ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3152/2022 от 19.05.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-3152/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 19 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Морозовой С.Г., Смирнова А.С.,

при секретаре Благополучной Е.В.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.,

рассмотрела административное дело № 2а-220/2022 (47RS0017-02-2021-002065-06) по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Коськовское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года по административному исковому заявлению Тихвинского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Коськовское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., возражения против доводов апелляционной жалобы прокурора отдела Ленинградской областной прокуратуры Махмудова Э.Т., судебная коллегия

установила:

Тихвинский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился с административным иском к администрации муниципального образования Коськовское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее – администрации МО Коськовское сельское поселение, администрации), указав в обоснование заявленных требований, что Тихвинской городской прокуратурой в 2021 году проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения в администрации МО Коськовское сельское поселение, в ходе которой установлено, что в деревне Коськово имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения - ул. Школьная, пер. Клубный, а также в деревне Ратилово - автомобильные дороги общего пользования местного значения - ул. Речная, ул. Гороховая, ул. Рыбацкая, которые в установленном законом порядке включены в реестр муниципальной собственности МО Коськовское сельское поселение.

Согласно информации, представленной администрацией поселения, по состоянию на 11.06.2021 г., в нарушение требований законодательства земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги на кадастровом учете не стоят, межевание не проведено, право собственности на земельные участки не зарегистрировано.

Бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

На основании ст.ст. 5, 11, 39.9, 39.10 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, п. 5 ч.1 ст. 14, ст. ст. 50-51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 3, 6, 10 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст.ст. 1,8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Тихвинский городской прокурор просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО Коськовское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельные участки, используемые под автомобильные дороги местного значения;

- обязать администрацию МО Коськовское сельское поселение в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения в дер. Коськово: ул. Школьная, пер. Клубный, в дер. Ратилово: ул. Речная, ул. Гороховая, ул. Рыбацкая.

При рассмотрении дела судом первой инстанции административным ответчиком исковые требования признаны не были, в судебном заседании представитель административного ответчика сослался на отсутствие нормы, обязывающей администрацию оформлять земельные участки под автомобильными дорогами, а также на то, что положения ст. 271 ГК РФ позволяют администрации содержать и использовать дороги местного значения без постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки под дорогами.

Обжалуемым решением от 20.01.2022 г. Тихвинский городской суд Ленинградской области удовлетворил административные исковые требования прокурора, признал незаконным бездействие администрации МО Коськовское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельные участки, используемые под автомобильные дороги местного значения, обязал администрацию МО Коськовское сельское поселение принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения в дер. Коськово: ул. Школьная, пер. Клубный, в дер. Ратилово: ул. Речная, ул. Гороховая, ул. Рыбацкая (л.д. 35-42).

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом не было учтено, что автомобильные дороги внесены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, учтены в реестре муниципальной собственности, поэтому администрация имеет возможность исполнять обязанности по ремонту и содержанию дорог. Земельные участки под спорными автомобильными дорогами находятся в собственности МО Коськовское сельское поселение в силу закона, переход права собственности на указанные земельные участки не осуществлялся, поэтому необходимость постановки на кадастровый учет земельных участков под автомобильными дорогами и оформления права собственности отсутствует (л.д. 46-49).

Явившийся в суд апелляционной инстанции представитель прокуратуры Махмудов Э.Т. возражал против удовлетворения жалобы, полагал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Представитель административного ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 59-61).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с ч. 7 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В связи с изложенным, коллегия по правилу ст. 150 КАС РФ приняла определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п. 15 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков (ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 257-ФЗ).

Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений на земельных участках, занятых автомобильной дорогой, в том числе в границах полосы отвода автомобильной дороги, запрещается какая-либо деятельность, за исключением работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги, ее участков, полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно положениям ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Областным законом Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Коськовского сельского поселения от 30.01.2014 года № 06-07-а «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО Коськовское сельское поселение» утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО Коськовское сельское поселение.

Согласно представленным администрацией сведениям от 11.06.2021 г. в реестре муниципальной собственности МО Коськовское сельское поселение находятся автодороги общего пользования местного значения в дер. Коськово: ул. Школьная, пер. Клубный, в дер. Ратилово: ул. Речная, ул. Гороховая, ул. Рыбацкая, которые поставлены на кадастровый учет, при этом земельные участки, используемые под размещение указанных дорог на кадастровый учет не поставлены, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на указанные земельные участки, не зарегистрировано (л.д. 7).

В связи с изложенным, отсутствует возможность финансирования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения в полосе отвода автомобильной дороги, которая предназначена для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, так как земельные участки под дорогами не сформированы, что противоречит нормам действующего федерального законодательства. Отсутствие границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Доводы административного ответчика о том, что постановка земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами, на кадастровый учет не относится к дорожной деятельности и никак не может влиять на функционирование, обеспечение сохранности и содержания автомобильных дорог, судом правомерно отклонен, как противоречащий требованиям законодательства.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и в непринятии мер по формированию права собственности на земельный участок, занятый вышеуказанными автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными и правомерными, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными, на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Объектами земельных отношений согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ являются земельные участки.

В соответствии со ст.ст. 39.9, 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органам местного самоуправления исключительно в постоянное (бессрочное) пользование. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом, Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, следует вывод о том, что постановка на кадастровый учет земельных участков, занятые автомобильными дорогами, и оформление права собственности является обязательным.

Срок, заявленный Тихвинским городским прокурором, суд счел разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и приведенным выше нормативным положениям. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Коськовское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>