Дело № 33а-3190/2017
Судья Первушин Ю.Н.
Докладчик Никитина Г.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Никитиной Г.Н.
судей Коневой Ю.А., Разуваевой А.Л.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 13 апреля 2017 года административное дело по апелляционной жалобе председателя Совета депутатов Убинского района Новосибирской области на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 12 января 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов Убинского района Новосибирской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления, которым постановлено признать незаконным решение административного ответчика - Совета депутатов Убинского района Новосибирской области № 78 от 27.09.2016 года о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО1
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никитиной Г.Н., объяснения представителей Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО1 и его представителей ФИО4, ФИО5, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением суд о признании незаконным решения органа местного самоуправления к Совету депутатов Убинского района Новосибирской области обратился, указывая, что Советом депутатов Убинского района Новосибирской области (третьего созыва) от 27.09.2016 года на заседании очередной восьмой сессии было принято решение № 78 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО1.
В обоснование заявленных требований указывает, что основанием для рассмотрения данного вопроса на сессии послужило представление и.о. прокурора Убинского района от 22.09.2016 года об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано, что ФИО1 не представил справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего несовершеннолетнего сына Н., то есть нарушил обязанность, предусмотренную о ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции». Указанное представление содержало требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1.
Прокуратура Убинского района в ходе проверки установила лишь отсутствие справки о доходах несовершеннолетнего сына ФИО1, однако причины отсутствия указанной справки в Совете депутатов Убинского района Новосибирской области не устанавливались. Не уставлено указанных причин и Советом депутатов. Более того, нет каких-либо достоверных доказательств отсутствия указанного документа.
07.10.2016 года ФИО1 о своем досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области обратился в прокуратуру Новосибирской области.
В ходе проведенной проверки прокуратурой Новосибирской области было установлено, что прием справок о доходах депутатов совета депутатов Убинского района Новосибирской области за 2015 год осуществлялся в порядке, определенном постановлением главы администрации Убинского района Новосибирской области от 10.12.2014 года № 91 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и лицами, замещающими муниципальные должности в Убинском районе Новосибирской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», и на основании распоряжения совета депутатов Убинского района Новосибирской области от 18.03.2016 года № 10-р «О назначении ответственного за прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от депутатов совета депутатов Убинского района Новосибирской области третьего созыва». Прием справок в соответствии с указанными нормативными актами должна была осуществлять главный специалист Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО6, которая в период с 20.04.2016 года по 25 04.2016 года находилась в отпуске.
На период отсутствия ФИО6 ее обязанности по приему справок о доходах депутатов ни на кого не были возложены, в связи с чем 25.04.2016 года председатель Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО2 лично принял от ФИО7 которая является сестрой ФИО1, справки о доходах ФИО1 и членов его семьи в составе супруги и двоих детей.
Согласно объяснениям ФИО7, справки о доходах были сданы председателю Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО2 в количестве четырех штук, то есть одна на ФИО1, вторая на его супругу и еще две справки, соответственно на двоих детей, в том числе Н.. Однако председатель Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО2 отрицает получение от ФИО7 четырех справок о доходах ФИО1 и членов его семьи, утверждает, что принял три справки.
Таким образом, не возможно подтвердить или опровергнуть факт непредставления справки о доходах на несовершеннолетнего сына Николая. Изложенные обстоятельства исключают наличие у ФИО1 умысла на не соблюдение обязанности по представлению сведений о доходах на несовершеннолетнего сына Н. и его вину в отсутствие этих сведений в совете депутатов Убинского района Новосибирской области.
Достоверно не установив нарушение закона Koндрюковым М.В., 27.09.2016 года совет депутатов Убинского района Новосибирской области досрочно прекратил его полномочия, как депутата.
Учитывая изложенное, требования ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления г Российской Федерации», согласно которой полномочия депутата досрочно прекращаются в случае не соблюдения им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», применены в отношении ФИО1 необоснованно.
Кроме того, Советом депутатов Убинского района Новосибирской области не принят порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, претендующими на замещение муниципальных должностей и замещающими муниципальные должности в Совете депутатов Убинского района Убинского района Новосибирской области. Обязанность по принятию такого порядка предусмотрена ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Пункт 4 статьи 5 указанного Федерального закона предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Руководствоваться принятыми администрацией Убинского района Новосибирской области порядком представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, недопустимо.
В отсутствие порядка представления сведений о доходах депутатами Совета депутатов Убинского района Новосибирской области применение такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата не может являться обоснованным.
Таким образом, решение совета депутатов Убинского района Новосибирской области о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области нарушает его права и законные интересы, а именно право беспрепятственно осуществлять свои полномочия, как депутата совета депутатов Убинского района Новосибирской области.
Так же оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству РФ, а именно Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральному закону от 25.12.2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился председатель Совета депутатов Убинского района Новосибирской области, просит решение районного суда отменить полностью и принять по делу новое решение.
Ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.
Автор жалобы указывает, что Совет депутатов Убинского района Новосибирской области при приеме сведений о доходах, об имуществе и обязательства обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководствовался Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в Убинском районе Новосибирской области сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным постановлением Главы Убинского района новосибирской области от 10.12.2014 г. № 91. Кроме того, суд не учел, что Порядок предоставления сведений установлен Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственный должности Российской Федерации сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558.
Кроме того, суд первой инстанции установил сам факт передачи справок о доходах главе администрации ФИО2, но не факт приема этих справок главой. При этом суд принял во внимание пояснения, как самого административного истца, так и свидетеля ФИО8, но не учел пояснения специалиста администрации, ответственной за прием данных сведений и пояснения ФИО2, который утверждал о том, что получил от ФИО8 четыре справки, а не три. Полагает, что судом необоснованно не были учтены данные обстоятельства. Кроме того, антикоррупционное законодательство Российской Федерации не устанавливает обязанность каким-либо образом фиксировать прием данных сведений, но на основании сложившейся практики единственным подтверждением сдачи сведений о доходах служит отметка о получении ответственного лица. ФИО1 не представил доказательств сдачи сведений о доходах своего несовершеннолетнего сына Н., в Совете депутатов данная справка отсутствует, и суд первой инстанции не установил, что послужило основанием отсутствия указанной справки.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 218 КАС РФ.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного округа местного самоуправления нового созыва.
Судом установлено, что 22 сентября 2016 года в совет депутатов Убинского района Новосибирской области поступило представление прокурора Убинского района Новосибирской области «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано, что ФИО1 не представил справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего несовершеннолетнего сына Н., то есть нарушил обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 ФЗ «О противодействии коррупции». Представление содержало требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1
Согласно протоколу № 10 заседания комиссии по мандатным вопросам, этике депутатов, законодательству, взаимодействию с органами местного самоуправления и общественными организациями Совета депутатов Убинского района Новосибирской области от 27 сентября 2016 года было принято решение мандатной комиссией рассмотрение представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции перенести на внеочередную сессию ввиду не установления причин отсутствия декларации.
Решением восьмой сессии Совета депутатов Убинского района Новосибирской области № 78 от 27.09.2016 года прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов Убинского района Новосибирской области ФИО1 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции».
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что ФИО1 не представил справку о доходах своего сына не имеется. В Совете депутатов Убинского района Новосибирской области отсутствует порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Совете депутатов Убинского района Новосибирской области.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконности принятого сессией Совета депутатов Убинского района Новосибирской области решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1
Согласно частей 6,7 статьи 20 Устава Убинского района Новосибирской области решение Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета депутатов- не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Депутата, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции».
Как следует из протокола заседания восьмой сессии Совета депутатов Убинского района Новосибирской области от 27 сентября 2016 года в повестку дня сессии был дополнительно включен вопрос «О досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1» по предложению председателя Совета депутатов Убинского района Новосибирской области в связи с представление прокурора Убинского района Новосибирской области.
Согласно ч. 3 ст. 29 Регламента Совета депутатов Убинского района Новосибирской области предложение о включении в повестку дня сессии дополнительного вопроса о проекте решения вносится комиссией (согласно направлению ее деятельности) либо депутатом Совета депутатов с соблюдением необходимых в этом случае требований, установленных муниципальными правовыми актами и настоящим Регламентом.
Предложение депутата Совета депутатов, комиссии о включении в повестку дня сессии дополнительного вопроса, требующего принятия Советом депутатом решения Совета депутатов, рассматривается при наличии подготовленного проекта решения Совета депутатов, информации, материалов к проекту.
Таким образом, председатель Совета депутатов Убинского района Новосибирской области вправе вносить предложение о включении в повестку дня сессии дополнительные вопросы. Однако данное предложение может быть рассмотрено при наличии не только проекта решения, но информации и материалов к проекту, необходимых для принятия решения.
Судебная коллегия полагает, что таких материалов, которые бы с достоверностью подтверждали факт нарушения законодательства о противодействии коррупции со стороны депутата ФИО1 представлено не было.
Как установлено судом, на рассмотрение депутатов было представлено представление прокурора Убинского района Новосибирской области «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», из которого следует, что ФИО1 не представил справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего несовершеннолетнего сына Н., то есть нарушил обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 ФЗ «О противодействии коррупции». В своем представлении прокурор рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1
Сам ФИО1 утверждал, что свою обязанность по предоставлению сведений о доходах исполнил.
При рассмотрении указанного вопроса на заседании сессии Совета депутатов достоверно не было установлено нарушение закона ФИО1, решение принято на основании противоречивых пояснений должностных лиц Совета депутатов, так и депутатов. При этом на сессии не исследовались представленные ФИО1 декларации, с целью выяснения вопроса каким образом были приняты данные декларации, какие на них имеются отметки, если имеются, не выяснялся вопрос каким способом были заполнены декларации, имеется ли возможность проверить обстоятельства, на которые ссылался ФИО1, не было принято во внимание то обстоятельство, что контроль за делопроизводством, связанным со сдачей депутатами сведений о доходах не осуществлялся, о чем был сделан вывод на заседании комиссии по мандатным вопросам.
То обстоятельство, что оспариваемое решение было принято без достаточных к тому оснований следует из представления заместителя прокурора области Мандрыко В.И. от 18.11.2016 г. внесенного на основании обращения ФИО1, согласно которого по результатам проверки было установлено, что сделанные и.о. прокурора Убинского района в представлении от 22.09.2016 года выводы о нарушении ФИО1 требований законодательства о противодействии коррупции не подтверждены материалами проверки. При проведении прокуратурой области проверки не удалось подтвердить либо опровергнуть факт не представления последним справки о доходах на несовершеннолетнего сына, что исключает наличие у ФИО1 умысла на несоблюдение обязанности по представлению сведений о доходах на несовершеннолетнего сына и его вину в отсутствие этих сведений в Совете депутатов Убинского района.
Комиссия по мандатным вопросам Совета депутатов Убинского района Новосибирской области также пришла к выводу об отсутствии достаточных доказательств непредставления ФИО1 сведений о доходах на несовершеннолетнего сына Николая и решила перенести рассмотрение этого вопроса на внеочередную сессию до выяснения обстоятельств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение принято преждевременно, без достаточных к тому оснований, а потому не может быть признано законным.
Судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции о том, что на период отпуска ФИО6, ответственного за прием сведений о доходах депутатов, не был решен вопрос о возложении обязанностей на иное лицо, что подтверждает факт отсутствия учета, контроля и сохранности представленных депутатами сведений о доходах в Совете депутатов Убинского района Новосибирской области на момент сдачи таких сведений ФИО1, тогда как обязанность по приему и учету представленных сведений возлагается на Совет депутатов. Ответственность за отсутствие надлежащего учета и контроля по приему сведений о доходах не может быть возложена на ФИО1
Представленные сторонами в суд апелляционной инстанции документы на законность принятого решения не влияют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие Порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Совете депутатов Убинского района Новосибирской области не освобождает депутата от обязанности предоставлять депутатом в установленные законом сроки сведения о доходах, поскольку на него такая обязанность возложена федеральным законодательством, не является основанием к отмене решения суда, поскольку, как было отмечено ранее оспариваемое решение вынесено в отсутствие достоверных и достаточных доказательств установления факта не предоставления указанных сведений.
Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам административного истца и ответчика, основываясь на совокупности представленных сторонами доказательств. По существу доводы жалобы сводятся к позиции административного ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела, и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они не опровергают правильность выводов суда и в соответствии со статьей 310 КАС РФ не могут служить основанием к отмене решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.
Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 12 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Совета депутатов Убинского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи