ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3232/19 от 23.09.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья: Будурусова С.П. Дело № 33а-3232/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 23 сентября 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,

при секретаре Алексеевой В.Ш.,

с участием административного истца Александрова Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Мегино – Кангаласского районного суда РС (Я) от 24 июня 2019 года по делу по административному исковому заявлению Александрова Г.И. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Амгинском улусе (районе) Республики Саха(Якутия)», ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха(Якутия)» о восстановлении срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов и отмене решения от 18 февраля 2019 года об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, которым

постановлено:

В удовлетворении требований административного искового заявления Александрова Г.И. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Амгинском улусе (районе) РС(Я), ГУ «Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Саха(Якутия)» о восстановлении срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов и отмене решения от 18 февраля 2019 года об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов отказать.

Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., выслушав пояснения административного истца, судебная коллегия

установила:

Александров Г.И. обратился в суд к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Амгинском улусе (районе) РС(Я)» с административным исковым заявлением о восстановлении срока подачи заявления и об отмене решения об отказе возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, указав о том, что 8 февраля 2019 года он подал руководителю ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Амгинском улусе (районе) РС(Я) заявление о возврате сумм излишне уплаченных им страховых взносов на сумму 10132 рублей 21 коп. в качестве индивидуального предпринимателя, решением заместителя ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по РС(Я) И.№ ... отказано в возврате ему излишне уплаченной суммы в связи с несоблюдением срока, предусмотренного частью 13 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, об излишне уплаченных взносах узнал случайно в начале февраля 2019 года в налоговой инспекции в с. Амга, никаких уведомлений, сообщений не получал. К участию в деле на стороне административного ответчика привлечено ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)».

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции при принятии решения неправильно определены и оценены обстоятельства, не доказаны установленные обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает о том, что об излишне уплаченных взносах узнал лишь в феврале 2019 года, доказательств о том, что он знал об излишне уплаченных взносах, административным ответчиком не представлено.

Административный ответчик судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме.

На основании ч. 2 ст. 150 и ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

На основании пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Как установлено судом первой инстанции, Александров Г.И. будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) являлся плательщиком страховых взносов.

Из материалов дела следует, что у Александрова Г.И. имелась излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в размере .......... руб., в том числе: на страховую часть 7794,01 руб., на накопительную часть 2 338,20 руб., на обязательное медицинское страхование по отчетному периоду за 2013 год.

08 февраля 2019 года Александров Г.И. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Амгинском улусе(районе) РС(Я) с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных(взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

18 февраля 2019 года решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Саха(Якутия) отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на основании несоблюдения срока, предусмотренного частью 13 статьи 26 ФЗ от 24 июля 2009г. №212-ФЗ.

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что налоговый орган правомерно отказал истцу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченного налога, поскольку истец обратился с данным заявлением по истечении установленного ст. 78 НК РФ трехлетнего срока.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Довод истца о том, что о переплате по налогу он узнал лишь в феврале 2019 года, суд также счел несостоятельным, поскольку в силу ст. 52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа. Следовательно, истец, исчисляя и уплачивая страховые взносы самостоятельно, должен знать об излишне уплаченных суммах непосредственно в момент уплаты. Кроме того, информацию о наличии переплаты истец мог получить либо обратившись с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, а также подав заявление о проведении совместной сверки расчетов по налогам в соответствии ч. 3 ст. 78 НК РФ.

Законодательство о налогах и сборах не ставит обязанность налогового органа зачесть или возвратить сумму налога во внесудебном порядке в зависимость от момента, когда налогоплательщик узнал о наличии у него переплаты, а пункт 7 статьи 78 НК РФ регламентирует, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом несообщение налогоплательщику налоговым органом о факте излишне уплаченных налогов и сборов не влияет на течение соответствующего срока, в силу обязанности налогоплательщика самостоятельно исчислять и уплачивать налоговые платежи.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-0, норма пункта 7 статьи 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Пропуск налогоплательщиком указанного срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, бремя доказывания этих обстоятельств уважительности пропуска срока для возврата излишне уплаченного налога в силу статьи 56 ГПК РФ возлагается налогоплательщика.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Мегино – Кангаласского районного суда РС (Я) от 24 июня 2019 года по делу по административному исковому заявлению Александрова Г.И. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Амгинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия)», ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха(Якутия)» о восстановлении срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов и отмене решения от 18 февраля 2019 года об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Ноева

Судьи М.М. Оконешникова

С.Н. Сыренова