ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3171/2021 от 12.10.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33а-3171/2021 судья Казгалеева М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2021 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

судей Исаковской Э.Л., Голомидовой И.В.,

при секретаре Павловой Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Узловский район на решение Узловского городского суда Тульской области от 23 июня 2021 года по делу по иску Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район об обязании принять меры по приведению детских игровых площадок в соответствие с нормативом.

Заслушав доклад судьи Исаковской Э.Л., судебная коллегия

установила:

Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Узловский район об обязании принять меры по приведению детских игровых площадок в соответствие с нормативом.

В обоснование заявленных требований указал на то, что связи с публикацией в средствах массовой информации статьи «Жители Узловой просят привести новую площадку в порядок» прокуратурой города проведена проверка в сфере исполнения законодательства, регламентирующего устройство детских игровых площадок, в части оснащения их ударопоглощающим покрытием. В ходе обследования игровых площадок, проведенного с привлечением представителя администрации муниципального образования и специалиста Ростехнадзора по Тульской области, установлено несоответствие требованиям безопасности малых архитектурных форм, детских игровых площадок города Узловая, расположенных у домов <адрес>, у дома <адрес>. А именно, по всей зоне приземления с горки отсутствует ударопоглощающее покрытие при высоте свободного падения. По результатам проверки главе администрации муниципального образования Узловский район было внесено представление об устранении нарушений законодательств, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Истец считает, что установка детского оборудования, не принятого в эксплуатацию, создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних детей. С учетом изложенного, просил обязать администрацию муниципального образования Узловский район принять меры по приведению детских игровых комплексов, расположенных по адресам: <адрес> в нормативное состояние в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, установить ударопоглощающее покрытие.

Решением Узловского городского суда Тульской области от 23 июня 2021 года исковые требования Узловского межрайонного прокурора удовлетворены.

Постановлено обязать администрацию муниципального образования принять меры по приведению в нормативное состояние в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детских игровых комплексов, расположенных по адресу:

<адрес>

<адрес>,

<адрес>

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Узловский район Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 08 сентября 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Узловский район передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора Тульской области Чебоксаровой О.В., представителя администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Панкрушиной Т.С., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановленного по делу судебного решения.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно положениям ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с условиями софинансирования, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», постановлением Администрации Тульской области от 9.10.2017 № 457 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Формирование современной городской среды на территории Тульской области» администрацией МО Узловский район принято Постановление № 467 от 26.04.2018 об утверждении муниципальной программы муниципального образования Узловский район «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы».

Паспорт Программы МО Узловский район (Приложение 1) в целях повышения уровня благоустройства территории муниципального образования предусматривает благоустройство дворовых территорий (раздел 1, п.6). Источники финансирования Программы, как ресурсного, так и финансового являются федеральный бюджет, бюджет Тульской области, софинансирование населения, бюджет муниципального образования Узловский район. Финансовое участие граждан в реализации программы предусмотрено в объеме не менее 1,0% от общей стоимости дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий. Ответственный исполнитель реализации программы – Комитет по муниципальному контролю, благоустройству, транспорту и дорожному хозяйству администрации МО Узловский район. В адресный перечень объектов, включаемых в муниципальную программу, внесены дворовые территории домов <адрес>

Постановлением № 389 от 27.03.2019 название Программы изменено - «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы».

Постановлением № 358 от 19.03.2019 дворовые территории по адресу: <адрес> включены в программу на 2019 год; дворовые территории по адресу: <адрес> соответствии с Постановлением № 662 от 12.05.2020 включены в Программу на 2020 год.

В порядке реализации программы администрацией МО Узловский район (заказчик) с ООО «ТЕРРА» (поставщик) заключены муниципальные контракты на поставку детского оборудования:

№ 282 от 7.12.2020 - по адресу: <адрес>, стоимостью 84000 руб. Согласно Спецификации (Приложение № 1), в состав детского оборудования включено: горка детская Romana 110.23.00, 2570*640*2055, качели Romana 108.54.00, 1799х1453х2080 (т.1 л.д.39-61).

№ 283 от 7.12.2020 - по адресу: <адрес>, стоимостью 184000 руб. Оборудование представляет собой детский игровой комплекс Romana 101.06.00 стандартный, 4680х4540х4040 (горка, стойка, лаз круговой, лестница, рукоход-змейка, скалолаз, перекладина) (т.1 л.д.62-85).

В соответствии с муниципальным контрактом № 305 от 14.12.2020 ООО «ТЕРРА» обязался поставить детское игровое оборудование по адресу: <адрес>, стоимостью 419504,22 руб. В состав детского игрового оборудования включено: детский игровой комплекс Romana 101.36.02 (три горки, лестница для лазания), песочница Romana 109.01.02, качалка на пружине Romana 108.29.00-02, спорткомплекс Romana 204.06.00. Источник финансирования – бюджет МО Узловский район, в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды», реализация национального проекта «Жилье и городская среда».

По муниципальным контрактам №№ 282,283 ООО «ТЕРРА» приняло на себя обязательства по сборке и установке оборудования, что закреплено в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью договоров. Согласно п.3.1, приемка товара осуществляется после его сборки и установки; цена контракта, в силу п.5.2, кроме прочего, включает стоимость сборки и установки, расходы на установку.

В силу п.2.7 муниципальных контрактов №№ 282,283, 305, право собственности на товар переходит от поставщика к заказчику с даты приемки товара заказчиком и подписания Акта приема-передачи товара без претензий.

23.11.2020 администрацией МО Узловский район в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» заключен контракт № 262 с ООО «Равновесие» на выполнение работ по устройству детской площадки по адресу: <адрес>, стоимостью 598045,80 руб.

В соответствии с Приложением №1 перечень объектов составляет: горка детская игровой площадки, качели детские игровой площадки, качалка детская игровой площадки, игровой комплекс. В соответствии с Локальной сметой (п.3.1 контракта) установка детского игрового комплекса осуществляется силами Подрядчика. Источник финансирования в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды» - средства бюджета Тульской области и муниципального образования.

Поставленное и установленное ООО «ТЕРРА» оборудование по муниципальным контрактам №№ 282 и 283 от 7.12.2020, а также, поставленное по контракту № 305 от 14.12.2020, принято от имени заказчика уполномоченным лицом администрации МО Узловский район, которым 16.12.2020 подписаны акты приема-передачи (без претензий), счета-фактуры (универсальный передаточный документ), платежные поручения, копии которых приобщены к материалам дела, оговоренные контрактами суммы перечислены.

Выполнение качества оказанных поставщиком услуг при их принятии по рассматриваемым контрактам удостоверено также экспертом администрации муниципального образования Узловский район, действующим в соответствии с Положением о внутренней экспертизе, утвержденной Постановлением администрации МО Узловский район от 30.01.2014 № 163 (с изм. в соответствии с Постановлением от 08.09.2020 № 13336).

Установка игрового комплекса на детской площадке по адресу: осуществлялась ООО «Управляющая компания «Жилфонд» на основании контракта № 5 от 14.12.2020, заключенного с администрацией МО Узловский район.

Выполнение работ по устройству детской игровой площадки в соответствии с контрактом № 262 от 23.11.2020 принято от ООО «Равновесие» 16.12.2020 комиссией администрации муниципального образования Узловский район. Комиссионное обследование выполнения работ по устройству данной игровой площадки, а также, площадки у <адрес>, проведено с участием уполномоченных лиц от собственников данных многоквартирных домов.

Согласно материалам дела, в опубликованном 25.12.2020 на сайте социальной сети «Вконтакте» телекоммуникационной сети «Интернет» обращении жители Узловой просили привести в порядок новый детский игровой комплекс в квартале 50 лет Октября, указывая, в частности, на его установку с нарушением предусмотренных норм.

Актом от 2.03.2021, составленным помощником Узловского межрайонного прокурора по результатам проверки детского игрового оборудования в квартале 50 лет Октября, установлено, что детский игровой комплекс между домами 22 и 24 снабжен сигнальной лентой красно-белого цвета и табличкой о запрете использования детского оборудования, при этом подход к комплексу свободный; также сигнальной красно-белой лентой огорожены установленные у дома горка и каркас качелей, однако доступ неограниченного круга лиц к горке открыт, сигнальная лента на горке сорвана.

Результатами выездной проверки, проведенной Узловской межрайонной прокуратурой 4.03.2021 с привлечением специалистов администрации МО Узловский район, ООО «ТЕРРА», Ростехнадзора по Тульской области, и осмотра детского игрового оборудования, поставленного по вышеуказанным муниципальным контрактам, установлено, что монтаж и установка оборудования игровых площадок осуществлены с нарушением требований ГОСТ, в том числе, ввиду отсутствия в зоне приземления детских игровых комплексов ударопоглощающего покрытия, оборудование не введено в эксплуатацию; при этом сигнальных лент и объявлений (за исключением комплекса у <адрес>) о том, что комплексы не введены в эксплуатацию, не имеется.

В целях устранения нарушений 9.03.2021 прокурором в адрес главы администрации муниципального образования Узловский район внесено представление с указанием на недостатки детского оборудования, вследствие которых его безопасность не обеспечена, ввиду чего оно не может использоваться по назначению, однако, несмотря на размещение объявлений о запрете, фактически эксплуатируется. Прокурор требовал незамедлительно принять меры по устранению указанных в представлении нарушений, и привести установку ударопоглощающих покрытий игрового оборудования в соответствие с требованиями законодательства.

В ответе от 16.04.2021 заместитель главы администрации МО Узловский район считал представление не подлежащим удовлетворению, указав, что муниципальные контракты по домам в <адрес> заключены исключительно на поставку оборудования, а ударопоглощающее покрытие может быть приобретено отдельно; на момент дачи ответа комплексы не эксплуатируются, обнесены защитными лентами, и будут введены в эксплуатацию с установкой соответствующего нормативным требованиям ударопоглощающего покрытия, поскольку контракты заключены зимой, в силу погодных условий установка покрытия не представилась возможной.

До настоящего времени выявленные нарушения требований государственного стандарта не устранены. Надлежащих доказательств, опровергающих установленные актом обстоятельства, стороной ответчика не представлено.

С учетом приведенных норм, суд сделал правильный вывод о том, что именно администрация муниципального образования Узловский район, принявшая от исполнителей игровые комплексы, предусмотренные муниципальными контрактами, обязана устранить недостатки, связанные с нарушениями требований ГОСТ при их изготовлении и установке.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.

Доводы административного ответчика о том, что вышеуказанное детское оборудование реализуется как отдельный объект товарооборота без ударопоглощающего покрытия, которое приобретается отдельно в зависимости от выбора заказчика, а равно доводы об отсутствии специальных требований к вводу в эксплуатацию детских площадок, являются несостоятельными и фактически противоречат целям национального проекта, направленного на повышение уровня комфортности, создание дополнительных мест отдыха и организацию досуга детей.

Так, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 мая 2016 г. № 326-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2016 г. введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 33602-2015, который устанавливает основные термины, применяемые в системе межгосударственной стандартизации в области оборудования детских игровых площадок, и их определения.

Д

Детская игровая площадка - это специально оборудованная территория, предназначенная для игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие для детской игровой площадки; оборудование для детской игровой площадки - оборудование, установленное на детской игровой площадке, с которым или на котором пользователи могут играть индивидуально или группой по своему усмотрению и правилам.

Покрытием является участок поверхности детской игровой площадки, размерами не менее зоны приземления ребенка, используемый совместно с оборудованием для детских игровых площадок. При этом ударопоглощающим покрытием детской игровой площадки является покрытие детской игровой площадки, обладающее амортизационными свойствами, размерами не менее зоны приземления ребенка, используемое совместно с оборудованием детской игровой площадки. Ударопоглощающее покрытие детской игровой площадки может быть песчаным, гравийным, дерновым, из дробленой древесины, резиновым, синтетическим.

Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены ГОСТом Р 52301-2013, в частности: контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца) (пункты 6.1, 6.2, 6.3).

Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7).

Установка детских игровых комплексов по вышеуказанным адресам осуществлены по муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы» в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Согласно Паспорту национального проекта «Жилье и городская среда», структуру проекта, наряду с проектами «Ипотека», «Жилье», и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», включенных в состав национального проекта, составляет федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Их реализация определена Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».

Согласно Методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры (утв. Приказом Минстроя России № 897/пр № 1128 от 27.12.2019), граждане являются участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры), и в отдельных случаях участвуют в выполнении работ по благоустройству, однако формирование технического задания на благоустройство территорий, проведение торгов, выбор подрядчиков, осуществление финансирования работ по благоустройству и их приемка возложены на органы местного самоуправления (п.1.5); проектирование, строительство, содержание и эксплуатацию площадок различного функционального назначения рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями по охране и поддержанию здоровья человека (2.7); рекомендуется обеспечить закупку таких горок, качелей, игрового качалок, каруселей, канатных дорог, игровых комплексов (городков), в том числе при выборе песочниц, игровых домиков, лабиринтов, которые имеют сертификат соответствия требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза; предусмотреть у приобретаемого оборудования наличие сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) (п.4.3.2, 4.3.7 Методических рекомендаций).

В соответствии с ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Общие требования (утв. и введен Приказом Росстандарта от 24.06.2013 № 182-ст), монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами (4.1); оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей (4.2). В случае если безопасная установка оборудования не завершена, ударопоглощающее покрытие не выполнено или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность, запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (4.3); перед вводом в эксплуатацию предусмотрены осмотр и проверка оборудования (п.6.4); на оборудование должна быть нанесена маркировка, обозначающая требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (7.8). Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 1176-7:2008. Все приведенные национальные стандарты в части оборудования зоны приземления действуют в нормативном единстве с ГОСТ Р 52169-2012.

Как установлено судом, закупка и установка всех рассматриваемых игровых комплексов в рамках реализации муниципального проекта была осуществлена администрацией муниципального образования Узловский район на основании муниципальных контрактов.

В связи с чем, доводы ответчика о том, что собственники помещений многоквартирного дома в силу ст.39 Жилищного кодекса РФ обязаны оборудовать детские площадки ударопоглощающим покрытием, в данном случае являются ошибочными, поскольку доказательств принятия ответчиком оборудования детских площадок в эксплуатацию в соответствии с вышеуказанными требованиями и последующей их передачи в установленном порядке в управление и содержание собственникам помещений многоквартирных домов, а равно управляющих компаний, суду не представлено.

Ненадлежащее обустройство детских игровых площадок, не принятых в эксплуатацию, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе, детей, ввиду повышения риска возникновения травмирующих ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Узловского городского суда Тульской области от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Узловский район – без удовлетворения.

В соответствии с ч.2 ст.318, ч.1 ст.319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи