Судья Иванова Н.В. Дело № 33а-327/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 28 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Попова Г.В.,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 октября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения, оформленного письмом от 29 июня 2018 года № 3/185204107912, об отказе в регистрации по месту жительства, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства по адресу дислокации Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике
Марий Эл.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее – МВД по Республике Марий Эл) о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства по адресу дислокации Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее – Управление Росгвардии по Республике
Марий Эл).
В обоснование указала, что с <дата> проходит военную службу по контракту в Управлении Росгвардии по Республике Марий Эл (на дату заключения контракта – Отдела Росгвардии по Республике Марий Эл) в должности бухгалтера учетно-расчетной группы финансово-экономического отделения. На представленный ею <дата> рапорт о регистрации по месту жительства по адресу дислокации Отдела Росгвардии по Республике Марий Эл (<...>) отделением материального обеспечения Отдела Росгвардии по Республике Марий Эл дан отрицательный ответ со ссылкой на информационное письмо Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл от 19 октября 2017 года № 35/9783. На обращение непосредственно в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл также получен отрицательный ответ от 29 июня 2018 года № 3/185204107912, мотивированный тем, что не представлено документальное подтверждение того, что Отдел Росгвардии по Республике Марий Эл подпадает под правовое определение воинской части.
Не соглашаясь с данным решением, ФИО1 указывает, что понятие «воинская часть» заключается в отождествлении с этим термином всего многообразия организаций, в которых военнослужащие проходят военную службу, и ссылается на положения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510, Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».
К участию в деле в качестве административного соответчика суд привлек начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл ФИО2
Судом постановлено вышеуказанное решение с учетом исправления описки определением от 16 января 2019 года.
В апелляционной жалобе ФИО1, указывая на наличие оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), для отмены решения суда, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований, приводит доводы о том, что суд при принятии решения не применил пункт 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, статью 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», сделал неправильный вывод о понятии «воинская часть».
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росгвардии по Республике Марий Эл приводит свою правовую позицию по административному делу, указывая, что положительных результатов по регистрации прибывших военнослужащих для дальнейшего прохождения службы по месту дислокации Управления Росгвардии по Республике
Марий Эл с Управлением по вопросам миграции МВД по Республике
Марий Эл не достигнуто.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный ответчик - начальник Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл ФИО2, данные о надлежащем извещении имеются, в связи с чем судебная коллегия с учетом мнения иных лиц, участвующих в деле, определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя Управления Росгвардии по Республике Марий Эл ФИО3, поддержавшего позицию, изложенную в письменном отзыве, объяснения представителя МВД по Республике
Марий Эл ФИО4, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, материалы по обращению
ФИО1 в отдел по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлена, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в должности бухгалтера учетно-расчетной группы финансово-экономического отделения Управления Росгвардии по Республике Марий Эл с <дата> (на дату заключения контракта – Отдела Росгвардии по Республике Марий Эл). Срок контракта – <...> года.
<дата> она снята с регистрационного учета по месту жительства в <...>.<дата>ФИО1 обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл с заявлением о постановке ее на регистрационный учет по месту жительства по адресу дислокации Отдела Росгвардии по Республике Марий Эл – г<...>.
Решением начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл, оформленным письмом от 29 июня 2018 года
№ 3/185204107912, в регистрации по месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее – Правила регистрации), ФИО1 отказано со ссылкой на то, что не представлено документальное подтверждение того, что Отдел Росгвардии по Республике Марий Эл подпадает под правовое определение воинской части (л.д. 9).
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Приказом Росгвардии от 25 июля 2016 года № 46, Правил регистрации.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, содержание выписки из ЕГРЮЛ в отношении Управления Росгвардии по Республике Марий Эл, суд пришел к верному выводу о том, что основания для регистрации ФИО1 по адресу дислокации Управления Росгвардии по Республике Марий Эл в соответствии с пунктом 23 Правил регистрации отсутствуют, поскольку Управление Росгвардии по Республике Марий Эл не является воинской частью.
Установив изложенное, суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
На основании положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона.
В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Правил регистрации военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Президент Российской Федерации Указом от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона, постановил образовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (пункт 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510).
Росгвардия для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, и обеспечения их деятельности создает: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения (органы) войск национальной гвардии); организации войск национальной гвардии.
Согласно статье 1 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В состав войск национальной гвардии входят:
1) органы управления;
2) объединения, соединения и воинские части;
3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения);
4) образовательные организации высшего образования и иные организации (статья 5 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
В Едином типовом уставе органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации определены признаки воинских частей войск национальной гвардии.
Из сведений ЕГРЮЛ (л.д. 60-61), исследованных судом первой инстанции, очевидно, что Управление Росгвардии по Республике Марий Эл не подпадает под признаки воинской части войск национальной гвардии, определенные в указанном Едином типовом уставе, а представляет собой территориальный орган Росгвардии, что свидетельствует о том, что на административного истца, проходящего военную службу по контракту в названном Управлении, не распространяется действие абзаца 3 пункта 23 Правил регистрации.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца, изложенную в административном иске, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий | Г.В. Попов |
Судьи | И.А. Медведева Э.И. Салихова |