ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3233/2021 от 25.08.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0040-02-2021-000790-25

Дело № 33а-3233/2021 судья Степанова Е.А. 2021 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Сергуненко П.А.

судей Кустова А.В. и Сельховой О.Е.,

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

административное дело по апелляционному представлению прокурора Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 04 июня 2021 года,

Судебная коллегия

установила:

прокурор Тверской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Тверской области о признании незаконными и отмене решений аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области, оформленные протоколами от <данные изъяты> возложении на ГУ МЧС России по Тверской области обязанности рассмотреть уведомления адвоката Шилова И.Н., действующего в интересах Евсеева Дениса Александровича, от 27.04.2020 (вх. <данные изъяты>) и адвоката Загуменкина В.В., действующего в интересах Евсеева Дениса Александровича, от 07.09.2020 (вх. № <данные изъяты>) о невозможности последнего по объективным причинам представить Сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в соответствии с требованиями пункта 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, абзаца 3 подпункта ЗбИ пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, абзаца 3 подпункта ЗбИ пункта 15 Положения о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2010 №409.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Приказом министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.07.2017 № 202-НС Евсеев Денис Александрович назначен на должность заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы). Таким образом, Евсеев Д.А. замещает должность федеральной государственной службы, является сотрудником федеральной противопожарной. Данная должность включена в Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 (пп. ЗвИ п. 2 раздела II).

Во исполнение п. 7 Указа Президента Российской Федерации от № 821 приказом МЧС России от 20.03.2017 № 120 утверждено Положение об аттестационной комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение).

Установлено, что 27.04.2020 в ГУ МЧС России по Тверской области поступило уведомление от <данные изъяты>) адвоката Шилова И.Н., действующего в интересах Евсеева Д.А., о невозможности последнего по объективным причинам представить сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей. При этом в качестве причины невозможности представления сведений указано избрание в отношении Евсеева Д.А. 10.04.2020 меры пресечения в виде домашнего ареста с наложением на него запретов, в том числе, покидать жилище, получать и отправлять почтово-телеграфные отправления. К уведомлению приложена копия апелляционного определения Тверского областного суда от 10.04.2020 №22-724/2020. В нарушение ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ ЗОб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской ФедерацииИ к уведомлению адвоката Шилова И.Н. не приложен ордер на исполнение поручения Евсеевым Д.А., либо иные документы, подтверждающие его право представлять интересы доверителя. По результатам рассмотрения уведомления адвоката Шилова И.Н. начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области 29.04.2020 подготовлено мотивированное заключение, которым сделан вывод об отсутствии у Евсеева Д.А. возможности предоставить сведения на себя, супругу и несовершеннолетних детей за 2019 г., а также об объективности причин, по которым сотрудник не может их предоставить.

При подготовке мотивированного заключения изучены уведомление адвоката Шилова И.Н., копия постановления Московского районного суда г. Твери от 29.01.2020 № 3/1-11/2020, копия постановления Московского районного суда г. Твери от 26.03.2020 № 3/2-95/2020, копия апелляционного постановления Тверского областного суда от 10.04.2020 № 22-724/2020, копия выписки из приказа министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.06.2020 № 461-НС. На заседании Комиссии, состоявшемся 30.04.2020, уведомление адвоката Шилова И.Н. рассмотрено с учетом мотивированного заключения начальника отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области. По результатам рассмотрения постановлено признать причину непредставления государственным служащим Евсеевым Д.А. сведений на супругу и несовершеннолетних детей объективной и уважительной. Вывод о наличии либо отсутствии объективной и уважительной причины непредставления Евсеевым Д.А. сведений на себя Комиссией не сделан. Прокурор полагает принятое Комиссией решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Соглашаясь с наличием у Евсеева Д.А. оснований, исключающих возможность представить сведения на супругу и несовершеннолетних детей за 2019 г., Комиссией не учтено, что основанием для проведения заседания Комиссии является заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (абзац 3 пп. ЗбИ п. 15 Положения, абзац 3 пп. ЗбИ п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821). В анализируемой ситуации уведомление от Евсеева Д.А. в установленном законом порядке в Комиссию не поступало. Действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления гражданами профессиональной служебной деятельности путем выдачи поручения или доверенности. Требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения.

На заседании Комиссии, состоявшемся 30.04.2020, уведомление адвоката Шилова И.Н. рассмотрено с учетом мотивированного заключения начальника отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области. По результатам рассмотрения постановлено признать причину непредставления государственным служащим Евсеевым Д.А. сведений на супругу и несовершеннолетних детей объективной и уважительной. Вывод о наличии либо отсутствии объективной и уважительной причины непредставления Евсеевым Д.А. сведений на себя Комиссией не сделан. Прокурор полагает принятое Комиссией решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Соглашаясь с наличием у Евсеева Д.А. оснований, исключающих возможность представить сведения на супругу и несовершеннолетних детей за 2019 г., Комиссией не учтено, что основанием для проведения заседания Комиссии является заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (абзац 3 пп. ЗбИ п. 15 Положения, абзац 3 пп. ЗбИ п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821). В анализируемой ситуации уведомление от Евсеева Д.А. в установленном законом порядке в Комиссию не поступало. Действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления гражданами профессиональной служебной деятельности путем выдачи поручения или доверенности. Требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения, в частности, в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей. Ссылаясь на условия избранной в отношении Евсеева Д.А. меры пресечения в виде домашнего ареста (запрет на покидание пределов жилища, получение и отправку почтово-телеграфных отправлений, ведение переговоров с использованием мобильных средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, использование сети ЗИнтернетИ), Комиссия не учитывает, что в соответствии с ч. 13 ст. 107 УПК РФ подозреваемый или обвиняемый, находящийся под домашним арестом, вправе встречаться с защитником. Более того, запреты, установленные судом в отношении подозреваемого или обвиняемого, могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника (ч. 8 ст. 107 УПК РФ). Также из постановления Московского районного суда г. Твери от 10.04.2020 № 22-724/2020 следует, что при наличии письменного разрешения следователя Евсеев Д.А. может покидать жилище под контролем органа, осуществляющего надзор в сфере исполнения уголовных наказаний. Факт наличия либо отсутствия обращения Евсеева Д.А. к следователю за получением письменного согласия на оставление жилища в целях получения документов и информации, необходимых для представления сведений, Комиссией не исследовался и не учитывался при принятии решения. Установление Евсееву Д.А. запретов на покидание пределов жилища, получение и отправку почтово-телеграфных отправлений, ведение переговоров с использованием мобильных средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, использование сети ЗИнтернетИ, не свидетельствует об отсутствии у него возможности заполнить справку о лоходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Информация в такую справку может быть внесена со слов Евсеева Д.А. Более того, защитнику, представляющему интересы Евсеева Д.А., предоставлено право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций (п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона ЗОб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской ФедерацииИ). При изложенных обстоятельствах на рассмотрение Комиссии не были представлены достаточные доказательства наличия у Евсеева Д.А. объективных причин, препятствующих представлению сведений, в связи с чем вывод Комиссии не обоснован. Вопрос невозможности представить Евсеевым Д.А. сведения на себя, супругу и несовершеннолетних детей за 2019 г. повторно рассмотрен на заседании Комиссии 10.09.2020, при этом основанием для ее проведения вновь послужило не обращение самого государственного служащего, а уведомление адвоката Загуменкина В.В. от <данные изъяты>, к котором в качестве подтверждения приложены копии постановлений Московского районного суда г. Твери от 25.05.2020. 27.07.2020. Следует учесть, что уведомление подано и рассмотрено Комиссией после окончания срока представления сведений, измененного Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 ЗО представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.И с 30.04.2020 на 01.08.2020. В соответствии с абзацем 2 пп. ЗаИ п. 21 Положения рассмотрение заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения, как правило, проводится, не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Принятие Комиссией 30.04.2020 и 10.09.2020 незаконных решений нарушает публичные интересы государства, в целях реализации которых установлена государственная служба, а также принципы и условия ее прохождения, предусматривающие профессионализм и компетентность, ответственность государственного служащего. Признание без достаточных к тому оснований правомерным факта непредставления государственным служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, влечет негативные репутационные потери как для государственного органа, в котором он проходит службу, так и для государства.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 06 апреля 2021 года, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Розов С.А. административные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика Серова Л.В. по доверенности в судебном заседании возражала против заявленного административного иска, поддержав доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела, согласно которым служба Евсеева Д.А. в Государственной противопожарной службе регулируется федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ ЗО службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииИ и не регулируется нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. В силу п.п. 3, 30 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, принятые Комиссией решения не носят обязательного характера и не вытекают из публичных правоотношений, следовательно не могут являться предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства. Полагает пропущенным прокурором срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Обжалуемые решения Комиссии приняты в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями.

Представители заинтересованного лица Евсеева Д.А. адвокаты Шилов И.Н., Загуменкин В.В., действующие на основании ордеров, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержали письменные возражения, представленные в материалы дела, согласно которым служба Евсеева Д.А. в Государственной противопожарной службе регулируется федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273, Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559, не содержат каких-либо исключений из установленной служащим обязанности предоставлять сведения о своих доходах, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Примененные в отношении Евсеева Д.А. в целях обеспечения исполнения им избранной судом меры пресечения, запреты, не позволяли Евсееву Д.А. лично обращаться, получать и предоставлять в ГУ МЧС по Тверской области, сотрудники которого являлись свидетелями по уголовному делу, расследуемому в отношении него, какие-либо документы, использовать информационно-телекоммуникационную сеть ЗИнтернетИ для получения электронного образца справки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в виде справки о своих доходах, полученных за отчетный период 2019 год от всех источников, заполнения ее в электронном виде и отправления в соответствующее подразделение ГУ МЧС по Тверской области, в том числе с использованием почтовой корреспонденции.

Заполнение и предоставление справки - сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в виде справки о своих доходах, полученных за отчетный 2019 год от всех источников, в соответствующее подразделение ГУ МЧС по Тверской области, законодательством, регулирующим правоотношения в данной сфере, предусмотрено самим служащим, а не его представителями, в том числе со слов служащего, как это предлагает в исковом заявлении административный истец.

Изложенные обстоятельства, примененные в отношении Евсеева Д.А. запреты, объективно не позволили представить ему лично в установленный срок до 01.08.2020 (с учетом возможности предоставления изменений до 01.09.2020) справку сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в виде справки о своих доходах, полученных за отчетный 2019 год, или направить лично письмо (уведомление) о наличии у него объективных причин о невозможности направления названных сведений в срок.

Причина непредставления Евсеевым Д.А. названных сведений является уважительной и объективной.

Учитывая возникшие обстоятельства, лицами осуществляющими защиту Евсеева Д.А. - защитниками Загуменкиным В.В. и Шиловым И.Н., для обеспечения исполнения Евсеевым Д.А. прав и обязанностей, в том числе в связи с прохождением им службы в Федеральной пожарной службе государственной противопожарной службе, 27.04.2020 им 07.09.2020 в комиссию по соблюдению Требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области направлены уведомления о том, что в настоящее время по объективным причинам не может представить полные (достоверные) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, с приложением обосновывающих материалов.

По результатам рассмотрения уведомления от 27.04.2020 начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области составлено мотивированное заключение от 29.04.2020, и сделан обоснованный вывод, что Евсеев Д.А. не имеет возможности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год на себя, супругу и несовершеннолетних детей. Причины, в связи с которыми Евсеев Д.А. не может представить названные сведения за 2019 год, являются объективными.

Уведомление защитника Шилова И.Н. и заключение от 29.04.2020 о том, что Евсеев Д.А. не имеет возможности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год на себя, супругу и несовершеннолетних детей, а причины, в связи с которыми Евсеев Д.А. не может представить названные сведения за 2019 год, являются объективными, рассмотрены на заседании аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МСЧ России по Тверской области, имевшей место 30.04.2020, как вопросы, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению, связанные с непредставлением сведений о доходах служащего, его супруги и несовершеннолетних детей, в порядке, предусмотренном подпунктом ЗвИ пункта 16, пункта 18.1 Положения о комиссиях, о чем свидетельствует протокол № <данные изъяты>

На заседании аттестационной комиссии от 30.04.2020 исследованы достаточные доказательства для вывода о наличии у Евсеева Д.А. объективных причин, препятствующих предоставлению им сведений о доходах на себя, свою супругу и несовершеннолетних детей за 2019 год.

Вывод комиссии в протоколе № <данные изъяты> является обоснованным, соответствующим Положению о комиссии.

Продление Постановлениями Московского районного суда г. Твери от 25.05.2020 и 27.07.2020 в отношении Евсеева Д.А. срока действия избранной меры пресечения в виде домашнего ареста и действия, примененных в отношение Езсеева Д.А. запретов, не представляющих ему возможность общаться любыми способами и средствами, включая телефонную и почтовую связь, информационно-телекоммуникационную сеть ЗИнтернетИ, со всеми участниками уголовного судопроизводства по настоящему уголовному делу, в том числе со свидетелями, являющимися сотрудниками ГУ МЧС России по Тверской области; использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную связь ЗИнтернетИ, указывали в совокупности на наличие у Евсеева Д.А. объективных причин, не представляющих ему возможности для предоставления в период действия Программы по декларированию сведений о доходах, полученных им, его супругой и несовершеннолетними детьми в 2019 году.

Соответствующая информация защитником Загуменкиным В.В., в интересах своего доверителя Евсеева Д.В., 07.09.2020 дополнительно направлена в ГУ МЧС России по Тверской области, с приложением копий соответствующих процессуальных документов, которые в установленный срок вместе с мотивированным заключением как вопросы, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению, связанные с непредставлением сведений о доходах служащего, его супруги и несовершеннолетних детей, в порядке и в сроки, предусмотренные Положением о комиссиях, с учетом из изменения Указом Президента РФ от 17.04.2020 № 272, рассмотрены на аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному доведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МСЧ России по Тверской области, имевшей место 10.09.2020.

Вывод комиссии в протоколе № <данные изъяты> является обоснованным, соответствующим Положению о комиссии.

Уведомление адвоката Загуменкина В.В. от 10.09.2020 рассмотрено, решение аттестационной комиссии от 10.09.2020 является законным и обоснованным. Причина непредставления Евсеевым Д.А. сведений о доходах на себя, свою супругу и несовершеннолетних детей является объективной.

Решения аттестационных комиссий от 30.04.2020 и 10.09.2020 соответствуют Положениям о Комиссии.

Направление защитниками Шиловым И.Н. и Загуменкиным В.В. уведомлений от 27.04.2020 и 07.09.2020, обусловлено необходимостью обеспечения Евсеева Д.А. обязанностей, возложенных на него федеральным законодательством в связи с прохождением им службы в Федеральной пожарной службе государственной противопожарной службе, которые не повлекли негативных последствий как для государственного органа, в котором он проходит службу, так и для государства.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также заинтересованное лицо Евсеев Д.А. (предоставил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие), извещённые о месте и времени надлежащим образом, не явились.

Решением Центрального районного суда города Твери от 04 июня 2021 года административные исковые требования Прокурора Тверской области, действующего в интересах Российской Федерации, к ГУ МЧС России по Тверской области, ГУ МЧС России о признании незаконным и отмене решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области, оформленное протоколом от <данные изъяты> о признании причины непредставления заместителем начальника Главного управления - начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области Евсеевым Денисом Александровичем сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2019 г. объективной и уважительной; возложении на ГУ МЧС России по Тверской области обязанности рассмотреть уведомление адвоката Шилова И.Н., действующего в интересах Евсеева Дениса Александровича, от <данные изъяты> о невозможности последнего по объективным причинам представить Сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в соответствии с требованиями пункта 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, абзаца 3 подпункта ЗбИ пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, абзаца 3 подпункта ЗбИ пункта 15 Положения о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2010 №409; признании незаконным и отмене решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области, оформленное протоколом от <данные изъяты> о признании причины непредставления заместителем начальника Главного управления - начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области Евсеевым Денисом Александровичем сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2019 г. объективной и уважительной; возложении на ГУ МЧС России по Тверской области обязанности рассмотреть уведомление адвоката Загуменкина В.В., действующего в интересах Евсеева Дениса Александровича, от <данные изъяты> о невозможности последнего по объективным причинам представить Сведения за отчетный 2019 г. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, в соответствии с требованиями пункта 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, абзаца 3 подпункта ЗбИ пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821, абзаца 3 подпункта ЗбИ пункта 15 Положения о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом МЧС России от 31.08.2010 №409 оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурора Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, прокурор дополнительно указал, что решениями Комиссии, оформленными протоколами от <данные изъяты> признаны объективными и уважительными причины непредставления заместителем начальника Главного управления - начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тверской области Евсеевым Денисом Александровичем сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за 2019 г.

Действительно, в соответствии с п. 30 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в её заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце 2 подпункта ЗбИ пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер.

Однако, при вынесении решения судом не учтено, что неисполнение лицами, замещающими должности государственной службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, обязанности представлять сведения о свои доходах и расходах, а так о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей влечет применении в отношении указанных лиц мер юридической ответственности согласно ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона ЗО государственной гражданской службе Российской ФедерацииИ и п. 4 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ ЗО противодействии коррупцииИ.

При этом законом установлен безальтернативный вид ответственности за непредставление сведений об имущественном положении Р освобождение от замещаемой должности (п. 2 ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ).

Апеллянт полагает, что именно принятие Комиссией незаконного решения нарушило публичные интересы государства, поскольку не позволило руководителю ГУ МЧС России по Тверской области применить к Евсееву Д.А. меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.

В соответствии с ч.2 ст.52 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ ЗО службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииИ взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия налагается на сотрудника на основании рекомендаций Комиссии.

Таким образом, используя вместо формулировки Зс учетом рекомендацийИ формулировку Зна основании рекомендацийИ законодатель фактически обязывает представителя нанимателя (работодателя) при решении вопроса о привлечении к ответственности государственного служащего руководствоваться именно решением Комиссии, а не нормами законодательства.

В письменных возражениях Главного управления МЧС России по Тверской области на апелляционное представление прокурора выражается несогласие с доводами представления. Указано на законность и обоснованность судебного акта.

Указано, что в представлении истец не приводит доводов, предусмотренных статьёй 310 КАС РФ и являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Прокурор соглашается с выводом суда, которое впоследствии легло в основу принятого решения, что оспариваемые решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления (далее - аттестационная комиссия Главного управления), оформленные протоколами от <данные изъяты> (далее - Решения комиссии) действительно не носят властного волеизъявления, а носят рекомендательных характер. По сути содержания представления истец не согласен с тем, что работодателем (Главным управлением МЧС России по Тверской области) не применено дисциплинарное взыскание, а не с самими Решениями комиссий. Истец при подаче представления пытается произвести подмену предмета спора, который был рассмотрен в суде первой инстанции, а именно: Зпризнание незаконными Решения комиссииИ на Зне принятие работодателем мер дисциплинарного взыскания к сотрудникуИ, чем нарушает ч. 3 ст. 308 КАС РФ.

В ходе судебного заседания судом установлено, что комиссия действовала в пределах представленных ей полномочий.

Прокурором не принимается во внимание то, что выбор вида применяемого дисциплинарного взыскания является прерогативой работодателя. Так статьей 52 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ ЗО службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииИ предусматривает не только увольнение сотрудника, но и иные меры дисциплинарного воздействия. А также, что при принятии мер дисциплинарного взыскания учитываются характер совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником своих служебных обязанностей (часть 3 статьи 52 Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ). Дисциплинарное взыскание за нарушения коррупционного законодательства налагаются на основании доклада о результатах проверки, а также на основании рекомендации комиссии.

Приводя собственное суждение об обязательном характере рекомендаций (Решения комиссии) истец игнорирует, что работодатель, беря на себя ответственность по принятию решения о применении дисциплинарной ответственности или не применения таковой, свое решение должен обосновывать, в том числе на материалах проверки, докладе о результатах проверки, а так же решение комиссии, а не обязан неукоснительно следовать (соглашаться) с принятым комиссией решением.

В суде апелляционной инстанции участвовавший прокурор Обиход И.Д. доводы апелляционного представления поддержал по указанным в нём основаниям, просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель Главного управления МЧС России по Тверской области Серова Л.В. поддержала доводы письменных возражений на апелляционное представление, просила решение суда оставить без изменения, ввиду его законности и обоснованности.

Представители заинтересованного лица Евсеева Д.А., адвокаты Шилов И.Н. и Загуменкин В.В. просили апелляционное представление оставить без удовлетворения, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным. Поддержали позицию, изложенную в возражениях на административное исковое заявление в суде первой инстанции.

Иные участники процесса о дне и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети ЗИнтернетИ заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на представление, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В целях защиты прав неопределённого круга лиц в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор наделён правом обращения в суд. При этом, под неопределённым кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

Судебный акт подлежит безусловной отмене апелляционным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Евсеев Денис Александрович в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 23.05.2016 №141- ФЗ ЗО службе федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииИ назначен в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы на должность заместителя начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, что подтверждается копией выписки из приказа № <данные изъяты>

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ ЗО службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииИ (далее по тексту Р Закон №141-ФЗ) служба в федеральной противопожарной службе - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности (далее - федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности), территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно пп. ЗвИ п. 2 раздела II Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, а также приказа МЧС России от 22 октября 2015 г. № 565 ЗОб утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детейИ, занимаемая Никитиным Д.В. должность включена в перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которой федеральный государственный служащий обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу п. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ ЗО противодействии коррупцииИ (далее Р Закон № 273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с п.п. ЗбИ п. 3, п.п. 7, 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в МЧС России регламентирован приказом МЧС России от 15.07.2014 № 364 ЗОб утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детейИ. Согласно раздела пп. ЗаИ и ЗбИ п. 6 раздела III вышеуказанного порядка федеральный государственный служащий ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 17 апреля 2020 г. № 272 ЗО представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.И установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно.

Согласно абз. 3 п.п. ЗбИ п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, основаниями для проведения заседания комиссии являются: поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа: заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Материалами дела и судом установлено, что в комиссию по соблюдению Требований к служебному поведению и Урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области от адвоката Шилова И.Н., действующего в интересах Евсеева Д.А., поступило уведомление от 27.04.2020 о том, что Евсеев Д.А. по объективным причинам не может представить полные (достоверные) сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера себя, своей супруги и несовершеннолетних детей.

Начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Тверской области Еньшиной А.А. 29.04.2020 на имя председателя аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области подготовлено мотивированное заключение в котором сделан вывод, что причины, в связи с которыми сотрудник не может предоставить сведения за 2019 год являются объективными, в связи с домашним арестом и сопутствующими с ним запретами.

В Главном управлении МЧС России по Тверской области создана аттестационная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которая в пределах своих полномочий 30.04.2020 на заседании рассмотрела уведомление гражданина Шилова И.Н., адвоката Евсеева Д.А., о невозможности предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год Евсеевым Д.А. на себя, супругу и несовершеннолетних детей. Комиссия, рассмотрев, предоставленные Шиловым И.Н. документы, а именно: уведомление гражданина Шилова И.Н., копию постановления Московского районного суда г. Твери от 29.01.2020 материал №3/1-11/2020, копию постановления Московского районного суда г. Твери от 26.03.2020 материал №3/2-95/2020, копию апелляционного постановления Московского районного суда г. Твери от 10.04.2020 по делу №22-724/2020, копию выписки из приказа Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.06.202 № 461-НС ЗПо личному составуИ, признала, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной. Указанное решение аттестационной комиссии отражено в протоколе <данные изъяты>, копия которого представлена в материалы дела.

07.09.2020 в комиссию по соблюдению Требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области от адвоката Загуменкина В.В., действующего в интересах Евсеева Д.А., поступило уведомление от 07.09.2020 о том, что Евсеев Д.А. по объективным причинам не может представить полные (достоверные) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера себя, своей супруги и несовершеннолетних детей.

Из протокола заседании аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области от <данные изъяты> следует, что рассмотрено уведомление Загуменкина В.В. - адвоката Евсеева Д.А. с предоставленными к уведомлению документами. По результатам рассмотрения уведомления комиссия решила признать, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной.

Как следует из представленных суду документов, Евсеев Д.А. находился под домашним арестом и на основании апелляционного постановления судебной коллегии по уголовным делам Тверского областного суда от 10.04.2020, постановлений Московского районного суда г. Твери от 24.04.2020, от 25.05.2020, от 27.07.2020 Евсееву Д.А. установлены ограничения и запреты: покидать пределы жилого помещения без письменного разрешения следователя; общаться со свидетелями, обвиняемыми, проходящими по делу и иными лицами, за исключением близких родственников, круг которых определен ч. 4 ст. 5 УПК РФ; получать и направлять почтово-телеграфные отправления, вести переговоры с использованием мобильных средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, электронную почту, сеть Интернет по обстоятельствам, касающимся расследования настоящего уголовного дела.

Рассмотрение на заседании комиссии вопроса о непредставлении сведений о доходах служащего, а также причин их непредставления может быть инициировано любым членом комиссии (подпункт ЗвИ пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821). Уважительной причиной непредставления сведений о доходах служащего может быть любая жизненная ситуация служащего, которую комиссия должна коллегиально рассмотреть (с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации) и направить представителю нанимателя рекомендации о привлечении либо отсутствии объективных причин для привлечения служащего к ответственности.

В силу п. 30 положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2020 № 821, решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта ЗбИ пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер.

В соответствии с п.34 вышеуказанного Положения о комиссиях, руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

С учетом вышеуказанных норм законодательства, суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемые административным истцом решения Комиссии не содержали властного волеизъявления, не возлагали какую-либо обязанность, носили рекомендательный характер. Принятые Комиссией решения не могут являться предметом самостоятельного обжалования в рамках КАС РФ. В удовлетворении требований административного истца о возложении обязанностей также отказано, поскольку являются по своей сути способом восстановления нарушенного права. Также суд признал соблюденным срок обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не усматривает, при этом полагает необходимым отметить следующее.

Федеральное законодательство предусматривает комплекс мер, направленных как на пресечение, так и на предотвращение коррупционных правонарушений, совершаемых лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, работниками отдельных организаций, руководителями учреждений. Реализация этих мер предполагает соблюдение соответствующими лицами системы запретов, ограничений, обязательных требований, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции. При этом данные запреты, ограничения и требования должны соответствовать критериям, предусмотренным ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е., выступая в качестве особого вида ограничений конституционных прав и свобод определенных групп граждан, быть соразмерными, пропорциональными, адекватными по своему содержанию тем целям, ради достижения которых они установлены федеральным законодателем.

Согласно сформированной Определением Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 34-О позиции, Федеральный закон ЗО противодействии коррупцииИ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, такие как законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также определяет правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула, статья 3).

В целях реализации указанных принципов в статье 8 названного Федерального закона для лиц, замещающих и претендующих на замещение определенных в данной норме должностей, установлена обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Неисполнение данной обязанности влечет за собой последствия, предусмотренные, в частности, частью 9 статьи 8 указанного Федерального закона и пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Такое правовое регулирование направлено на повышение эффективности противодействия коррупции, основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, ориентировано на обеспечение безопасности государства и не может расцениваться как нарушающее права граждан.

Федеральный закон ЗО противодействии коррупцииИ не регламентирует ситуацию, связанную с объективной невозможностью представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако нормы, призванные урегулировать подобные случаи, содержатся в подзаконных нормативных правовых актах, в частности в абз. 3 п. ЗбИ п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821.

Так, предоставлено право при невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей служащему (работнику) обратиться с заявлением, предусмотренным абзацем третьим подпункта ЗбИ пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 ЗО комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересовИ.

Однако, следует учесть, что указанная норма не содержит в себе конкретный перечень тех причин и оснований, которые могут свидетельствовать о невозможности предоставления таких сведений, а также не регулирует вопросы, возникающие на практике, при отсутствии непосредственно у самого служащего (работника) возможности обратиться с таким заявлением в целях соблюдения соответствующими лицами запретов, ограничений, обязательных требований, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции.

Материалами дела подтверждено и не оспариваются участвующими лицами обстоятельства, согласно которым Евсеев Д.А. находился под домашним арестом и на основании апелляционного постановления судебной коллегии по уголовным делам Тверского областного суда от 10.04.2020, постановлений Московского районного суда г. Твери от 24.04.2020, от 25.05.2020, от 27.07.2020 Евсееву Д.А. установлены ограничения и запреты: покидать пределы жилого помещения без письменного разрешения следователя; общаться со свидетелями, обвиняемыми, проходящими по делу и иными лицами, за исключением близких родственников, круг которых определен ч. 4 ст. 5 УПК РФ; получать и направлять почтово-телеграфные отправления, вести переговоры с использованием мобильных средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, электронную почту, сеть Интернет по обстоятельствам, касающимся расследования настоящего уголовного дела (л.д. 87-126).

Рассмотрение на заседании комиссии вопроса о непредставлении сведений о доходах служащего, а также причин их непредставления может быть инициировано любым членом комиссии (подпункт ЗвИ пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821). Уважительной причиной непредставления сведений о доходах служащего может быть любая жизненная ситуация служащего, которую комиссия должна коллегиально рассмотреть (с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации) и направить представителю нанимателя рекомендации о привлечении либо отсутствии объективных причин для привлечения служащего к ответственности.

В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ ЗОб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской ФедерацииИ закреплено, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 7 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ адвокату предоставлена возможность в ходе осуществления своей профессиональной деятельности совершать любые не запрещенные законом действия.

В силу ч. 1 ст. 50 УПК РФ защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Указанная статья, таким образом, закрепляет процедуру приглашения защитника, а не порядок допуска его к делу. В соответствии с ч. 4 ст. 49 УПК РФ адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ ЗОб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской ФедерацииИ никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления иных документов, кроме ордера или доверенности, для вступления адвоката в дело.

Согласно представленным в судебное заседание суда первой инстанции представителем ГУ МЧС России по Тверской области копиям ордеров от <данные изъяты> и от <данные изъяты> (л.д. 136, 137), адвокаты Шилов И.Н. и Загуменкин В.В. соответственно уполномочены на осуществление защиты Евсеева Д.А. в СУ СК по Тверской области, а также представление интересов в ГУ МЧС России по Тверской области.

С учетом изложенного, поскольку примененная в отношении Евсеева Д.А. мера пресечения в рамках уголовного дела связана с соблюдением процедуры предоставления последним необходимых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по месту своей работы, исходя из смысла части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, что ограничение прав лица должно являться соразмерным, т.е. преследовать законную цель, быть пригодным и необходимым для ее достижения, не создавать ситуацию, когда исполнение предписанных мер приведет к наступлению существенных неблагоприятных последствий, судебная коллегия признает факты обращения адвокатов Шилова И.Н. и Загуменкина В.В. в интересах Евсеева Д.А. в целях соблюдения требований представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, при вышеуказанных обстоятельствах, не противоречащими нормам действующего законодательства.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемые административным истцом решения Комиссии не содержали властного волеизъявления, не возлагали какую-либо обязанность, носили рекомендательный характер.

В силу п. 30 положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2020 № 821, решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта ЗбИ пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер.

В соответствии с п.34 вышеуказанного Положения о комиссиях, руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

Таким образом, законодатель прямо обозначил право руководителя государственного органа, а не обязанность, учесть соответствующие рекомендации протокола заседания комиссии.

С учетом изложенного, обжалуемые решения аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ГУ МЧС России по Тверской области, оформленные протоколами от <данные изъяты> прав и законных интересов Российской Федерации не нарушают.

Требования прокурора о возложении соответствующей обязанности являются производными от первого требования, обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает верным вывод суда о соблюдении прокурором установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд, сведения об обратном суду не представлены.

Судебная коллегия обращает внимание, что по результатам отмены в отношении Евсеева Д.А. соответствующих уголовно-правовых мер пресечения, им исполнена обязанность по предоставлению необходимых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

По существу доводы апелляционного представления не указывают на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, однако, правильных выводов суда такие доводы не опровергают.

Существенных нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 04 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Тверской области без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление прокурора) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи