Судья Мох Е.М. Дело № 33а-3164/2019
Категория189а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2019 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А.,
судей Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Н.Г., Л.Г. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании совершить действия,
по апелляционной жалобе Н.Г., Л.Г. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 мая 2019 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., пояснения административного истца Н.Г., поддержавшего доводы жалобы и полагавшего решение подлежащим отмене, представителя административного ответчика Ю.С., возражавшей против доводов жалобы, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
В марте 2019 Н.Г., Л.Г. обратились в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением и, с учетом уточненных исковых требований, просили признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление, Севреестр) об отказе в государственной регистрации права собственности от 09.04.2019 № на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о регистрации права на указанный объект недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18.12.2015 о признании права собственности они обратились в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес>. 10.01.2019 государственный регистратор вынес уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в срок до 09.04.2019, ссылаясь на то, что сведения об объекте недвижимого имущества по вышеуказанному адресу не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. 09.04.2019 ответчиком вынесено решение, оформленное Сообщением об отказе в государственной регистрации права, в связи с неустранением причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации прав. Однако данное решение истцы считают незаконным и нарушающим их права, поскольку последние не имеют возможности устранить указанные в уведомлении о приостановлении причины, так как предоставление технического плана на здание, расположенное по вышеуказанному адресу невозможно в связи с тем, что земельный участок, на котором оно расположено, не передан ни в собственность, ни в аренду.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы апеллянты ссылаются на то, что в обжалуемом решении, как и в оспариваемом отказе в осуществлении регистрации права, не указано ни на одно доказательство, подтверждающее возможность истцов предоставить технический план жилого дома. При этом при рассмотрении данного дела истцы предоставили технический паспорт на дом. Кроме того, апеллянты указывают на то, что в обжалуемом решении не приведены нормы права, позволяющие истцам осуществить регистрацию права собственности на жилой дом, административный ответчик в нарушение ст. 62 КАС ПФ не предоставил доказательства законности отказа. Также апеллянты ссылаются на то, что при рассмотрении настоящего дела суд не дал должной правовой оценки представленным истцами доказательствам, не принял во внимание, что обжалуемый отказ противоречит ранее принятому решению Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 10.12.2018.
На данную апелляционную жалобу возражения не поступили.
Административный истец Л.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом. Исходя из положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, в частности являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
В силу частей 1, 4 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно части 1, 9 ст. 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.
В соответствии с пунктами 5, 19 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 27 названного Закона осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов административного дела следует и установлено районным судом, что вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18.12.2015 за Л.Г., Г.Г. признано право на ? долю за каждым в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 118,2 кв.м. по адресу: <адрес>.
21.12.2018 истцы обратились в Управление с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вышеуказанный жилой дом.
Для осуществления указанных государственных услуг истцы в регистрирующий орган предоставили доверенность от 10.07.2018, вышеуказанное решение суда, квитанцию об оплате государственной пошлины.
Уведомлением Севреестра от 10.01.2019 № осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости приостановлено, поскольку заявителями не представлен необходимый для постановки на кадастровый учет документ (технический план на объект на объект недвижимости), согласно данным ЕГРН сведения об объекте недвижимого имущества по вышеуказанному адресу отсутствуют в ЕГРН не внесены.
Поскольку в установленный Уведомлением о приостановлении государственной регистрации срок в Управление не поступило каких-либо документов, свидетельствующих об устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, в связи с чем 09.04.2019 административном ответчиком на основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Н.Г. и Л.Г., суд первой инстанции проанализировав вышеизложенные обстоятельства и нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, исходил из того, что оспариваемое решение принято государственным регистратором Управления в пределах своих полномочий и соответствуют закону, в связи с чем правовые основания для признания данного решения незаконным отсутствуют.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 4, ч. 5 ст. 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Требования к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 953, в соответствии с пунктом 21 которых технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, предусмотрено, что в записи кадастра недвижимости о помещении указываются кадастровый номер здания, сооружения, в котором расположено помещение (пункт 35).
Вместе с тем заявителями в Управление при подачи вышеуказанного заявления не был предоставлен технический план на дом, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ссылки апеллянта на технический паспорт, составленный КП «БТИ и ГРОНИ» Севастопольского городского Совета от 28.09.2012 на самовольно выстроенный жилой дом 1994 года постройки, не влекут отмену обжалуемого решения, поскольку данный технический паспорт не предоставлялся заявителями при подачи заявления о государственной регистрации прав, не был предметом оценки государственного регистратора.
Решение Севреестра о приостановлении осуществления кадастрового учёта указанного объекта недвижимости от 02.04.2019 административными истцами не оспорено.
При таком положении, учитывая, что на момент рассмотрения заявления у государственного регистратора отсутствовали сведения о техническом учете принадлежащего Н.Г. и Л.Г. здания, не поставленного на кадастровый учет, то у регистрирующего органа имелись правовые препятствия для государственной регистрации прав на него.
Признание судом права собственности Н.Г. и Л.Г. на спорный объект не свидетельствует о наличии у регистрирующего органа безусловной обязанности по осуществлению государственной регистрации прав, поскольку в соответствии со статьей 58 Закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, то есть, при предоставлении технической документации на такой объект и нахождение его на учёте в ГКН.
В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административных истцов в данном случае отсутствует. Сама по себе иная оценка авторами апелляционной жалобы норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела не может служить основанием к отмене или изменению правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Н.Г., Л.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи