ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3228/19 от 21.08.2019 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33а-3228/2019

Судья Воронцова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 21 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Курохтина Ю.А.,

судей Корнеевой А.Е., Карнауховой И.А,

при секретаре Переплётовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихомирова Юрия Владимировича к Министерству юстиции Российской Федерации об отмене распоряжения от 01 июня 2018 года № *** о нежелательности пребывания/проживания в Российской Федерации,

по апелляционной жалобе Тихомирова Юрия Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 13 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 01 июня 2018 года № *** «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» пребывание (проживание) в Российской Федерации Тихомирова Ю.В., являющегося лицом без гражданства, признано нежелательным.

На основании данного распоряжения 19 февраля 2019 года УМВД России по Тамбовской области принято решение о депортации Тихомирова Ю.В. за пределы Российской Федерации.

Тихомиров Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации об отмене указанного акта.

В обоснование заявленных требований указав, что оспариваемое распоряжение принято без учета обстоятельств его личной жизни.

В августе 1992 года Тихомиров Ю.В. вместе со своей семьей, матерью – Диндиной Любовью Юрьевной, 1959 года рождения, и сестрой – Диндиной Снежаной Викторовной, 1986 года рождения, выехали на постоянное место жительство в Россию, в Тульскую область, ***. Впоследствии вся семья переехала в пос. Астафьево Тульской области, где им для постоянного проживания был предоставлен дом. В настоящее время в этом доме проживает его сестра, мать 10 октября 2010 года умерла. Других родственников он ни в Украине, ни в России не имеет. Паспорт гражданина р.Украина или какой-либо иной страны Тихомиров Ю.В. не получал. В Российской Федерации он проживает более 26 лет, с Россией у него сложилась тесная связь: он русский по национальности, язык, культура, обычаи и нравы. В Украине ни родных, ни знакомых у него нет. Нет в Украине и жилья. В России он имеет семью, с 2010 года состоит в гражданских отношениях с гражданкой РФ – Исаевой Е.В.

Приговором Донского городского суда Тульской области от 20 июня 2011 года Тихомиров Ю.В. был осужден по части 4 статьи 111 УК РФ к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Тихомиров Ю.В. считает, что оспариваемое распоряжение нарушает его права на уважение личной и семейной жизни, гарантированные статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 13 июня 2019 года в удовлетворении административного иска Тихомирову Ю.В. отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Тихомировым Ю.В. принесена апелляционная жалоба, в которой автор ставит вопрос об отмене и принятии по делу нового решения, удовлетворив заявленные административные исковые требования.

Полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат международному и российскому законодательству, без учета фактических обстоятельств.

Указывает, что он в десятилетнем возрасте вместе с матерью и сестрой выехали из Украины в Россию и документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Украины, у него не было, поэтому он не может считаться гражданином Украины. При вышеуказанных обстоятельствах не имеется оснований для возбуждения процедуры реадмиссии.

Полагает, что вывод суда первой инстанции не учитывает позицию Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации и положения международного законодательства. Депортацию в страну, где происходят военные действия, Тихомиров Ю.В. расценивает как цель причинения ему физических и моральных страданий. Украинские власти сразу же привлекут к службе в республиканских войсках. В случае отказа от службы вполне реальная опасность быть подвергнутым пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. В момент выезда административного истца из Украины там была стабильная общественно-политическая обстановка, а в настоящее время там не прекращаются военные действия.

Являясь фактически лицом без гражданства, при наличии распоряжения о нежелательности пребывания/проживания в РФ, Тихомиров Ю.В. не только лишен социальных прав, но на него не распространяются никакие обязанности, что не в интересах Российской Федерации.

Конституционное положение о равенстве прав человека и гражданина утрачивает всякий смысл.

Вывод суда первой инстанции обоснован исключительно наличием у административного истца неснятой/непогашенной судимости, однако, с таким выводом согласиться нельзя. Суду не были представлены материалы о намерении совершать в дальнейшем преступления, нет сведений о подготовке совершения преступления, либо склонению других лиц к совершению преступления. Кроме того, за совершенные им деяния, он уже понес наказание.

Тихомиров Ю.В. указывает, что с 27 октября 2018 года по 14 июня 2019 года он был дополнительно лишен свободы, находился в ЦВСИГ УМВД России по г. Тамбову, в изоляции от общества.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.03.2003 №3-П указал, что «непогашенная или неснятая судимость предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления Федеральным законом определенных дополнительных обременений....». Конституционный Суд в названном Постановлении не предписывает в декларативной форме применение определенных ограничений в отношении лиц с непогашенной/неснятой судимостью, а только предполагает возможность их применения. В Определении от 12 мая 2006 года № 155 Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что при решении вопроса о депортации следует исходить из гуманитарных соображений, и указал, что перечень обстоятельств, учитываемых при решении вопроса о депортации, не ограничен.

Принудительное возвращение административного истца в Украину составляет нарушение принципа невмешательства в личную и семейную жизнь, регламентированный статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

У Тихомирова Ю.В. в России есть сестра, а также в России похоронена его мать. В Украине либо в каком-либо ином государстве, у него нет родственников и знакомых.

В связи с невозможностью исполнения депортации административного истца за пределы России, в соответствии с положениями части 4 статьи 2 КАС РФ, полагает, надлежит применить аналогию права, аналогию закона. Так, статья 416 ГК РФ говорит о том, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства юстиции России Кочетова С.Ю. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.

В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции РФ).

Как следует из материалов дела, Тихомиров Ю.В., уроженец Украинской ССР, лицо без гражданства, осужден 20 июня 2011 года Донским городским судом Тульской области по части 4 статьи 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Кроме того, ранее Тихомиров Ю.В. неоднократно привлекался к уголовной ответственности приговором Донского городского суда Тульской области от 04 июня 2008 года по части 1 статьи 228 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы; приговором Белевского районного суда Тульской области от 17 февраля 2005 года по пунктам «а», «в», «г» части 2 статьи 161 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы; приговором Белевского районного суда Тульской области от 03 мая 2001 года по части 1 статьи 213, пункту «д» части 2 статьи 111 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.

19 апреля 2018 года г. ФСИН России в отношении Тихомирова Ю.В., подлежащего освобождению из мест лишения свободы, направлено в Минюст России представление о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 01 июня 2018 г. за № 4016-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Тихомирова Ю.В., лица без гражданства, уроженца Украинской ССР, признано нежелательным.

19 февраля 2019 года УМВД России по Тамбовской области принято решение о депортации Тихомирова Ю.В. за пределы Российской Федерации.

Полномочия Минюста РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации, закреплены в Положении о Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07 апреля 2003 года № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», Министерство юстиции России внесено в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Анализируя соблюдение порядка, процедуры принятия оспариваемого решения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что процедура принятия распоряжения от от 01 июня 2018 г. за № 4016-рн о признании нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации Тихомирова Ю.В., лица без гражданства, уроженца Украинской ССР, соблюдена в полном объеме.

Основанием к вынесению оспариваемого распоряжения послужило совершение Тихомировым Ю.В., лицом без гражданства, уроженца Украинской ССР, на территории Российской Федерации преступления. Указанные обстоятельства, как и сам факт нахождения Тихомирова Ю.В. на территории РФ, создают реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Данные основания не оспорены и объективно подтверждены в ходе рассмотрения дела.

Судом первой инстанции установлено и не опровергается материалами дела тот факт, что Тихомиров Ю.В., пребывая на территории РФ, лояльности к правпорядке не проявил, совершил умышленное преступление, относящееся к категории особо тяжких.

Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В соответствии с частью 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04 июня 2013 года № 902-0, Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланным и что лежащая на государствах- участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.

Семейное положение Тихомирова Ю.В., наличие у него родственников – граждан Российской Федерации, проживающих на территории России, не является безусловным основанием к отмене оспариваемого распоряжения, поскольку указанное не освобождает административного истца, являющегося иностранным гражданином, от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение. Сам по себе факт принятия органом юстиции в отношении иностранного гражданина, чьи родственники проживают на территории Российской Федерации, решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, не свидетельствует о вмешательстве в его личную и семейную жизнь, право на уважение которой, гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 года № 3-П, закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения, обусловлена общественной опасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Нарушение требований законодательства, в том числе и Инструкции «О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» не допущено.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерство юстиции РФ при принятии распоряжения от 01 июня 2018 года действовало в рамках полномочий, установленных нормативно-правовыми актами РФ с соблюдением порядка принятия оспариваемых решений, оснований для отмены данных решений по основаниям нарушения семейных и личных прав административного истца судом и их явном несоразмерении совершенному проступку (преступлениям) также не установлено.

При этом имеющееся вмешательство компетентных органов власти РФ в семейную и личную жизнь Тихомирова Ю.В., лица без гражданства, уроженца Украинской ССР оправдано, а оспариваемые решения приняты в интересах национальной безопасности, для охраны и защиты прав и свобод других лиц, против которых и были направлены противоправные действия в виде неоднократно совершенных Тихомировым Ю.В. преступлений.

Довод административного истца Тихомирова Ю.В. о том, что возвращение в Украину опасно для его жизни из-за того, что его привлекут к службе в республиканских войсках, а случае отказа от службы вполне реальная опасность быть подвергнутым пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, направлен на иную оценку доказательств и иное толкование норм права.

Заявителем не отрицается наличие непогашенной судимости, что в соответствии с № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» является основанием для принятия обоснованного и законного решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации заявителя.

Иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

В изложенной ситуации у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленных Тихомировым Ю.В. административных исковых требований, не имеется таких оснований и у суда апелляционной инстанции.

Судом при рассмотрении дела были правильно применены нормы материального права, исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по данному делу не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тихомирова Юрия Владимировича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: