ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-31397/19 от 23.09.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Коняхина Е.Н. Дело <данные изъяты>а-31397/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Ершова В.В.,

при помощнике судьи Галстян Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 на решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Совету депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным решения <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об инициативе об объединении территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты> в единое муниципальное образование», о признании недействительными результатов публичных слушаний, о признании незаконным бездействия по нарушению процедуры публичных слушаний,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя ФИО4, ФИО7, ФИО2ФИО8, ФИО2, ФИО3,

установила:

ФИО1 и другие граждане обратились в суд с административным иском к Совету депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным решения <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об инициативе об объединении территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты> в единое муниципальное образование», о признании недействительными результатов публичных слушаний, о признании незаконным бездействия по нарушению процедуры публичных слушаний.

В обоснование требований указывалось, что в связи с удалением главы городского поселения Волоколамск в отставку <данные изъяты>, полномочия депутатов Совета депутатов городского поселения подлежали прекращению.

Полагали, что при проведении публичных слушаний была нарушена процедура, административным истцам не предоставили право на выступление; мнение административных истцов, выступавших против объединения, не было учтено; голосование на публичных слушаниях не проводилось, что, по мнению административных истцов, указывает на нарушение пунктов 6, и 6.1 статьи 10, статьи 19 Устава городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты>.

В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, представитель административных истцов ФИО4 и ФИО5 по доверенности ФИО8 требования поддержали.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты> по доверенности ФИО9 требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 и другие граждане просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 13 данного Федерального закона преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 статьи 13 названного Федерального закона).

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 указанного Федерального закона).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования (часть 2).

На публичные слушания должны выноситься: вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (пункт 4 часть 3).

Кроме того, следует отметить, что Положение о публичных слушаниях в городском поселении Волоколамск утверждено решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Согласно данному Положению целью проведения публичных слушаний является обеспечение реализации прав граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории городского поселения, на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления (пункт 2.1). Задачами публичных слушаний являются: доведение до населения муниципального образования полной и точной информации о проектах правовых актов представительного органа или главы муниципального образования, а также вопросов, выносимых на публичное слушание; обсуждение и выяснение мнений населения по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского поселения Волоколамск и вопросам, выносимым на публичные слушания; оценка отношения населения муниципального образования к рассматриваемым представительного органа и главы поселения, а также вопросам, выносимым на публичные слушания; выявление предложений и рекомендаций со стороны населения по важнейшим мероприятиям, проводимым органами местного самоуправления, затрагивающим интересы населения муниципального образования (пункт 2.2).

При проведении публичных слушаний, решение о которых принято Советом депутатов городского поселения Волоколамск, председательствующим на указанных слушаниях может быть представитель представительного органа муниципального образования либо его заместитель (пункт 8.1). Слово для выступления предоставляется участникам слушаний в порядке поступления заявок в рамках регламента, установленного председательствующим (пункт 8.7). Продолжительность слушаний определятся характером обсуждаемых вопросов. Председательствующий на слушаниях вправе принять решение о перерыве в слушаниях (пункт 8.8). На слушаниях ведется протокол, который подписывается председательствующим (пункт 8.9). участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований (пункт 8.12).

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> Совет депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты> выдвинул инициативу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты>.

Решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> назначены на <данные изъяты> публичные слушания по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты>, место проведения <данные изъяты>, административное здание в администрации Волоколамского муниципального района, конференц-зал (1-й этаж). Было указано, что предложения и замечания заинтересованных лиц по указанному вопросу принимаются в письменной форме в срок до <данные изъяты>.

Данное решение в установленном порядке опубликовано в официальном средстве массовой информации - газете "<данные изъяты>» <данные изъяты> от <данные изъяты> и на официальном сайте городского поселения Волоколамск в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу:www.volok-grand. ru.

<данные изъяты> состоялись публичные слушания по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты>.

Из представленного протокола публичных слушаний по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> следует, что для участия в публичных слушаниях зарегистрировано 178 человек – жители городского поселения Волоколамск, в ходе подготовки и проведения публичных слушаний поступило 14 письменных вопросов, заслушано выступающих 14 человек. Представленный протокол отражает различные мнения по обсуждаемому вопросу как "за", так и "против" такого объединения, в протоколе отражены выступления, в том числе административного истца ФИО4, которым был задан вопрос. Также представлены копии заявок на выступление на публичных слушаниях <данные изъяты>, при этом заявок на выступление ФИО5 и ФИО2 не имеется.

Протокол публичных слушаний и итоговый документ по результатам публичных слушаний, проведенных на территории городского поселения Волоколамск, по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты>, также были опубликованы в газете «<данные изъяты>» <данные изъяты> от <данные изъяты>.

<данные изъяты> Совет депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты> оспариваемое решение <данные изъяты> согласиться на объединение территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты>.

<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Волоколамского муниципального района" объединены территории городского поселения Волоколамск, городского поселения Сычево, сельского поселения Кашинское, сельского поселения Осташевское, сельского поселения Спасское, сельского поселения Теряевское, сельского поселения Чисменское, сельского поселения Ярополецкое без изменения границ территории Волоколамского муниципального района.

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из того, что данное решение принято в пределах возложенных на Совет депутатов полномочий и компетенции представительного органа местного самоуправления. Оспариваемое административными истцами решение носит распорядительно-организационный характер и не нарушает прав административных истцов.

Доводы административных истцов об отсутствии у Совета депутатов городского поселения Волоколамск полномочий на принятие решения, поскольку в связи с удалением главы городского поселения Волоколамск с <данные изъяты> полномочия Совета депутатов прекратились в силу пункта 10 статьи 30 Устава городского поселения Волоколамск, отклонены судом как основанные на неверном понимании закона.

Судом было отмечено, что в силу части 6 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и пункта 13 статьи 31 Устава городского поселения Волоколамск полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию, а также в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

При этом согласно пункту 10 статьи 30 Устава полномочия Совета депутатов городского поселения прекращаются в связи удалением главы муниципального образования в отставку.

С учетом того, что основанием для принятия решения о принятии отставки Главы городского поселения Волоколамск ФИО10 с <данные изъяты> явилось заявление от его имени о прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию с <данные изъяты> (решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск <данные изъяты> от <данные изъяты>), суд пришел к выводу, что заявление главы городского поселения Волоколамск о прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию, не свидетельствует о прекращении его полномочий в связи с удалением в отставку, поскольку указанные основания для досрочного прекращения полномочий главы поселения являются самостоятельными, для них предусмотрен разный порядок прекращения полномочий. Следовательно, полномочия Совета депутатов в связи с уходом в отставку главы поселения по собственному желанию не прекратились.

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании бездействия Совета депутатов, выразившегося в нарушении процедуры проведения публичных слушаний, и о признании недействительными результатов публичных слушаний, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренный законом порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросу объединения территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты> соблюден. Публичные слушания назначены уполномоченным органом, информация о проведении публичных слушаний доведена до всеобщего сведения в установленном порядке, разъяснены сроки и порядок подачи предложений и замечаний.

Доводы административных истцов об отсутствии проекта решения по вынесенному на публичные слушания вопросу, признаны судом несостоятельным, поскольку по вопросу объединения территорий городских и сельских поселений действующее законодательство не предусматривает подготовку указанного проекта.

Ссылки административных истцов на то, что при проведении публичных слушаний не проводилось голосование по вопросу объединения поселений, были отклонены судом, поскольку действующим законодательством не предусмотрено проведение голосования на публичных слушаниях.

Как было отмечено судом, положения пунктов 6 и 6.1 статьи 10, статьи 22 Устава городского поселения Волоколамск предусматривают выявление мнения населения путем голосования при наделении городского поселения статуса городского округа либо лишения статуса городского округа, а также при преобразовании городского поселения.

При этом в силу части 3 статьи 13 названного Федерального закона объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

Таким образом, как указал суд, поскольку объединение городских и сельских поселений не повлекло за собой изменение границ муниципального района, следовательно, выражения согласия населения на объединение путем голосования, не требовалось.

Доказательств, что публичные слушания и их результаты каким-либо образом нарушили права или охраняемые законом интересы административных истцов суду не представлено.

Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они учитываются при принятии соответствующего решения. Следовательно, публичные слушания и их результаты сами по себе не могут нарушать прав и законных интересов каких-либо лиц.

При этом судом было отмечено, что решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> о согласии на объединение территорий городских поселений Волоколамск, Сычево, сельских поселений Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское, Ярополецкое Волоколамского муниципального района <данные изъяты> не оспорено.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с требованиями действующего законодательства.

Доводы в апелляционной жалобе фактически повторяю те же доводы, что изложены в административном исковом заявлении (о непроведении голосования и непредоставлении права на выступление) и получили оценку в решении суда.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи