ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3121/2018 от 17.05.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело №33а-3121/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2018 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» на решение Онежского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2018 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Шестакова С.Г. к Администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих муниципального образования «Онежский муниципальный район», о признании решения Комиссии незаконным, отмене, возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 20 ноября 2017 года об установлении, что замещение Шестаковым С.Г. на условиях трудового договора должности в ООО «<данные изъяты>» нарушает требования ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обязать Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих муниципального образования «Онежский муниципальный район» отменить решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 28 октября 2013 г. в отношении Шестакова С.Г. в части установления, что замещение Шестаковым С.Г., на условиях трудового договора, должности в ООО «<данные изъяты>» нарушает требования ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В удовлетворении административных исковых требований Шестакова С.Г. к Администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», а также административных исковых требованиях о возложении на Администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» и Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязанности дать согласие Шестакову С.Г. на замещение должности в ООО «<данные изъяты>» – отказать».

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Шестаков С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Онежский муниципальный район», комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих МО «Онежский муниципальный район» о признании решения от 20 ноября 2017 года незаконным и его отмене, возложении обязанности дать согласие Шестакову С.Г. на замещение должности в ООО «<данные изъяты>».

В обоснование указано, что решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих МО «Онежский муниципальный район» от 20 ноября 2017 года установлено, что замещение Шестаковым С.Г. на условиях договора должности в ООО «<данные изъяты>» нарушает требования ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

С данным решением комиссии административный истец не согласен, так как оно вынесено без учета всех обстоятельств. В должностные обязанности Шестакова С.Г. не входили функции государственного или муниципального служащего по государственному управлению ООО «<данные изъяты>». Контроль связан с возможными нарушениями со стороны управляющей компании, и он влечет возможность применения административной ответственности. Ничего общего с управлением обществом такой контроль не имеет. Шестаков С.Г. не осуществлял и не мог осуществлять контроль за надлежащим и своевременным исполнением законодательства в части предоставления муниципальных услуг со стороны ООО «<данные изъяты>».

Шестаков С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что в настоящее время о наличии решения в форме письменного отказа в выдаче согласия на замещение должности в ООО «<данные изъяты>» ему не известно.

Администрация МО «Онежский муниципальный район», комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих МО «Онежский муниципальный район» своих представителей в судебное заседание не направили.

Согласно представленному отзыву на иск, администрация МО «Онежский муниципальный район» заявленные требования не признала, считает оспариваемое решение от 20 ноября 2017 года обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Онежский муниципальный район» и в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.

Ссылаясь на ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, содержащиеся в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 мая 2017 года №18-4/10/П, должностную инструкцию заместителя главы администрации МО «Онежский муниципальный район», начальника МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ», утвержденную главой муниципального образования 01 ноября 2012 года, полагает, что Шестаков С.Г., являясь муниципальным служащим, осуществлял организационно-технические вопросы, а именно осуществлял контроль.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 08 ноября 2017 года в адрес администрации МО «Онежский муниципальный район» поступило уведомление директора ООО «<данные изъяты>» Г. о приеме на работу бывшего муниципального служащего Шестакова С.Г. на должность <данные изъяты> с 02 октября 2017 года по 02 октября 2018 года.

По итогам подготовки мотивированного заключения по результатам предварительного рассмотрения уведомления от 15 ноября 2017 года решено вынести вопрос о рассмотрении уведомления ООО «<данные изъяты>» от 08 ноября 2017 года о приеме на работу Шестакова С.Г., замещавшего должность муниципальной службы заместителя главы администрации, начальника муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» на заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих МО «Онежский муниципальный район».

Согласно представленной в материалы дела выписке из протокола от 20 ноября 2017 года заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих МО «Онежский муниципальный район» (далее – комиссия) установлено, что замещение Шестаковым С.Г. на условиях трудового договора должности в ООО «<данные изъяты>» нарушает требования ст. 12 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

С данным решением не согласен административный истец.

Удовлетворяя исковые требования о признании данного решения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что комиссия сделала преждевременный вывод, неправильно истолковав положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения. При этом суд исходил из того, что комиссией не учтено, что ООО «<данные изъяты>» приступило к своей деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования с момента получения лицензии от 02 ноября 2017 года, тогда как Шестаков С.Г. 30 апреля 2016 года был уволен с муниципальной службы, в связи с чем не осуществлял и объективно не мог осуществлять контроль за надлежащим и своевременным исполнением законодательства в части предоставления муниципальных услуг со стороны ООО «<данные изъяты>», как управляющей организации по предоставлению муниципальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, оценив должностную инструкцию заместителя главы администрации МО «Онежский муниципальный район», начальника МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ», суд пришел к выводу о том, что в полномочия Шестакова С.Г. не входило непосредственное осуществление контроля за надлежащим и своевременным исполнением законодательства в части предоставления муниципальных услуг ООО «<данные изъяты>» и функции по муниципальному управлению в отношении этого предприятия.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не согласна на основании нижеследующего.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Распоряжением главы администрации МО «Онежский муниципальный район» №1-рг от 16 августа 2016 года создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих администрации МО «Онежский муниципальный район» и определен ее состав, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Губернатора Архангельской области от 04 августа 2014 года №89-у «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования Архангельской области».

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, направленных Письмом Минтруда России от 11.05.2017 №18-4/10/П-2943, контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться: в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы; в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

По смыслу п. 4 названных Методических рекомендаций, условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), являются:

1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается;

3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы;

4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.

Принятие решения о получении согласия комиссии осуществляется исходя из совокупности вышеуказанных условий.

Согласно п. 69 Методических рекомендаций, поступившее в государственный (муниципальный) орган уведомление коммерческой (некоммерческой) организации о заключении с гражданином трудового (гражданско-правового) договора рассматривается подразделением кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе, требований статьи 12 Федерального закона №273-ФЗ (пункт 17.3 Положения о комиссиях).

По правилам п. 74 Методических рекомендаций по итогам рассмотрения уведомления коммерческой (некоммерческой) организации в отношении гражданина комиссией принимается одно из следующих решений (пункт 26.1 Положения о комиссиях):

а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой (некоммерческой) организации и (или) выполнение в коммерческой (некоммерческой) организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона №273-ФЗ. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного (муниципального) органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона №273-ФЗ проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 78 Методических рекомендаций).

Установлено, что до 30 апреля 2016 года Шестаков С.Г. замещал должность муниципальной службы заместителя главы администрации муниципального образования, начальника муниципального казенного учреждения «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству» администрации МО «Онежский муниципальный район».

В соответствии с должностной инструкцией Шестаков С.Г. осуществлял контроль за надлежащим и своевременным исполнением законодательства в части предоставления муниципальных услуг и муниципального контроля, а также обеспечивал взаимодействие с управляющими компаниями.

В соответствии с положением о муниципальном казенном учреждении «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству» к функциям управления относилось осуществление муниципального жилищного контроля.

Как следует из ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда о неосуществлении Шестаковым С.Г. должностных обязанностей муниципального служащего конкретно в отношении ООО «<данные изъяты>» не имеет значения для разрешения настоящего спора.

Согласно выписке из ЮГРЛ ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность с 05 апреля 2015 года. Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение либо на договорной основе.

Под понятием «конфликт интересов», установленного ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Таким образом, значение имеет и то обстоятельство, что Шестаков А.Г. после увольнения с муниципальной службы может иметь возможность влиять на муниципальных служащих и добиваться для ООО «<данные изъяты>» положительного решения вопросов, возникающих при осуществлении деятельности данного предприятия.

Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение комиссии в пределах предоставленных комиссии полномочий, является мотивированным и законным.

В силу ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Пунктом 25 Положения предусмотрено, что одним из оснований для проведения заседания комиссии является обращение гражданина, замещавшего в муниципальном органе должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный муниципальным нормативным правовым актом, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы.

Из протокола заседания комиссии от 20 ноября 2017 года следует, что вопрос о даче согласия Шестакову С.Г. на замещение им должности в ООО «<данные изъяты>» не рассматривался, поскольку обращения об этом не поступало.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию МО «Онежский муниципальный район» и комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязанности дать согласие на замещение должности в ООО «<данные изъяты>».

На основании вышеизложенного, решение суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Онежского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2018 года отменить в части удовлетворенных административных исковых требований, принять в этой части новое решение.

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 20 ноября 2017 года об установлении факта замещения Шестаковым С.Г. на условиях трудового договора должности в ООО «<данные изъяты>» нарушающим требования ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Ю.И. Кузнецов

Судьи

И.А. Пыжова

Т.Н. Рудь