Судья Куделина И.А. дело № 33а – 3316/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 октября 2019 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,
при секретаре Прозоровой Я.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску прокурора Смоленской области об оспаривании действий Следственного управления Следственного комитета России по Смоленской области, по ... апелляционной жалобе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, апелляционному представлению прокурора Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора Смоленской области Заболоцкой И.В., представителя прокурора Смоленской области Шерченкова Д.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражения представителя Следственного комитета России по Смоленской области, Следственного управления Следственного комитета России по Смоленской области ФИО1 против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным прекращения Следственным управлением Следственного комитета России по Смоленской области (далее - СУ СК России по Смоленской области) участия на территории Смоленской области в опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС) с 20.03.2019 г.; возложении на СУ СК России по Смоленской области обязанности приступить к дальнейшему проведению опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики, в том числе к формированию документов первичного учета пилотной зоны государственной автоматизированной системы правовой статистики, предусмотренных пунктом 3 приказа Генерального прокурора РФ от 18.01.2016 г. № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» с момента вступления решения суда в законную силу и восстановлению документов первичного учета с 20.03.2019 г. В обоснование указал, что названным приказом Генерального прокурора от 18.01.2016 г. № 18 определены объекты пилотной зоны участия в эксплуатации системы, в том числе, Смоленская область, а также утверждена Временная инструкция. С 2013 года в опытной эксплуатации ГАС ПС на территории Смоленской области принимают участие органы государственной власти, включая СУ СК России по Смоленской области. Основанием для прекращения административным ответчиком участия в опытной эксплуатации ГАС ПС явилось письмо заместителя Председателя СК РФ от 18.03.2019 г. о принятии Председателем СК РФ решения о сокращении количества следственных подразделений, участвующих в эксплуатации ГАС ПС, в том числе СУ СК по Смоленской области. Данное решение противоречит требованиям пункта 2 приказа Генерального прокурора РФ от 18.01.2016 г. № 18, а также требованиям ст. 51 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой приказы Генерального прокурора РФ по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти. Вынесенное в адрес административного ответчика представление об устранении нарушений не исполнено.
В судебном заседании представители прокурора Смоленской области Заболоцкая И.В., Шерченков Д.А. заявленные требования поддержали.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Заболоцкая И.В. полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Представитель СУ СК России по Смоленской области и СК РФ ФИО1 возражал против удовлетворения административного иска.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.07.2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Генеральная прокуратура РФ просит отменить решение суда и принять новое – об удовлетворении требований прокурора Смоленской области. Указывает, что, несмотря на то, что Приказ № 18, изданный во исполнение ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяет порядок ведения учета только в пилотной зоне, его положения имеют обязательную силу для всех государственных органов, в связи с чем вывод суда об обратном является несостоятельным. Также в ходе судебного разбирательства не представлено решения Председателя СК РФ о прекращении участия СУ СК России по Смоленской области в опытной эксплуатации ГАС ПС, которое суд признал обязательным для исполнения административным ответчиком. СУ СК России по Смоленской области, по существу, препятствует реализации установленных федеральным законом полномочий прокурора в сфере ведения правовой статистики, что недопустимо.
В апелляционном представлении Прокурор Смоленской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового – об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на необоснованность вывода суда о действии приказа Генерального прокурора № 18 только в пилотной зоне и его необязательности для всех органов государственной власти, отсутствие в материалах дела организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета России о прекращении участия СУ СК России по Смоленской области в опытной эксплуатации ГАС ПС и невозможность принятия в качестве такого документа письма заместителя Председателя СК РФ, а также на незаконность действий административного ответчика, препятствующего реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.
В целях совершенствования порядка учета сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы, а также апробации модернизированного специального программного обеспечения ГАС ПС на территории Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 18.01.2016 г. № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики».
Согласно п. 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.01.2016 г. № 18 в опытную эксплуатацию введено модернизированное специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики в пилотной зоне.
Пунктом 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.01.2016 г. № 18 - в качестве объектов пилотной зоны ГАС ПС определены, в том числе, прокуратура Смоленской области, территориальные органы федеральных государственных органов и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, дознание и предварительное следствие, поднадзорные указанной прокуратуре, а также судебные органы в Смоленской области.
В силу п. 8 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.01.2016г. № 18, на прокурора Смоленской области возложены обязанности по обеспечению надлежащего исполнения указанного приказа в подчиненной прокуратуре и осуществлению контроля за его реализацией в территориальных органах федеральных государственных органов и федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ (редакция от 27.12.2018 г.) "О Следственном комитете Российской Федерации" - Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Как следует из материалов дела, с 2013 года Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области принимало участие в проведении опытной эксплуатации ГАС ПС.
21.03.2019 г. в Прокуратуру Смоленской области поступило письмо от и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета России по Смоленской области от 20.03.2019 г. о прекращении участия в опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики со ссылкой на указание заместителя Председателя Следственного комитета РФ.
Как следует из письма заместителя Председателя Следственного комитета РФ от 18.03.2019 г., адресованного руководителям следственных управлений, в связи с принятием Председателем Следственного комитета РФ решения о сокращении количества следственных подразделений, участвующих в опытной эксплуатации ГАС ПС, соответствующие работы в следственных управлениях СК РФ по Республике Татарстан, Орловской, Смоленской и Тульской областям подлежат прекращению.
09.04.2019 г. Прокурором Смоленской области в адрес и.о. руководителя СУ СК России по Смоленской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере статистического учета преступлений, на которое последним 06.05.2019 г. дан ответ о том, что Следственное управление на является субъектом исполнения Приказа Генерального прокурора РФ от 18.01.2016 г. № 18, в соответствии с письмом заместителя Председателя Следственного комитета РФ от 18.03.2019 г. опытная эксплуатация ГАЗ ПС в следственном управлении прекращена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что приказ Генерального прокурора РФ №18 не отвечает признакам приказов, издаваемых во исполнение ст. 51 Закона «О прокуратуре РФ», поскольку не устанавливает единый порядок формирования и представления статистической отчетности для всех субъектов указанных правоотношений на территории РФ, а принят в целях опытной эксплуатации ГАС ПС в пилотной зоне, соответственно, его нельзя признать обязательным для органов государственной власти, в то время как указание председателя Следственного комитета РФ в любой форме, доведенное до подчиненных сотрудников, является обязательным для исполнения.
Однако данные выводы суда нельзя признать правильными.
Решение Председателя Следственного комитета РФ о сокращении количества следственных подразделений, которым суд обосновал правомерность действий административного ответчика, в материалы дела не представлено и судом фактически не исследовалось, при этом ссылки на данное решение в письмах должностных лиц не могут являться доказательствами законности оспариваемых действий.
Более того, вывод суда о том, что приказ Генерального прокурора РФ № 18 не отвечает признакам приказов, издаваемых во исполнение ст. 51 Закона «О прокуратуре РФ», основан на неправильном толковании норм материального права.
Статья 51 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет Генеральную прокуратуру РФ исключительной компетенцией вести государственный статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры; в данной статье также указано, что приказы Генерального прокурора РФ по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.
Регламентация порядка формирования государственных отчетов посредством издания Генеральным прокурором РФ властных предписаний является одной из форм реализации этой функции.
При этом федеральное законодательство не ставит общеобязательный статус актов указанного должностного лица в зависимость от каких-либо обстоятельств. Несмотря на то, что Приказ № 18 определяет порядок ведения названного учета в пилотной зоне, его положения имеют такую же обязательную силу для государственных органов, как и иные акты Генерального прокурора РФ в указанной сфере.
Данный нормативный акт издан во исполнение ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре РФ», незаконным либо недействующим не признан, таким образом, действия административного ответчика, выразившиеся в прекращении исполнения приказа об участии в опытной эксплуатации ГАС ПС с 20.03.2019 г., нельзя признать законными, а решение суда - правильным, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных Прокурором Смоленской области требований.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 июля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным прекращение Следственным управлением Следственного комитета России по Смоленской области участия на территории Смоленской области в опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики с 20 марта 2019 года;
возложить на Следственное управление Следственного комитета России по Смоленской области обязанность приступить к дальнейшему проведению опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики, в том числе к формированию документов первичного учета пилотной зоны государственной автоматизированной системы правовой статистики, предусмотренных пунктом 3 приказа Генерального прокурора РФ от 18.01.2016 г. № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» с момента вступления решения суда в законную силу и восстановить документы первичного учета с 20 марта 2019 года.
Председательствующий:
Судьи: