ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3235/18 от 13.12.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

№ 33а-3235/2018

судья Токмакова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2018 года город Салехард

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Домрачева И.Г.

судей коллегии Семейкиной С.А. и Ощепкова Н.Г.

при секретаре Когаеве Г.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Микрокредитной организации Фонд развития Тазовского района ЯНАО» ФИО1 на решение Салехардского городского суда ЯНАО от 25 сентября 2018 года, которым постановлено:

- административный иск ФИО2 к Управлению Министерства юстиции РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений в отношении Микрокредитной компании Фонд развития Тазовского района ЯНАО», возложении обязанности по устранению допущенных нарушений оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Семейкиной С.А., представителя административного истца адвоката Скобелина В.В., представителя Управления Министерства юстиции РФ по ЯНАО ФИО3 судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений в отношении Микрокредитной компании Фонд развития Тазовского района ЯНАО, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения. Указал, что представитель юридического лица обратился в Управление Министерства юстиции РФ по ЯНАО с заявлением о государственной регистрации изменений юридического лица. К заявлению был приложен протокол собрания учредителей фонда от 14 июня 2018 года. Изменения касались смены действующего правления - органа правления фонда в связи с противоправной деятельностью лиц, входящих в правление: расторжения трудового договора с исполнительным директором фонда ФИО4. Назначение исполнительного директора: проведение финансовой проверки по факту незаконного расходования имущества фонда; исключение из ЕГРЮЛ сведений в отношении лиц, имеющих право действовать без доверенности. Уведомлением от 10 июля 2018 года было отказано в регистрации изменений. Считает данный отказ незаконным и нарушающим права юридического лица, просит обязать государственный орган внести указанные изменения в сведения о юридическом лице.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ по ЯНАО ФИО3 считала административные исковые требования незаконными и не подлежащими удовлетворению.

Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2018 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель ФИО2 ФИО1 считает решение Салехардского городского суда от 25 сентября 2018 года незаконным и подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с положениями ст.123.19 ГК РФ собрание учредителей является высшим коллегиальным органом фонда, что не было учтено судом при принятии решения. Технические ошибки, допущенные при написании фамилии генерального директора на могут являться основанием для отказа в регистрации изменений учредительных документов юридического лица. В решении суда не указано, какие доказательства были исследованы при рассмотрении дела.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Скобелин В.В. считает решение Салехардского городского суда ЯНАО от 25 сентября 2018 года незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по ЯНАО ФИО3 считает решение Салехардского городского суда ЯНАО от 25 сентября 2018 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, материалы дела судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

25 июня 2018 года ФИО2 в Управление Министерства юстиции РФ по ЯНАО было подано заявление с целью внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащие в Едином государственном реестре юридических лиц. К заявлению были приложены: протокол внеочередного общего собрания учредителей Микрокредитной компании Фонд развития Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июня 2018 года и протокол заседания правления Микрокредитной компании Фонд развития Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июня 2018 года.

10 июля 2018 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по ЯНАО в адрес ФИО2 было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации юридического лица. Основанием для отказа в регистрации изменений послужили следующие обстоятельства:

- учредительные документы организации содержат противоречивую информацию: протокол общего собрания учредителей от 14.06.2018 года содержит сведения о присутствии генерального директора ООО «Константа» ФИО5, что противоречит сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым генеральным директором ООО «Константа» является ФИО2;

- согласно пп.1 п.4 ст.181.2 ГК РФ в протоколе очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания. В нарушение указанной нормы в протоколах отсутствует место и время проведения собрания;

В соответствии со ст.123.17 -123.20ГК РФ после принятия учредителем решения о создании фонда его роль в деятельности фонда зависит от того, каким образом полномочия учредителя предусмотрены или будут предусмотрены уставом фонда.

Так, в нарушение данной нормы общее собрание учредителей организации не относится к органам управления, установленным п.4 Устава организации;

- в нарушение п.5.4 Устава организации протокол заседания правления от 14.06.2018 года не отражает сведений о проведении очередного или внеочередного заседания высшего органа управления организации.

В соответствии с положениями ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Согласно п.1 ст.123.17 ГК РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно-полезные цели.

На основании ст.14 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

В соответствии со ст.28 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.123.19 ГК РФ высший орган фонда является коллегиальным.

Внесение изменений в документы юридического лица урегулированы Приказом Министерства юстиции от 30.12.2011 года «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения государственной регистрации некоммерческих организаций».

Согласно п.5.1 раздела 5 устава Микрокредитной организации Фонд развития Тазовского района ЯНАО высшим органом управления фонда является правлением.

В соответствии с п.1 ст.123.20 ГК РФ устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

В нарушение указанных положений юридическим лицом проведено внеочередное собрание учредителей Микрокредитной компании Фонд развития Тазовского района ЯНАО» от 14 июня 2018 года (л.д. 36), на котором был изменен состав Правления юридического лица.

Вместе с тем, проведение собрания учредителей не предусмотрено уставом юридического лица.

Кроме того, согласно уставу и документам организации правление состояло из членов правления, число которых не может превышать 2 (двух) и действует бессрочно. Членами правления фонда являются Администрация Тазовского района ЯНАО и Тазовское муниципальное унитарное дорожно-транспортное предприятие, которые не вызывались для решения вопроса об изменении состава правления.

С учетом изложенного действия юридического лица требованиям закона и устава юридического лица не соответствуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об осуществлении административным ответчиком своих действий в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с вынесением обоснованного отказа в регистрации изменений в документы юридического лица.

С учетом изложенного, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ судебная коллегия

определила:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 - без удовлетворения.

Судья: /подпись/ С.А. Семейкина