ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-312/2024 от 16.01.2024 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Ронжина Е.В. Дело 33а-312/2024 (33а-9207/2023)

УИД 76RS0024-01-2023-002201-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Емельяновой Ю.В.,

судей Куклевой Ю.В., Сингатулиной И.Г.,

при секретаре Шевяковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

16 января 2024 года

апелляционную жалобу мэрии г. Ярославля на решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 12 октября 2023 года по административному делу №2а-2535/2023 по административному исковому заявлению прокуратуры Фрунзенского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля, ООО «Лифтремонт» о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокуратура Фрунзенского района г. Ярославля обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к мэрии г.Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести гидравлическое лифтовое оборудование и подъемные платформы для инвалидов в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (вместе с «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»), а именно:

- установить блокировку вводных устройств лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. №СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 в отключенном состоянии посредством запирающего устройства;

- установить заземление оборудования машинных помещений лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- установить заземление элементов лифтового оборудования в шахтах лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. №СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- оборудовать в машинных помещениях лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. №СЛ0244, зав. №СЛ0245, зав. № СЛ046, зав. № СЛ0247 средства защиты от поражения электрическим током;

- установить средства для освещения кабин лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. №СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 предназначенной для перевозки людей, в том числе при перебое в электроснабжении;

- оборудовать машинное помещение лифта зав. № СЛ0245 защищенными средствами от атмосферных осадков;

- установить освещение шахты лифта зав. № СЛ0245;

- оборудовать средства, снижающие риск падения персонала с рабочей площадки, находящейся на крыше кабин лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- принять меры по обеспечению возможности пассажиров безопасно покинуть кабину при возникновении пожарной опасности в сооружении: лифты зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- обустроить защитные средства приямков лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 от грунтовых и сточных вод;

- оборудовать на основной посадочной площадке лифтов № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 информацию с указанием учетного и заводского номеров, даты ввода в эксплуатацию, срока службы и даты следующего технического освидетельствования;

- установить в кабине лифта зав. № СЛ0147 кнопку открытия-закрытия дверей кабины;

- установить освещение станций управления лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- демонтировать двери для прохода в другое помещение в машинных помещениях лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- устранить коррозию порталов и дверей шахт лифтов, а также балок кабин лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- оборудовать табло индикации в кабинах лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- обустроить устройство реверсирования дверей кабины (шахты) лифта зав. № СЛ0446;

- установить под порогом кабины лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 на всю ширину дверного проема вертикальный щит заподлицо с передней кромкой порога;

- оборудовать на основной посадочной площадке подъёмных платформ для инвалидов зав. № 2735, зав. № 2736 информацию с указанием учётного и заводского номеров, даты ввода в эксплуатацию, срока службы и даты следующего технического освидетельствования;

- установить на подъемных платформах двустороннюю переговорную связь между грузонесущим устройством и местом нахождения квалифицированного персонала;

- ограничить свободный доступ посторонних лиц к вводным устройствам подъемных платформ;

- оборудовать средства для освещения грузонесущего устройства подъёмной платформы зав. № 2736 при перебое в электроснабжении.

В обоснование заявленных требований указано, что по обращению депутата Ярославской областной Думы Кузнецовой Е.Д. прокуратурой Фрунзенского района г. Ярославля проведена проверка по вопросу работы лифтов и подъемных платформ в надземных и подземном пешеходных переходах, расположенных на Московском проспекте г. Ярославля.

При выходе на место в период с 20 апреля 2023 года по 03 мая 2023 года установлено, что в надземных пешеходных переходах на Московском проспекте в районе домов 88, 80а, 105 гидравлическое лифтовое оборудование не функционировало. Кроме того, установлено, что подъемные платформы с вертикальным перемещением БКА 110, расположенные в подземном переходе у ООТ «Большая Федоровская», также не работают.

Прокуратурой района совместно с Общероссийским народным фронтом 04 мая 2023 года с выходом на место проведена проверка исполнения требований законодательства о соблюдении прав маломобильных граждан в части исправности лифтового оборудования. Установлено, что в надземном пешеходном переходе, расположенном на Московском проспекте в районе дома № 80, неисправна дверь кабины лифта, отсутствуют сведения об обслуживающей организации и техническом аварийном обслуживании внутри лифтовых кабин.

Кроме того, прокуратурой района совместно со специалистом отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка гидравлического лифтового оборудования, подъемных платформ с вертикальным перемещением БК А 110 в указанных пешеходных переходах. В ходе проверки выявлены нарушения Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (вместе с «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»).

Владельцем опасных объектов - лифтов и подъемных платформ для инвалидов является МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля.

Ответчиками допущено грубое нарушение законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, что приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры, в частности ввиду неисправности лифтового оборудования ограничен доступ маломобильных групп населения к зданиям железнодорожного вокзала и автовокзала, территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля. Кроме того, нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

По мнению административного истца, мэрия г. Ярославля и МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля при выявлении фактов ненадлежащего состояния гидравлического лифтового оборудования и подъемных платформ для инвалидов обязаны выполнить мероприятия по приведению оборудования в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ООО «Лифтремонт», в качестве заинтересованных лиц - департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля, ООО «Инженерно-консультационный центр технической экспертизы лифтов» и территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля.

Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 12 октября 2023 года административный иск к мэрии г. Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля удовлетворен.

С указанным решением не согласился административный ответчик – мэрия г. Ярославля.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя мэрии г. Ярославля по доверенности Москвину Ю.С., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Верещагину К.Н., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том числе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Принимая решение по делу и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности здание и сооружений», Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», исходил из того, что ответчиками требования законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры не исполнены, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан и маломобильных групп населения, в том числе лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, пешеходов с колясками и детей. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

С указанными выводами и мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела, а также закону.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Фрунзенского района г. Ярославля совместно со специалистом отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка гидравлического лифтового оборудования, подъемных платформ с вертикальным перемещением БК А 110 в указанных выше пешеходных переходах.

Результаты проверки отражены в справке от 13 июня 2023 года.

В частности, установлено, что в нарушение требований статьи 4 Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (вместе с «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»):

- вводные устройства лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. №СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 не блокируются в отключенном состоянии посредством запирающего устройства;

- отсутствует заземление оборудования машинных помещений лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- отсутствует заземление элементов лифтового оборудования в шахтах лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. №СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- в машинных помещениях лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. №СЛ0244, зав. №СЛ0245, зав. № СЛ046, зав. № СЛ0247 отсутствуют средства защиты от поражения электрическим током;

- неисправны средства для освещения кабины лифтов зав. № СЛ0242, зав.

№ СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. №СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав.№ СЛ0247, предназначенной для перевозки людей, в том числе при перебое в электроснабжении;

- машинное помещение лифта зав. № СЛ0245 не защищено от атмосферных осадков;

- отсутствует освещение шахты лифта зав. № СЛ0245;

- отсутствуют средства, снижающие риск падения персонала с рабочей площадки, находящейся на крыше кабин лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- отсутствуют меры, обеспечивающие возможность пассажирам безопасно покинуть кабину при возникновении пожарной опасности в сооружении: лифты зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- приямки лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ0243, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 не защищены от грунтовых и сточных вод;

- на основной посадочной площадке лифтов № СЛ0242, зав. № СЛ0243,

зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 отсутствует информация с указанием учетного и заводского номеров, даты ввода в эксплуатацию, срока службы и даты следующего технического освидетельствования;

- в кабине лифта зав. № СЛ0147 отсутствует кнопка открытия-закрытия дверей кабины;

- отсутствует освещение станций управления лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- машинные помещения лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 имеют дверь для прохода в другое помещение;

- имеется коррозия порталов и дверей шахт лифтов, а также балок кабин лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247;

- неисправно табло индикации в кабинах лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247.

В нарушение пункта 9 Приложения 1 Правил неисправно устройство реверсирования дверей кабины (шахты) лифта зав. № СЛ0446.

В нарушение пункта 16 Правил под порогом кабины лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав. № СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247 на всю ширину дверного проема отсутствует вертикальный щит заподлицо с передней кромкой порога.

Кроме того, в подземном пешеходном переходе в нарушение пункта 4 Правил на основной посадочной площадке подъёмных платформ для инвалидов зав. № 2735, зав. № 2736 отсутствует информация с указанием учётного и заводского номеров, даты ввода в эксплуатацию, срока службы и даты следующего технического освидетельствования; на подъемных платформах отсутствует двусторонняя переговорная связь между грузонесущим устройством и местом нахождения квалифицированного персонала; имеется свободный доступ посторонних лиц к вводным устройствам подъемных платформ; неисправны средства для освещения грузонесущего устройства подъёмной платформы зав. № 2736 при перебое в электроснабжении.

Кроме того, в ходе проверки не представлены сведения о постановке на учёт в Ростехнадзоре подъёмных платформ для инвалидов зав. № 2735, зав. № 2736 и лифтов зав. № СЛ0242, зав. № СЛ024З, зав. № СЛ0244, зав.№ СЛ0245, зав. № СЛ0246, зав. № СЛ0247.

Выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований подтверждают имеющиеся в деле фотоматериалы. Также факт неисправности оборудования подтверждается заявкой от 23 августа 2023 года, согласно которой, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля просит ООО «Лифтремонт», являющееся организацией, оказывающей услуги по техническому обслуживанию платформ подъемных с вертикальным перемещением подземного пешеходного перехода и лифтового оборудования надземных пешеходных переходов на Московском проспекте в г. Ярославле (8 единиц), на основании контракта от 25 ноября 2022 года, приостановить использование 6 лифтов до устранения факторов, препятствующих нормальной и безопасной работе оборудования.

Оценивая представленные мэрией г. Ярославля документы о техническом освидетельствовании оборудования от 05 сентября 2022 года, 08 сентября 2022 года, 09 сентября 2022 года, согласно которым оборудование является безопасным и должным образом функционирует, районный суд правильно указал, что они относятся к более раннему периоду и не опровергают доводы административного истца о текущей неисправности лифтов и подъемных платформ.

Таким образом, факты допущенных нарушений требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов в указанных выше пешеходных переходах нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего административного дела, стороной ответчиков не опровергнуты.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (пункт "в.2" части 1 статьи 114).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о социальной защите инвалидов).

В силу статьи 2 Федерального закона о социальной защите инвалидов социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статье 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона

Согласно пункту 38 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 № 815, в указанный перечень включены СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В соответствии с п. 5.1.6 Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при наличии на земельном участке подземных и надземных переходов их следует оборудовать пандусами или лифтами, если нельзя организовать доступный для маломобильных групп населения наземный регулируемый пешеходный переход. Согласно п. 5.1.14 у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать: платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м и лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.

Доводы апелляционной жалобы о том, что лифтовое оборудование в надземных пешеходных переходах на Московском проспекте в районе домов 88, 80а, 105 и подъемные платформы для инвалидов с вертикальным перемещением, расположенные в подземном переходе у ООТ «Большая Федоровская», были введены в эксплуатацию до вступления в силу СП 59.13330.2016, не реконструировались, не подвергались капитальному ремонту, в связи с чем положения части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ и Свода правил 59.13330.2016 в рассматриваемом случае применению не подлежат, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные. В силу декларативного характера, закрепленного в диспозиции статей 7, 17 Конституции Российской Федерации, права маломобильных групп населения и инвалидов не могут быть ограничены одним лишь указанием на данное обстоятельство.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд, разрешая спор, правильно определил надлежащих ответчиков по делу.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу положений статьи 93 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16 октября 1995 года № 42 (далее – Устав), мэрия г. Ярославля является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.

Согласно статье 98 Устава мэрия г. Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.

МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля является казенным учреждением, осуществляющим функции муниципального заказчика, действуя от имени г. Ярославля, создано на основании Постановления мэра г. Ярославля от 19 ноября 2007 года № 3744.

Владельцем гидравлического лифтового оборудования и подъемных платформ для инвалидов, установленных надземных пешеходных переходах в районе домов №№ 88, 80а, 105 по Московскому пр. г. Ярославля и подземном пешеходном переходе в районе остановки общественного транспорта «ул. Большая Федоровская» на Московском пр. г. Ярославля, является МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля. Учредитель казенного учреждения - департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля является структурным подразделением мэрии г. Ярославля, привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В силу положений пункта 2.1 Устава МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля, утвержденного распоряжением первого заместителя мэра - директора департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля от 03 августа 2011 года №369, основной целью и предметом деятельности казенного учреждения является реализация принятых в установленном порядке решений по вопросам, связанным с организацией и выполнением работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, иных объектов городского хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.

Исходя из предмета заявленного административного иска, полномочий департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, закрепленных в Положении, утвержденном решением муниципалитета г. Ярославля от 06 июля 2007 года № 492, а также в Положении о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденном решением муниципалитета г. Ярославля от 23 июля 2013 года № 140 (пункт 20.10), оснований для возложения обязанности приведения спорного оборудования в нормативное состояние на департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля не имеется.

ООО «Лифтремонт», с которым МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля заключен муниципальный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию платформ подъёмных с вертикальным перемещением подземного пешеходного перехода и лифтового оборудования надземных пешеходных переходов, также не может являться надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям. Указанная организация не осуществляет права собственника муниципального имущества и не является владельцем указанного оборудования.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии импортных комплектующих, необходимых для выполнения ремонтных работ, повторяют позицию административного ответчика, занимаемую в суде первой инстанции. Отклоняя данные доводы как несостоятельные, районный суд правомерно исходил из того, что указанное обстоятельство не освобождает административных ответчиков от обязанности содержать гидравлическое лифтовое оборудование и подъемные платформы для инвалидов в пригодном для работы и безопасном состоянии.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный районным судом срок для исполнения возложенной на ответчиков решением суда обязанности соответствует требованиям разумности, учитывает социальную значимость подлежащего ремонту оборудования, объем и сложность требуемых работ. Оснований для увеличения данного срока судебная коллегия, как и суд первой инстанции, не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены районным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Апелляционная жалоба не содержат ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, либо нуждающиеся в дополнительной проверке судебной коллегией.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению, в том числе по доводам жалобы, не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г. Ярославля на указанное решение – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи