ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3196/2021 от 15.06.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-3196/2021

Строка 3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» июня 2021 года г. Воронеж

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

Председательствующего Сухова Ю.П.,

судей: Андреевой Н.В., Сошиной Л.А.,

при секретаре Тезиковой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зубкова Льва Александровича на решение Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 10 февраля 2021 года по административному делу № 2а-602/2021 по административному исковому заявлению Зубкова Льва Александровича к МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения,

заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Сухова Ю.П., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда,

(судья районного суда Курындина Е.Ю.),

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец Зубков Л.А. обратился в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконным решение МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области об отказе изменить регистрационные данные прицепа <данные изъяты> в связи со сменой владельца,

- возложить на МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области обязанность внести изменения в регистрационные данные вышеуказанного прицепа, выдать новому владельцу Зубкову Л.А. паспорт транспортного средства, новый государственный регистрационный знак взамен устаревших, свидетельство о регистрации прицепа.

В обоснование своих требований истец указал, что приобрел у юридического лица ООО Охранное предприятие «АББ-ЩИТ» транспортное средство - <данные изъяты> стоимостью 5000 руб.

1 октября 2020 г. административный истец обратился с заявлением в МРЭО ГИБДД №2 о внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - прицепа <данные изъяты>, с выдачей ПТС, нового государственного регистрационного знака.

После рассмотрения заявления Зубкову Л.А. отказано во внесении изменении в регистрационные данные транспортного средства в связи с непредставлением документов, необходимых для совершения регистрационных действий.

Административный истец полагает, что решение об отказе в совершении регистрационных действий МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области является незаконным и не обоснованным, нарушающим его права и законные интересы,

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.179, 180-191).

В апелляционной жалобе Зубков Л.А. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований (т.1 л.д.196-201).

Представители административных ответчиков - ГУ МВД России по Воронежской области, МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области, представители заинтересованных лиц : ООО ТК «Партнер», ООО ОП «АББ – ЩИТ», РЭО ГИБДД ОМВД по Грязенскому району Липецкой области, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положением части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В судебном заседании административный истец Зубков Л.А., доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ОАО «РЖД» Гончарова М.В., - Гончарова М.В., действующая на основании доверенности, при разрешении апелляционной жалобы полагалась на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту сокращенно КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

К регистрационным действиям относится постановка транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные (пункт 1 части 4 статьи 10 названного Федерального закона).

Пунктом 18 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. № 950 установлено, что непосредственное предоставление этой государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.

Как следует из материалов дела и это установлено судом первой инстанции ООО ОП «АББ – ЩИТ» по договору купли – продажи транспортного средства от 06.03.2020 продало Зубкову Л.А. ранее бывшее в эксплуатации транспортное средство (прицеп) – <данные изъяты> года выпуска (т.1 л.д. 11-15).

Данное транспортное средство образовалось путем разукомплектации электростанции передвижной/дизельной <данные изъяты> на основании копии приказа №210О о разукомплектации электростанции и акта разукомплектации (т.1 л.д. 17-18, 19-20).

01.10.2020 Зубков Л.А. обратился в МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства – прицепа <данные изъяты>. К заявлению приложены: регистрационный знак <данные изъяты> тех. талон, договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ с ООО ОП «АББ – ЩИТ» (л.д. 10).

09.10.2020 Зубкову Л.А. в совершении регистрационных действий отказано на основании статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основанием для отказа послужило непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение соответствуют требованиям действующего законодательства.

Свой вывод суд мотивировал тем, что при подаче заявления на совершение регистрационных действий имелись расхождения в сведениях о массе груза в снаряженном состоянии в сведениях, о годе выпуска транспортного средства, а также, что представленные административным истцом документы не содержали сведений о законности перехода права собственности от предыдущих владельцев транспортных средств к обществу с ограниченной ответственностью охранное предприятие «АББ – ЩИТ».

При этом суд дал правовую оценку представленным административным истцом письменным доказательствам: копиям договора поставки от 10.01.2019, в соответствии с которым ООО «Пульсар» (поставщик) обязуется передать в собственность ООО ТК «Партнер» (покупатель) продукцию, находящиеся на хранении у ответственных хранителей, наименование, цена, количество, ассортимент (сортамент) (л.д. 25-26), спецификации №1 на поставленный товар от 10.01.2019 в период с 10.01.2019 по 30.06.2019 (л.д.27-29), договору спецификации №1 к договору от 15.05.2019, заключенного между ООО Торговая Компания «Партнер» и ООО ОП «АББ - ЩИТ», признав их недопустимыми.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм процессуального права.

Согласно статье 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.

При этом требования части 1 настоящей статьи не распространяются на транспортные средства, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность (часть 2 статьи 6 Закона № 283-ФЗ).

Исходя из положений пункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регистрационными данными транспортного средства являются данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы.

К регистрационным данным транспортного средства относятся:

1) государственный регистрационный номер транспортного средства;

2) год выпуска транспортного средства;

3) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства);

4) категория (подкатегория) транспортного средства, на управление которым предоставляется специальное право в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также категория транспортного средства, соответствующая классификации транспортных средств, установленной техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств;

5) идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства;

6) цвет транспортного средства;

7) масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса);

8) данные о владельце транспортного средства;

9) мощность двигателя транспортного средства;

10) экологический класс транспортного средства.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях - также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 50.2 Приказа МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) при совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства в строках "Наименование (ф.и.о.) собственника", "Адрес", указываются данные нового собственника, который приобрел право собственности на транспортное средство; в строке "Дата продажи (передачи)" указывается число, месяц и год совершения сделки, направленной на отчуждение и приобретение права собственности на транспортное средство; в строке "Документ на право собственности" указывается наименование документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство, его номер (если имеется) и дата составления; в строке "Подпись прежнего собственника" проставляется подпись прежнего собственника транспортного средства, а в строке "Подпись настоящего собственника" - подпись нового собственника.

В случаях, когда сделки, направленные на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства, совершались с участием юридических лиц или предпринимателей, являющихся продавцами и (или) покупателями транспортных средств, заполненные строки заверяются оттисками их печатей.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.

Как следует из материалов дела при подаче Зубковым Л.А. заявления на совершение регистрационных действий отсутствовали сведения, предусмотренные пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ (масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса), а также указанный в заявлении год выпуска транспортного средства - ДД.ММ.ГГГГ имел расхождения с годом выпуска – ДД.ММ.ГГГГ, указанного в техническом талоне, карточке учета и базе данных ГИБДД (т. 1 л.д. 41-43).

Согласно техническому талону транспортного средства – прицепа модели ДД.ММ.ГГГГ годом выпуска значится ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

Из карточки учета транспортного средства – прицепа, государственный регистрационный знак , сформированной на основании сведений, содержащихся в базе данных «ФИС ГИБДД – М», владельцем транспортного средства является Воронежская узловая дистанция сигнализации и связи ст. Усмань Липецкой области (л.д. 64).

Учитывая, что представленные административным истцом документы:

- не содержали сведений о законности перехода права собственности от предыдущих владельцев транспортных средств к ООО ОП «АББ – ЩИТ»;

- всеми предыдущими собственниками транспортного средства не были выполнены возложенные на них законодательством Российской Федерации обязанности по регистрации транспортного средства;

- имели существенные расхождения на предмет соответствия регистрационных данных транспортного средства сведениям, указанным в документах (в договоре год выпуска транспортного средства -, а в регистрационных документах – ), то основания для осуществления регистрационных действий у административного ответчика отсутствовали.

С учетом изложенного, действия должностного лица МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области и принятое решение об отказе во внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства от 09.10.2020 является законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями регистрации статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы административного истца о наличии договора купли-продажи транспортного средства и доказанности образования прицепа как транспортного средства в результате разукомплектования, правомерности совершенных сделок с имуществом предыдущими собственниками, были обоснованно отклонены судом первой инстанции как не имеющие значение для данного дела, поскольку такие документы не подтверждают возможность его допуска к участию в дорожном движении.

Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что административный истец не оспаривал того факта что в техническом талоне транспортного средства дата выпуска прицепа – год, а в договоре купли-продажи от 06.03.2020 – , ссылаясь, что фактически имеет место описка.

Вместе с тем, указанные противоречия в документах, в частности, тех которые были выданы в отношении транспортного средства, в установленном законом порядке не были устранены.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.

Доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют его правовую позицию, выраженную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, которая являлась предметом проверки и была отклонена по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зубкова Льва Александровича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии: