Судья – Устинов О.О. Дело № 33а-3160/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2019 года г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Диденко И.А., Якубовской Е.В.
при секретаре Макаровой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 < Ф.И.О. >7 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании решения
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 09 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Агибаловой В.О., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Также просил признать право собственности на вновь образованный земельный участок за Краснодарским краем.
В обосновании административного искового заявления указал, что им был заключен предварительный договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, который является частью земельного участка с кадастровым номером: <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> при условии выполнения обязанности произвести за свой счет раздел земельного данного участка. После изготовления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером <...>, в департамент имущественных отношений Краснодарского края было подано заявление о ее утверждении. Однако письмом департамента имущественных отношений Краснодарского края отказано в утверждении схемы расположения земельных участков. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
Определением Ленинского районного суда г.Краснодара от 09 ноября 2018 года прекращено производство по административному иску ФИО1 в части признания права собственности на вновь образованный земельный участок за Краснодарским краем и разъяснено право на обращение с данными требованиями в порядке гражданского судопроизводства.
Обжалуемым решением удовлетворен административный иск ФИО1 Суд признал незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженный в письме № 52-7651/18-37-07 от 20 февраля 2018 года. Указал считать схему расположения земельного участка площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенное использование - «Паркинг, автостоянка, многоэтажные парковки», выполненную ООО «Земгеоцентр», утвержденной и согласованной департаментом имущественных отношений Краснодарского края, в соответствии с установленными координатами поворотных точек. Обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края заключить с АО «Тандер» договор аренды вновь образованного, согласно схеме, земельного участка, после осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка и перезаключить с АО «Тандер» договор аренды земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером <...>. Суд также указал, что данное решение является основанием для осуществления Управлением Росреестра по Краснодарскому краю государственного кадастрового учета земельного участка общей площадью <...> кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - «Паркинг, автостоянка, многоэтажные парковки», в соответствии с межевым планом, выполненном на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной ООО «Земгеоцентр», по заявлению ФИО1
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 09 ноября 2018 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 При этом в апелляционной жалобе указано, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, противоречит требованиям действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 выражает мнение о законности решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила: рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как видно из материалов административного дела, 29 августа 2011 года между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ООО «АгроТорг» заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, с видом разрешенного использования - для комплексной жилой застройки, категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>. Срок действия договора установлен до 14 октября 2052 года.
20 сентября 2011 года права и обязанности по вышеуказанному договору аренды земельного участка переданы ЗАО «Тандер».
28 апреля 2016 года на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края <...> из земельного участка с кадастровым номером <...> образован земельный участок с кадастровым номером <...>:<...> площадью <...> кв.м с сохранением земельного участка <...> в измененных границах.
28 июля 2016 года между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и АО «Тандер» заключен договор <...> аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 9909 кв.м, с видом разрешенного использования - для комплексной жилой застройки, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>.
В связи с чем, с 11 августа 2016 года (с даты регистрации договора <...>) договор аренды от 29 августа 2011 года <...> был расторгнут.
14 июля 2017 года между ЗАО «Тандер» и ФИО1 заключен предварительный договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ориентировочной площадью <...> кв.м, который является частью земельного участка с кадастровым номером <...>, при условии выполнения ФИО1 обязанностей, предусмотренных п.п.3.1.1.-3.1.5. предварительного договора.
В соответствии с п.п.3.1.1 предварительного договора ФИО1 обязан в срок до 1 июля 2018 года своими силами и за свой счет произвести раздел земельного участка с кадастровым номером <...>, в результате которого должны быть образованы два земельных участка: земельный участок площадью <...> кв.м и земельный участок площадью <...> кв.м.
Во исполнение условий предварительного договора ФИО1 за счет собственных средств изготовлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образующихся путем раздела земельного участка кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>.
23 января 2018 года в департамент имущественных отношений Краснодарского края подано заявление об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
20 февраля 2018 года письмом департамента имущественных отношений Краснодарского края отказано в утверждении схемы расположения земельных участков.
Полагая данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на образование земельных участков, если границы земельных участков пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; если образование земельных участков приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; если границы земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что доказательств разработки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с нарушением предусмотренных вышеуказанной статьей требований к образуемым земельным участкам, департаментом имущественных отношений Краснодарского края не представлено.
Кроме того, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Вместе с тем, отказывая в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, департаментом имущественных отношений Краснодарского края не было принято во внимание отсутствие вышеуказанных оснований для отказа.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При таких обстоятельствах, в нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, департаментом имущественных отношений Краснодарского края в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером <...>.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая, что отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края в утверждении схемы расположения земельных участков нарушает права административного истца, препятствует исполнению им условий предварительного договора, суд первой инстанции обоснованно признал его незаконным и, в целях восстановления нарушенных прав, правильно удовлетворил административный иск ФИО1
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Довод апелляционной жалобы о законности отказа в утверждении схемы расположения земельных участков является несостоятельным, так как был исследован судом первой инстанции и мотивированно отклонен.
Довод апелляционной жалобы о подведомственности настоящего дела арбитражному суду ввиду того, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, не может повлечь отмену обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
- об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Из материалов административного дела следует, что предварительный договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка площадью <...> кв.м, который является частью земельного участка с кадастровым номером <...>, был заключен ФИО1 как физическим лицом, а не как индивидуальным предпринимателем.
Для исполнения данного договора по заказу ФИО1 была изготовлена схема расположения земельных участков.
Основанием для обращения ФИО1 в суд с настоящим административным иском явился отказ департамента в утверждении вышеуказанной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В связи с чем, требования административного истца не связаны с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для восстановления ФИО1 пропущенного процессуального срока на подачу административного иска, не может повлечь отмену обжалуемого решения суда, так как получил должную оценку в решении. (л.д. 135).
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 09 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: