ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3174/19 от 25.04.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-3174/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 25 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Матыциной Е.И.,

при секретаре Красниковой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юниной Ю.В. к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Оренбургском районе о признании незаконным решения об отказе в выдаче справки, подтверждающей право на бесплатное получение в собственность земельного участка, обязании поставить на учет в целях предоставления земельного участка,

по апелляционной жалобе Юниной Ю.В. на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И., судебная коллегия

установила:

Юнина Ю.В. обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ к ГБУ социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее - ГБУ социального обслуживания «КЦСОН» в Оренбургском районе) от 27 июня 2018 года № 15 в выдаче справки, подтверждающей право на бесплатное получение в собственность земельного участка, и обязать административного ответчика поставить ее многодетную семью на учет в целях предоставления земельного участка. В обоснование требований указала, что в связи с рождением третьего ребенка - ФИО(дата), 05 июня 2018 года она обратилась через МФЦ г. Оренбурга с заявлением в ГБУ социального обслуживания «КЦСОН» в Оренбургском районе о выдаче справки, подтверждающей право на бесплатное получение земельного участка в собственность в соответствии с Законом Оренбургской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Оренбургской области» от 22 сентября 2011 года № 413/90-VОЗ (далее закона), представив все необходимые документы.

По результатам рассмотрения ее заявления ГБУ социального обслуживания Оренбургской области «КЦСОН» в Оренбургском районе 27 июня 2018 года принято решение об отказе в выдаче справки, подтверждающей право на бесплатное получение в собственность земельного участка, в связи с отсутствием оснований для отнесения административного истца к категории лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года, поскольку на момент подачи документов у одного из несовершеннолетних детей отсутствовала регистрация на территории Оренбургской области, а также предоставлением не полного пакета документов.

Данный отказ считает незаконным, поскольку на момент обращения с заявлением ею были сданы документы на регистрацию ее ребенка по месту жительства и само по себе отсутствие регистрации одного из членов семьи в пределах Оренбургской области не является препятствием в предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с Законом Оренбургской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Оренбургской области».

С учетом уточнения предмета иска просила суд признать незаконным отказ ГБУ социального обслуживания Оренбургской области «КЦСОН» в Оренбургском районе от 27 июня 2018 года № 15 в предоставлении бесплатного участка в соответствии со ст.2 п.3 Закона Оренбургской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Оренбургской области»;

обязать ГБУ социального обслуживания Оренбургской области «КЦСОН» в Оренбургском районе поставить многодетную семью Юниной Ю.В. на учет в целях предоставления земельного участка.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2019 года административное исковое заявление Юниной Ю.В. оставлено без удовлетворения.

С таким решением не согласилась Юнина Ю.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить по мотивам незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения норм материального права. Полагает, что выводы суда о том, что на момент обращения с заявлением обязательным условием бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков являлось наличие у детей регистрации по месту жительства на дату обращения с заявлением, являются неверными. В силу Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан РФ имеет уведомительный характер, и отражает факты прибытия гражданина РФ в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства. Согласно ст. 3 Закона отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Данная позиция также отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 года № 4-П. Отсутствие регистрации одного члена семьи не может являться препятствием предоставления земельного участка в собственность. Сведения о регистрации по месту жительства ребенка были предоставлены административному ответчику в период рассмотрения заявления о выдаче справки. 06 июня 2018 года старшая дочь достигла совершеннолетия, поэтому повторно не обращалась с заявлением о выдаче справки. Выводы суда о пропуске процессуального срока без уважительных причин являются неверными, поскольку первоначально с административным заявлением в установленный нормами КАС РФ срок, административный истец обратилась в Оренбургский районный суд, после получения определения судьи о возврате искового заявления, она обратилась в суд с соблюдением правил подсудности в течение установленного трехмесячного срока, наличие на иждивении несовершеннолетних детей является уважительной причиной пропуска срока.

Административный истец Юнина Ю.В. и ее представитель Буачидзе М.В. в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2019 года отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГБУ социального обслуживания «КЦСОН» в Оренбургском районе в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку Юниной Ю.В. представлен не полный пакет документов, не представлены: свидетельство о рождении Юниной Ю.В., свидетельство перемене фамилии, свидетельство о расторжении брака, страховой номер индивидуального лицевого счета ФИО, Юниной Ю.В.. На момент подачи заявления ФИО не имела регистрации на территории Оренбургской области. В связи с чем отсутствовали правовые основания для отнесения заявителя к категории лиц, перечисленных в пп.3 п.1 ст.2 Закона. Решение об отказе в выдаче справки ГБУ социального обслуживания Оренбургской области «КЦСОН» в Оренбургском районе получено Юниной Ю.Ю. 02 июля 2018 года, что подтверждается собственноручной подписью в получении. В суд Юнина Ю.В. обратилась только 20 ноября 2018 года, то есть за пределами предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Заслушав судью-докладчика, административного истца, его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Льготный порядок предоставления земельных участков многодетных семьям, проживающим в Оренбургской области, установлен Законом Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», который регулирует правоотношения по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Оренбургской области в целях бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона № 413/90-V-ОЗ (в редакции Закона от 05 марта 2018 года № 842/217-VI - ОЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), право на бесплатное предоставление земельных участков имели граждане, являющиеся членами многодетной семьи, если на дату подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка бесплатно одновременно соблюдены следующие условия:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители (один из родителей) либо одинокая мать (отец), с которыми совместно проживают трое и более детей, зарегистрированы на территории Оренбургской области не менее 10 лет;3) трое и более детей многодетной семьи зарегистрированы на территории Оренбургской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, предоставленных для целей жилищного строительства на территории Оренбургской области.

В целях реализации закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года принято Постановление Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2011 года № 1249-п которым был утвержден Порядок подтверждения права на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с Законом Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» и учета лиц, подтвердивших указанное право.

Указанным Порядком определена процедура выдачи справок, подтверждающих право на бесплатное предоставление земельных участков, а также определено, что уполномоченным органом по выдаче справок, подтверждающих право на бесплатное получение земельного участка в собственность является ГБУ социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» который принимает решение о выдаче или отказе в выдаче гражданину справки, подтверждающей право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

Согласно п. 7 Порядка решение об отказе в выдаче справки принимается в случае отсутствия оснований для отнесения гражданина к категориям лиц, перечисленным в п. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-ОЗ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции административный истец – Юнина Ю.В. является матерью: ФИО1(дата) года рождения, ФИО2, (дата) года рождения и ФИО, (дата) года рождения.

05 июня 2018 года Юнина Ю.В. обратилась через МФЦ г. Оренбурга с заявлением о выдаче справки, подтверждающей право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

06 июня 2018 года документы были переданы на рассмотрение в ГБУ СО «КЦСОН» в Оренбургском районе.

06 июня 2018 года ФИО1 достигла совершеннолетия.

На момент обращения с заявлением о выдаче справки, ФИО(дата) года рождения, регистрации на территории Оренбургской области не имела.

Юниной Ю.В. представлен не полный пакет документов, а именно не представлены документы о перемене фамилии с ФИО3 на Юнину Ю.В., свидетельство о расторжении брака с ФИО4, страховой номер индивидуального лицевого счета.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия ГБУ СО «КЦСОН» в Оренбургском районе 27 июня 2018 года решения об отказе в выдаче справки, подтверждающей право на бесплатное получение земельного участка, поскольку на момент обращения с заявлением отсутствовали основания для отнесения гражданина к категории лиц, перечисленных в п. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, руководствовался тем, что на момент обращения с заявлением о выдаче справки, то есть на 05 июня 2018 года Юнина Ю.В. не отвечала критериям, указанным в законе, в том числе ввиду отсутствия на дату обращения с заявлением о выдаче справки регистрации одного из несовершеннолетних детей на территории Оренбургской области, в связи с чем ГБУ СО «КЦСОН» в Оренбургском районе обоснованно принял решение об отказе в выдаче справки в соответствии с п. 7 Порядка. Также суд пришел к выводу о том, что изменения Закона от 22 сентября 2011 года, вступившие в силу 12 июля 2018 года, в части критериев отнесения к категории граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность, а именно наличие места жительства на территории Оренбургской области, не является основанием для признания незаконным решения вынесенного уполномоченным органом 27 июня 2018 года, поскольку в силу ст.4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, прямо предусмотренных законом. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске заявителем срока обращения в суд.

Оценив установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда первой инстанции не имелось.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как указано выше условия, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области определены Законом Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Для постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, граждане в течение одного месяца с момента получения справки, подтверждающей право на бесплатное получение в собственность земельного участка (далее - справка), обращаются в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа, муниципального района Оренбургской области на территории которого они зарегистрированы, с заявлением о постановке на учет с указанием цели (целей) предоставления земельного участка в собственность бесплатно (ст. 2.1 Закона в редакции на момент обращения с заявлением).

Пунктом 9 Постановления Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2011 года №1249-П также предусмотрено, что гражданин в течение одного месяца с момента получения справки обращается с заявлением в уполномоченный орган (орган местного самоуправления городского округа, муниципального района Оренбургской области) для включения в реестр граждан на получение бесплатных земельных участков.

Таким образом, право постановки многодетной семьи на учет носит заявительный характер, сама постановка на учет осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. В этой связи оснований для удовлетворения иска к ГБУ социального обслуживания «КЦСОН» в Оренбургском районе об обязании поставить семью Юниной Ю.В. на учет в целях предоставления земельного участка, не имелось, решения об отказе в предоставлении земельного участка административным ответчиком не принималось.

Как следует из материалов дела решение об отказе в выдаче справки, подтверждающей право на бесплатное получение в собственность земельного участка от 27 июня 2018 года, получено Юниной Ю.В. 02 июля 2018 года (л.д. 89).

04 октября 2018 года, с пропуском установленного срока, Юнина Ю.В. обратилась с административным иском, поданным с нарушением правил подсудности в Оренбургский районный суд, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте (л.д. 12).

05 октября 2018 года определением Оренбургского районного суда указанное заявление возвращено Юниной Ю.В..

С настоящим административным исковым заявлением Юнина Ю.В. обратилась в суд только 20 ноября 2018 года, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока Юниной Ю.В. ни суду первой, ни апелляционной инстанции не представлено, исходя из обстоятельств дела, оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с заявленными требованиями, не имеется.

Обращение с иском с нарушением правил подсудности и наличие несовершеннолетних детей на иждивении к уважительным причинам пропуска срока обращения в суд отнесено быть не может.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований административного истца в связи с пропуском срока обращения в суд, оснований для иной оценки установленных обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются во внимание, так как пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для оставления административного искового заявления без удовлетворения.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2019 года оставить без изменения, жалобу Юниной Ю.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: