Судья: Мельникова О.А. адм. дело N 33А-3157/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.
судей - Лазаревой М.А. и Шилова А.Е.
при секретаре - Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 и его представителя ФИО2 на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 02 декабря 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска административному иску ФИО1 к Совету депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара первого созыва и устранении допущенных нарушений, взыскание судебных расходов, отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Куйбышевский районный суд г.Самара с административным иском к Совету депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара об оспаривании решения от 23 сентября 2016 года №60 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва.
В обоснование иска указал, что был избран депутатом в состав Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва в соответствии с решением Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 21.09.2015 года №1.
23.09.2016 года на заседании Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара принято решение №60 о прекращении досрочно полномочий депутата ФИО1, основанием которого явилось несоблюдение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции». Считает данное решение незаконным ввиду того, что обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей, выполнил в марте 2016 года, то есть в установленные законом сроки.
После вынесения 25.08.2016 года представления прокурором Куйбышевского района г.Самары в Совет депутатов, с указанием неточностей и неполноты представленных сведений, ФИО1 20.09.2016 года поданы соответствующие уточнения и даны пояснения. Денежные средства, поступившие на счет ФИО1 в ПАО Сбербанк России в размере 3 499 548 рублей не отражены ни в первоначальной, ни в уточненной декларации, поскольку доходом не являются и получены им в результате исполнения долговых обязательств перед ним третьими лицами.
Также просил учесть, что оспариваемое решение подписано не уполномоченным должностным лицом, а именно Председателем Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района ФИО3, полномочия которого досрочно прекращены с 23.09.2016 года.
Ссылаясь на изложенное, просил признать незаконным, как полностью не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца решение административного ответчика-Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара Самарской области от 23.09.2016г. № 60 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва ФИО1» со дня его принятия. Возложить на административного ответчика следующие обязанности: устранить нарушение прав и законных интересов административного истца, а также опубликовать решение суда на официальном сайте Думы городского округа Самара и в его печатном издании. Взыскать а административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы: 20 000 рублей за оплату услуг представителя, 300 рублей за уплату государственной пошлины, а всего в размере 20 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 и его представитель ФИО1 – ФИО2 просят решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права. Вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В заседании судебной коллегии ФИО1 и его представитель по доверенности и ордеру ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По смыслу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положения п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В силу ч. 10.1 ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 22 Устава Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара, принятого Решением Совета Депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 22.10.2015 года №17, депутат Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В силу ч. 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Из материалов дела следует, что Совет депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара является представительным органом Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара.
На основании статьи 21 Устава Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара, Совет депутатов состоит из 32 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, срок полномочий депутатов составляет 5 лет.
По результатам выборов депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва, ФИО1 избран в состав Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва.
Решением Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 21.09.2015 года №5 утверждено Положение «О Совете депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара», на основании которого Совет депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара осуществляет свою деятельность.
Постановлением председателя Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 19.02.2016 года №2 утверждено Положение «О порядке предоставления депутатом Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещений этих сведений на сайте и предоставления средствам массовой информации для опубликования».
Согласно разделам 2, 3 указанного положения, сведения о доходах и расходах предоставляются депутатом Совета ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Решением Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 31.08.2016 года № 58 утверждено Положение «О нормах депутатской этики, комиссии по депутатской этике и соблюдению требований по предоставлению депутатами Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Комиссия осуществляет рассмотрение информации о непредставлении либо представлении депутатами Совета депутатов недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с п.5.6. указанного Положения, заседание Комиссии по депутатской этике правомочно, если на нем присутствуют более половины от общего числа ее членов.
Согласно п. 5.10 настоящего Положения, на заседании члены Комиссии заслушивают письменное обращение, представления правоохранительных органов, прокуратуры и иных органов и должностных лиц и объяснения депутата Совета депутатов по факту нарушения им норм депутатской этики.
Также в Положении указано, что в результате рассмотрения таких материалов может быть рекомендовано Совету депутатов применить меры о прекращении полномочий депутата Совета депутатов, в случае установления, что сведения о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются недостоверными или неполными.
Судом установлено, что 25.08.2016 года прокурором Куйбышевского района г.Самара вынесено представление № 86-37/16 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, где указано, что в ходе проверки установлены факты предоставления депутатами Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год. В частности, депутатом ФИО1 в справке о доходах, представленной 14.03.2016 года, неверно указана фамилия супруги, неверно указанны данные личного паспорта гражданина, не указаны обстоятельства имущественного характера в виде участия в коммерческой организации и не указаны доходы, полученные им в течение отчетного года на личные расчетные счета в размере 3 499 548 рублей.
14.09.2016 года ФИО1 уведомлен о начале в отношении него проверки, ознакомлении с представлением прокурора Куйбышевского района г.Самары, разъяснении права о даче пояснений в письменной форме и предоставлении дополнительных материалов в срок до 19.09.2016 года. ФИО1 также рекомендовано предоставить уточненные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Совет депутатов в указанный срок.
21.09.2016 года заседание Комиссии по депутатской этике отложено, принято решение повторно известить ФИО1 о заседании Комиссии и рекомендовано предоставить письменные пояснения по фактам, изложенным в представлении прокурора Куйбышевского района г.Самары.
Судом установлено, что административным истцом в уполномоченный орган предоставлены справки и уточнения, однако доход в размере 3 499 548 рублей указан не был.
Из материалов дела следует, что 22.09.2016 года на заседании Комиссии принято решение, что ФИО1 допустил нарушение, выразившееся в непредставлении достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, усмотрены основания для досрочного прекращения полномочий ФИО1 и направлении протокола и материала проверки Совет депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара для принятия решения.
Вопрос о рассмотрении решения Комиссии по депутатской этике по представлению представления прокурора Куйбышевского района г.Самара «Об устранении нарушений законодательства по противодействии коррупции, об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» включен в повестку дня 17 очередного заседания Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва 23.09.2016 года.
Суд первой инстанции установил, что на указанном заседании присутствовало 24 депутата, представление было рассмотрено, что зафиксировано в протоколе № 17 очередного заседания Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва.
Установлено, что по итогам голосования представление прокуратуры от 25.08.2016 года признано обоснованным, полномочия депутата Совета депутата Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва ФИО1 досрочно прекращены оспариваемым Решением Совета депутатов от 23.09.2016 года №60.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение о прекращении полномочий депутата ФИО1 принято на очередном заседании Совета депутатов, правомочном решать данный вопрос, в установленный законом 30-дневный срок. На заседании кворум имелся, форма, основания, и процедура принятия решения соблюдены. ФИО1 извещен о времени и месте проведения заседания, с материалами проверки ознакомлен, письменные пояснения предоставил. Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия решения.
Как верно указано судом, допущенные ФИО1 нарушения при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые выразились указании недостоверных сведений о доходах, поступивших на его расчетный счет в размере 3 499 548 руб., являются безусловным основанием для признания незаконными действий ФИО1 и для досрочного прекращения его полномочий.
Также судом правильно не приняты во внимание доводы административного истца о том, что решение Совета депутатов подписано неуполномоченным лицом исходя из следующего.
Как указано в пп. 3,4 п.5 ст.21 Устава Куйбышевского внутригородского района, в п 5.3 Положения о Совете депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара, все решения, протоколы заседаний и иные документы Совета депутатов подписывает Председатель Совета депутатов, он же и председательствует на заседаниях Совета депутатов.
Согласно Решению Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 21.09.2015 года №3 Председателем Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва избран ФИО3
23.09.2016 года полномочия ФИО3 досрочно прекращены решением Совета депутатов от 28.09.2016 года №61, на основании подачи им заявления о досрочном прекращении полномочий в связи с избранием в представительный орган Самарской области – Самарскую Губернскую думу шестого созыва.
Установлено, что оспариваемое административным истцом решение и протокол семнадцатого заседания Совета депутатов подписаны ФИО3 23.09.2016 года, т.е. в последний рабочий день. К тому же, согласно ч.3 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ, днем прекращения трудового договора является последний день работы работника.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о необоснованности довода ФИО1 о нарушении конституционного принципа равенства всех, в том числе общественных объединений, к которым в силу п.1 ст.3 Федерального закона «О политических партиях» отнесены политически партии, досрочным снятием полномочий депутата ФИО1, выдвинутого политической партией «КПРФ».
Исходя из положений ст. 21 Устава Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара Совет Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, зарегистрированный за № RU633015041015001, состоит из депутатов, избранных на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов, при которой половина депутатов избирается по мажоритарной избирательной системе относительно большинства по одномандатным избирательным округам, другая половина – по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Куйбышевского внутригородского района, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административный истец выдвинут от «Коммунистической партии Российской Федерации» в списке кандидатов в депутаты Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва по единому избирательному округу внутримуниципальной части №12 на выборах депутатов Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва 13.09.2015 года.
Согласно п. 15 и 16 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения, в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов.
В соответствии с п.15 настоящей статьи кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (соответствующей палаты этого органа), представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном Уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или структурного подразделения.
Судом установлено, что в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва ФИО1, на основании решения Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района города Самары № 23/2 от 07.10.2016 года, вакантный депутатский мандат передан зарегистрированному кандидату Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва ФИО5, включенному в состав списка кандидатов, выдвинутого Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
На основании Решения Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района города Самары № 23/3 от 07.10.2016 года, произведена регистрация ФИО5, избранной депутатом Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара первого созыва.
Решением Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 26.10.2016 года №64 вышеуказанные решения Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района города Самары № 23/2 и 23/3 от 07.10.2016 года приняты к сведению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, об отсутствии нарушений при принятии оспариваемого административным истцом решения о досрочном прекращении полномочий депутата депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара ФИО1
В связи с изложенным, требования ФИО1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления и устранение нарушения его прав удовлетворению не подлежат. Также, в соответствии со ст.114 КАС РФ, не подлежат удовлетворению требования ФИО1 о взыскании судебных расходов.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что суд первой инстанции, выходя за рамки пределов рассмотрения дела, сам обосновал причины принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1, хотя в самом оспариваемом решении не содержится ссылок на основания, послужившие причиной его принятия, отклоняются судебной коллегией. Данное решение принято Советом депутатов с соблюдением установленной процедуры принятия решения, в связи с выявлением оснований для прекращения полномочий депутата по результатам рассмотрения представления прокуратуры Куйбышевского района г.Самара, что подтверждается материалами дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что вывод суда о том, что полномочия депутата ФИО1 прекращены досрочно по итогам единогласного голосования является ошибочным, не может быть принят во внимание судебной коллегией. Суд обоснованно сослался в своем решении на итоги голосования, согласно которым большинство депутатов выразило согласие с решением Комиссии по депутатской этике о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1
Иные доводы жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, и направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы судом и которым была дана надлежащая оценка в решении суда, а потому также не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г.Самары от 02.12.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: