснований для признания решения Комиссии от 9 июня 2023 года незаконным, поскольку Положением о Комиссии предусмотрено право выбора формы голосования, в связи с чем, вывод о нарушении формы голосования основан на ошибочной оценке доказательств.

Также ссылается на отсутствие предусмотренной обязанности у Комиссии согласовывать с представительным органом местного самоуправления наличие или отсутствие оснований для привлечения главы поселения к ответственности.

Указывает на то, что суд оставил без внимания довод о недопустимости привлечения главы поселения к ответственности после истечения срока полномочий, поскольку Чеботарев Е.Д. на дату предполагаемого совершения вмененного проступка являлся депутатом и главой сельского поселения, при этом, его полномочия были прекращены с 26 сентября 2021 года в связи с истечением срока, на который он был избран. С 27 сентября 2021 года его повторно избрали главой сельского поселения, с ним возникли новые правоотношения, в период действия которых вменяемые нарушения не были выявлены.

Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения с его стороны проступка, указанного в административном иске, при этом, ссылается на недопустимость показаний свидетелей ФИО20ФИО21ФИО22

Кроме того, приводит довод о том, что положение, регулирующее порядок уведомления о конфликте интересов на момент вменяемых нарушений не было разработано и принято, в связи с чем, не имел возможности известить о наличии возможного конфликта интересов, так как отсутствовала такая комиссия и порядок обращения в нее.

Считает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с указанным административным иском.

В судебном заседании Чеботарев Е.Д., его представитель

Лукьянчиков А.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения – Чупахин В.П. полагал доводы апелляционной жалобы обоснованными, помощник прокурора Кромского района Орловской области Харькова Д.А. просила решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (часть 7.1); полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1).

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от

25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Статьей 11 Закона о противодействии коррупции определен порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Закона о противодействии коррупции).

В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Законом о противодействии коррупции.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Закона о противодействии коррупции установлено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Согласно ст.ст.22, 24 Устава Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области (далее - Устав) глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и избирается сельским Советом народных депутатов из своего состава тайным голосованием на срок полномочий сельского Совета народных депутатов и исполняет полномочия его председателя и полномочия главы администрации сельского поселения.

Согласно части 5 статьи 24.4 Устава глава сельского поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствие расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Решением Стрелецкого сельского Совета народных депутатов от 18 мая 2023 года утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов депутатов Стрелецкого сельского Совета народных депутатов (далее - Положение).

Согласно пункту 4 Положения Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов в отношении депутатов Стрелецкого сельского Совета народных депутатов.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 10 Положения основанием для проведения заседания комиссии являются в частности представление о несоблюдении депутатом Стрелецкого сельского Совета народных депутатов требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; уведомление депутата Стрелецкого сельского Совета народных депутатов о возникновении личной заинтересованности при исполнении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Чеботарев Е.Д. избран главой Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области на основании решения Стрелецкого сельского Совета народных депутатов от 26 сентября 2016 года №1-1c/c на пятилетний срок полномочий.

27 сентября 2021 года решением Стрелецкого сельского Совета народных депутатов №1-1c/c Чеботарев Е.Д. повторно избран главой Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области.

Согласно рассекреченным материалам проверки по факту возможного злоупотребления должностными полномочиями главой администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области Чеботаревым Е.Д., в октябре 2019 года на личном земельном участка Чеботарева Е.Д. осуществлял работы Свидетель №1, который также отбывал назначенные по приговору суда обязательные работы в администрации Стрелецкого сельского поселения, и в отношении которого Чеботарев Е.Д. будучи главой поселения и главой администрации поселения решал объем выполняемой во исполнение приговора объем работ, а также учет рабочего времени.

В связи с указанными обстоятельствами прокуратурой Кромского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, 5 мая 2023 года в адрес Стрелецкого сельского Совета народных депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, в том числе, указано на необходимость решения вопроса о наличии оснований для прекращения полномочий главы Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области Чеботарева Е.Д. в связи с утратой доверия.

Указанное представление было адресовано главой Совета народных депутатов Стрелецкого сельского поселения Чеботаревым Е.Д. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов депутатов Стрелецкого сельского Совета народных депутатов (далее - Комиссия).

09 июня 2023 года Комиссией было принято решение об отсутствии оснований для прекращения полномочий главы Стрелецкого сельского поселения в связи с утратой доверия, решение принято единогласно.

Главой Стрелецкого сельского поселения Чеботаревым Е.Д. 10 июня 2023 года прокурору на представление был дан ответ, согласно которому на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов был рассмотрен вопрос об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия главы Стрелецкого сельского поселения Чеботарева Е.Д.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения от 9 июня 2023 года.

Обращаясь в суд с указанным административным иском, административный истец полагал, что имеются основания для прекращения полномочий главы Стрелецкого сельского поселения за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Проверяя указанные доводы административного истца, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно Положению от 18 мая 2023 года основным полномочием Комиссии является рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликтов в отношении депутатов Стрелецкого сельского Совета народных депутатов.

Основанием для проведения заседания Комиссии, является, в том числе, представление о несоблюдении депутатом Стрелецкого сельского Совета народных депутатов требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; уведомление депутата Стрелецкого сельского Совета народных депутатов о возникновении личной заинтересованности при исполнении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (пункт 10 Положения).

Решения Комиссии по вопросам, указанным в пункте 10 Положения принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (пункт 27 Положения).

Из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого поселения от 9 июня 2023 года следует, что на нем присутствовали три человека, председатель Комиссии – Свидетель №2, члены комиссии Свидетель №3, Свидетель №4, секретарь Комиссии – ФИО11, с участием представителя прокуратуры ФИО12

Повесткой дня указанного заседания являлось рассмотрение вопроса об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия главы Стрелецкого сельского поселения Чеботарева Е.Д.

Между тем, в нарушение требований пункта 27 Положения, голосование по вопросу повестки дня проводилось в открытой форме, а не путем тайного голосования, как предусмотрено действующим порядком. При этом, мотивы проведения открытого голосования при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для прекращения полномочий главы сельского поселения, не приведены, материалы дела не содержат.

В этой связи, разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого поселения был нарушен порядок рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии оснований для прекращения полномочий главы сельского поселения, вопреки требованиям установленного порядка голосование проводилось в открытой форме, что могло повлиять на волеизъявление членов комиссии и, соответственно, на ее решение. Кроме того, вопреки положениям пункта 19 Положения Комиссией не принято решение о соблюдении либо несоблюдении Чеботаревым Е.Д. требований к урегулированию конфликта интересов, мотивы принятия иного решения в протоколе комиссии не отражены (пункт 25 Положения). В связи с чем, районный суд правомерно признал решение Комиссии от 9 июня 2023 года незаконным, не соответствующим требованиям Положения.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого поселения обязанности передать в Стрелецкий сельский Совет народных депутатов рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности главы Стрелецкого сельского поселения Кромского района Чеботарева Е.Д. по обстоятельствам, изложенным в представлении прокурора Кромского района Орловской области от 05 мая 2023 года в течение семи со дня вступления решения суда в законную силу ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебном порядке подлежат защите нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы.

Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как усматривается из содержания административного искового заявления, прокурором требования о возложения на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов передать в Стрелецкий сельский Совет народных депутатов рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности главы Стрелецкого сельского поселения Кромского района Чеботарева Е.Д. по обстоятельствам, изложенным в представлении прокурора Кромского района Орловской области от 05 мая 2023 года не заявлялись, бездействие Комиссии в указанной части не оспаривалось.

В связи с этим, учитывая установленные обстоятельства по делу, а также принимая во внимание положения части 3 статьи 227 КАС РФ в целях восстановления публичных интересов РФ, судебная коллегия приходит к выводу о возложении обязанности на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов депутатов Стрелецкого сельского Совета народных депутатов повторно рассмотреть вопрос о соблюдении главой Стрелецкого сельского поселения

Чеботаревым Е.Д. требований об урегулировании конфликта интересов в соответствии с Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов депутатов Стрелецкого сельского Совета народных депутатов, утвержденным решением Стрелецкого сельского Совета народных депутатов от 18 мая 2023 года №22-1 сс, о чем сообщить суду и прокурору Кромского района Орловской области в срок до 31 декабря 2023 года.

При этом, принимая во внимание, что исходя из действующего правового регулирования, прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом

№ 273-ФЗ, если его обращение в орган местного самоуправления с таким требованием оставлено без удовлетворения, учитывая, что решение представительным органом указанного вопроса с учетом содержания пункта 31 и 32 Положения от 18 мая 2023 года возможно после передачи Комиссией принятого своего решения в Совет народных депутатов Стрелецкого сельского поселения, то районный суд правомерно оставил требования прокурора о досрочном прекращении главы поселения Чеботарева Е.Д. без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске прокурором срока для обращения в суд с административным иском основаны на неверном толковании норм процессуального права.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Кромского районного суда Орловской области от 7 августа

2023 года отменить в части возложения на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого поселения обязанности передать в Стрелецкий сельский Совет народных депутатов рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности главы Стрелецкого сельского поселения Кромского района Чеботарева Евгения Дмитриевича по обстоятельствам, изложенным в представлении прокурора Кромского района Орловской области от 05 мая 2023 года в течение семи со дня вступления решения суда в законную силу.

Принять в указанной части новое решение, которым возложить обязанность на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Стрелецкого поселения повторно рассмотреть вопрос о соблюдении главой Стрелецкого сельского поселения Чеботаревым Евгением Дмитриевичем требований об урегулировании конфликта интересов в соответствии с Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов депутатов Стрелецкого сельского Совета народных депутатов, утвержденным решением Стрелецкого сельского Совета народных депутатов от 18 мая 2023 года №22-1 сс, о чем сообщить суду и прокурору Кромского района Орловской области в срок до 31 декабря 2023 года.

В остальной части решение Кромского районного суда Орловской области от 7 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чеботарева Евгения Дмитриевича - без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции

Председательствующий

Судьи