Городской суд г.Дагестанские Огни РД № дела первой инстанции 2а-40/2022
судья Ходжаев З.З. УИД 05RS0016-01-2021-004760-58
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2022 года, по делу № 33а-3277/2022, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,
судей Гончарова И.А. и Магомедова М.А.,
при секретаре Магомедовой З.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к МКУ «УА и Г» городского округа «город ФИО1» о признании отказа МКУ «УА и Г» городского округа «город ФИО1» о выдаче разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома незаконным; об обязании МКУ «УАиГ» городского округа «город ФИО1» выдать разрешение на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес> кадастровым номером №, общей площадью 1309 кв.м., с апелляционной жалобой заинтересованного лица Администрации г. ФИО1 Д.И. на решение городского суда г. ФИО1 РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к МКУ «УАиГ» Администрации городского округа «город ФИО1» о признании отказа МКУ «УА и Г» городского округа «город ФИО1» о выдаче разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома незаконным; об обязании МКУ «УАиГ» городского округа «город ФИО1» выдать разрешение на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес> кадастровым номером №, общей площадью 1309 кв. м.
Административный иск мотивирован тем, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: РД, г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, площадью 1309 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером №.
Имея намерение возвести многоквартирный 4-х этажный жилой дом, она обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство в Администрацию г. ФИО1, с приложением полного пакета документов, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Письмом от <дата> ей было отказано на том основании, что не соблюдена санитарно-защитная и охранная зона Котельной № Централизованной системы теплоснабжения, расположенной по адресу: г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы.
Она повторно обратилась в администрацию ГО "город ФИО1" и также в МУП "Тепловые сети" с запросами о предоставлении план - схемы санитарно-защитной и охранной зоны указанной Котельной № по пер. Алея Дружбы г. ФИО1, и сведений о классе опасности. Они получили ответ МУП "Тепловые сети" от <дата> за № о том, что вышеуказанная Котельная не зарегистрирована в Ростехнадзоре по РД, ей не присвоен класс опасности и у МУП "Тепловые сети" отсутствует запрашиваемые план - схемы санитарно-защитной и охранной зоны.
Указанный земельный участок был образован ранее из двух самостоятельных земельных участков, с кадастровым номером № и с кадастровым номером № - на который ранее было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
До подачи заявления на выдачу разрешения на строительства была заказана проектная документация на 4-х этажный многоквартирный жилой дом, для чего заключили соответствующий договор с ООО «МИГ», который в последующем прошел экспертизу проектной документации и инженерных и геодезических изысканий.
До заключения договора на выполнения проектных работ, <дата> Администрацией г. ФИО1 им было выдано архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на разработку проекта многоквартирного 4-х этажного жилого дома, а также градостроительный план земельного участка за № №, которое по сути отражает общую информацию о целевом назначении земельного участка, с указанием минимальных и предельных параметров разрешенного строительства, с указанием границ зон с особыми условиями использования территорий.
В указанном градостроительном плане земельного участка, его пунктах 5-6-7 какие-либо ограничения - отсутствуют.
Считала отказ "УАиГ" ГО "город ФИО1" в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным.
Решением городского суда г. ФИО1 от <дата> постановлено: «Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать отказ и.о. начальника МКУ «УАиГ» администрации городского округа «город ФИО1» ФИО10 в выдаче ФИО5 разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома, на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, расположенном по адресу: Республика Дагестан, г. ФИО1, <адрес> - незаконным.
Обязать МКУ «УАиГ» администрации городского округа «город ФИО1» выдать ФИО2 разрешение на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома, со встроенными магазинами, на земельном участке, расположенном по адресу: РД, г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, площадью 1309 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером <адрес>».
С этим решением не согласился Глава городского округ «город ФИО1», подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Стороны и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришла к выводу о необходимости решение суда в части признания отказа в выдаче разрешения незаконным оставить без изменения, а в части возложения обязанности выдачи разрешения на строительства объекта недвижимости – изменить и возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, площадью 1309 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером <адрес>
ФИО2 обратилась в администрацию городского округа «город ФИО1» с заявлением о выдаче разрешения на строительство малоэтажного многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, площадью 1309 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес>,
Согласно письма – ответа и.о. начальника МКУ «УАиГ» городского округа «город ФИО1» ФИО10, административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство, в связи с тем, что ею не соблюдена санитарно-защитная и охранная зона котельной № Централизованной системы теплоснабжения, расположенной по адресу: г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы.
Административным истцом были представлены выданное Администрацией г. ФИО1 архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на разработку проекта многоквартирного 4-х этажного жилого дома, а также градостроительный план земельного участка за № №, в котором указана информация о целевом назначении земельного участка расположенного по адресу: г. ФИО1, ул. пер. Аллея Дружбы, <адрес>, с указанием минимальных и предельных параметров разрешенного строительства, с указанием границ зон с особыми условиями использования территорий; выписка из ЕГРН на земельный участок площадью 1309 кв. м. с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, где собственником земельного участка указан административный истец ФИО2
Указанный земельный участок ранее был образован из двух самостоятельных земельных участков, с кадастровым номером № и с кадастровым номером № - на который было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Согласно ответа МУП "Тепловые сети" № от <дата>, вышеуказанная Котельная не зарегистрирована в Ростехнадзоре по РД, ей не присвоен класс опасности и у МУП "Тепловые сети" отсутствует запрашиваемые план - схемы санитарно-защитной и охранной зоны.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно выписки из Правил землепользования и застройки городского округа «город ФИО1», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город ФИО1» № от <дата>, основной разрешенный вид использования указанного земельного участка предназначен в частности и для строительства малоэтажной многоквартирной жилой застройки.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Административный истец заказал проектную документацию на 4-х этажный многоквартирный жилой дом, заключил соответствующий договор с ООО "МИГ", ИНН: №, адрес: 367000, г. Махачкала, <адрес>, этаж 4, который в последующем прошел экспертизу проектной документации и инженерных и геодезических изысканий.
Как следует из выписки ЕГРН и других материалов дела, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, основным видом разрешенного использования является «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от <дата> N 373-ФЗ, действовавшей в период спорных правоотношений, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с чч. 4 - 6 ст. 51 орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в настоящей статье документов.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 ГрК РФ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных ч. ч. 7 и 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии в ч. 3 ст. 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Признавая отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома не законным, суд установил,, что администрацией города, в частности МКУ «УАГИ и ЗО» ранее был выдан градостроительный план земельного участка, ранее выданные правоустанавливающие документы на указанный земельный участок не отменены и не признаны недействительными.
Таким образом, решение суда в части признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство малоэтажного жилого дома, судебная коллегия считает обоснованным, сделанным на правильном толковании норм градостроительного и земельного законодательства.
Вместе с тем, возложение на административного ответчика выдать разрешение на строительство, судебная коллегия признать законным не может.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Возлагая на ответчика обязанность выдать разрешение на строительство, суд нарушил принцип разделения полномочий судебной и исполнительной властей, был не уполномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из его исключительной компетенции, подменяя органы исполнительной власти.
Обратное явилось бы неправомерным вмешательством в деятельность административного ответчика, в связи с чем, требования административного истца в этой части является незаконным и судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении ей указанной муниципальной услуги.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, сделанными в соответствии с правильным применением норм законодательства и судебной практики.
Поэтому оснований для отмены решения в отказанной части судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, которые бы позволили сделать вывод о незаконности решения в части признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, они были проверены судом и обоснованно отвергнуты в этой части.
Поэтому судебная коллегия апелляционную жалобу удовлетворяет частично и изменяет решение суда в части возложения обязанности о выдаче разрешения на строительство.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение городского суда г. ФИО1 РД от <дата> изменить в части возложения обязанности на МКУ «УАиГ» администрации городского округа «город ФИО1» выдать ФИО2 разрешение на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома, со встроенными магазинами, на земельном участке, расположенном по адресу: РД, г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, площадью 1309 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером 05:47:010035:1190.
В этой части принять новое решение.
Обязать МКУ «УАиГ» Администрации городского округа «город ФИО1» повторно рассмотреть заявление ФИО2 о выдаче разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного жилого дома, со встроенными магазинами, на земельном участке, расположенном по адресу: РД, г. ФИО1, пер. Аллея Дружбы, <адрес>, площадью 1309 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с кадастровым номером 05:47:010035:1190.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через городской суд г. ФИО1 Республики Дагестан.
Председательствующий А-Н.К. Джарулаев
Судьи И.А. Гончаров
М.А. Магомедов
Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 26 апреля 2022 г.
.