ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-31249/20 от 25.11.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Котова О.А. Дело № 33а-31249/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам

Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Бирюковой Е.Ю., Балабан К.Ю.,

при секретаре - помощнике судьи Налапкине А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2020 года апелляционную жалобу Морозовой Т.А., Моревой М.Л., Минаева Ю.Я., Макуниной Л.П., Колпаковой Е.В., Козлова М.А., Козловой В.П., Егорова В.А., Бирюковой О.Е., Никитиной Т.Я., Харитонова И.Ю., Сачковой В.В., Прозорова В.И., Филипповой Л.Ф., Марфина В.А., П. Н.Н., П. Н.П., Колосова А.Н., Сударикова К.В., Киселевой Л.Н., Киселева Н.С., Побочина В.В., Харитонова Ю.А., Максимовой Г.А., Маслюкова С.В., Маслюковой В.И., Терещенко К.В., Федотовой Н.Н., Грязнова Р.П. на решение Озерского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Саурина М. В., Сауриной В. Г., Рылиной Зои Г., Морозовой Т. А., Моревой М. Л., Минаева Ю. Я., Макуниной Л. П., Колпаковой Е. В., Козлова М. А., Козловой В. П., Егорова В. А., Бирюковой О. Е., Никитиной Т. Я., Харитонова И. Ю., Сачковой В. В., Прозорова В. И., Филипповой Л. Ф., Марфина В. А., Пекиной Н. Н., Пекина Н. П., Колосова А. Н., Сударикова К. В., Киселевой Л. Н., Киселева Н. С., Побочина В. В.ича, Харитонова Ю. А., Максимовой Г. А., Маслюкова С. В., Маслюковой В. И., Терещенко К. В., Федотовой Н. Н., Грязнова Р. П., Никифоровой В. А., Борзяковой Н. И., Соловьева С. С.ча, Ляпуновой Е. М., Венгерской Л. В., Кустовой Т. М., Жарковой Л. Ю., Сергеева А. Д., Лобанова М. Н., Филимоновой О. А. к Совету депутатов городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты><данные изъяты> «Об объединении городского округа <данные изъяты> и Коломенского городского округа <данные изъяты>».

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения представителя Совета депутатов городского округа <данные изъяты>Копейкина М.В.,

установила:

Саурин М.В. и другие административные истцы (всего 42 человека) обратились в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты><данные изъяты> «Об объединении городского округа <данные изъяты> и Коломенского городского округа <данные изъяты>».

В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемое решение противоречат требованиям действующего законодательства (прежде всего - части 3.3. статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), поскольку административный ответчик не полномочен разрешать вопрос об объединении двух городских округов; оспариваемое решение не только не соответствует, но и прямо противоречит мнению населения городского округа Озеры, - собрано более 8300 подписей «против» объединения округов; нарушена процедура проведения публичных слушаний, созданы препятствия жителям городского округа Озеры принять участие в публичных слушаниях.

Решением Озерского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы Морозова Т.А., Морева М.Л., Минаев Ю.Я., Макунина Л.П., Колпакова Е.В., Козлова М.А., Козлова В.П., Егоров В.А., Бирюкова О.Е., Никитина Т.Я., Харитонов И.Ю., Сачкова В.В., Прозоров В.И., Филиппова Л.Ф., Марфин В.А., П. Н.Н., П. Н.П., Колосов А.Н., Судариков К.В., Киселева Л.Н., Киселев Н.С., Побочин В.В., Харитонов Ю.А., Максимова Г.А., Маслюков С.В., Маслюкова В.И., Терещенко К.В., Федотова Н.Н., Грязнов Р.П. просят об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> Совет депутатов городского округа <данные изъяты> решением <данные изъяты> выдвинул инициативу объединения городского округа Озеры и Коломенского городского округа <данные изъяты>, назначил проведение на территории городского округа Озеры публичных слушаний на <данные изъяты>, с 14:00 до 16:00 (л.д. 106, том 1).

Данное решение было в установленном порядке опубликовано в официальном СМИ (газете «Вестник городского округа Озеры» за <данные изъяты>) и на официальном сайте органа местного самоуправления.

<данные изъяты> публичные слушания были проведены, составлен протокол публичных слушаний (л.д. 126-135, том 1), который в установленном порядке также опубликованы в СМИ.

Решением от <данные изъяты><данные изъяты> Совет депутатов городского округа <данные изъяты>, принимая во внимание результаты публичных слушаний, согласился на объединение городского округа <данные изъяты> и Коломенского городского округа <данные изъяты> (л.д. 107, том 1).

В соответствии со статьей <данные изъяты> от <данные изъяты> N 181/2020-ОЗ "О преобразовании городского округа <данные изъяты> и Коломенского городского округа <данные изъяты>, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" преобразованы городской округ <данные изъяты> и Коломенский городской округ <данные изъяты> путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа (<данные изъяты>).

Согласно части 1.1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон) наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Объединение городских округов, объединение городского округа с муниципальным округом осуществляются с согласия населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований. Каждый из объединившихся городских округов, объединившиеся городской округ и муниципальный округ утрачивают статус муниципального образования (часть 3.3 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

Исследовав фактические обстоятельства, доводы сторон, положения действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Совет депутатов городского округа Озеры, избранный населением округа путем прямых выборов, большинством от численного состава депутатов принял решение согласиться на объединение городского округа <данные изъяты> и Коломенского городского округа <данные изъяты> в единый округ; принятие подобного решения относится к сфере депутатского усмотрения; следовательно, оспариваемое решение принято компетентным органом с соблюдением процедуры.

Процедура проведения публичных слушаний по вопросу объединения двух округов, предусмотренная Порядком организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа <данные изъяты>, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Озеры от <данные изъяты><данные изъяты> с соответствующими изменениями, в рассматриваемом случае также была соблюдена, каждый желающий мог принять участие в публичных слушаниях, направить свои замечания и предложения в письменной форме.

Кроме того, как было указано выше, согласно статье 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе, в том числе, органов местного самоуправления. Выраженное Советом депутатов городского округа <данные изъяты> в решении от <данные изъяты><данные изъяты> мнение не являлось обязательным для представительного органа другого муниципального образования, а также для уполномоченного органа субъекта РФ, которые вправе и не поддержать (отклонить) инициативу органа (органов) местного самоуправления о преобразовании муниципальных образований. Правовые последствия для организации местного самоуправления на территории городского округа <данные изъяты> породил не оспариваемый в рамках настоящего административного дела акт, а вышеупомянутый <данные изъяты> от <данные изъяты> N 181/2020-ОЗ "О преобразовании городского округа <данные изъяты> и Коломенского городского округа <данные изъяты>, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования".

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленного административного иска как основанного на материалах дела и не противоречащего требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы 29 административных истцов аналогичны доводам, приводившимся в обоснование административного иска, были предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции; они не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, иному толкованию подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Озерского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи