Судья Хабисламова Т.Э. Дело № 33а-3324/2018
Докладчик Качура И.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 декабря 2018 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего | Крылова Н.А., |
судей | Качура И.О., Неволиной Е.В., |
при секретаре | Новоселовой Ю.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваленко В.Н. к Отделению по Холмскому городскому округу государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Холмскому городскому округу, государственному бюджетному учреждению Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконными действий должностного лица в части неистребования письменного отказа в регистрации Коваленко В.Н. по месту пребывания; признании незаконным отказа в приеме заявления от Коваленко В.Н. о регистрации по месту пребывания от 02 июня 2018 года; возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав
по апелляционной жалобе Коваленко В.Н. и его представителя Коваленко А.В. на решение Холмского городского суда от 17 октября 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения представителя государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Епифанову Е.Ю., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
20 июля 2018 года Коваленко В.Н. обратился в суд с данным иском, в обоснование требований указал, что 02 июня 2018 года его представитель Коваленко А.В. в установленном законом порядке через портал госуслуг подала документы о его регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>. По истечении восьми дней представителю административного истца предоставлено письмо Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Холмскому городскому округу (далее – ОМВД России по Холмскому городскому округу), адресованное начальнику Отделения по Холмскому городскому округу государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Отделение по Холмскому городскому округу ГБУСО «МФЦ») Шаховой О.В., в котором говорилось об отсутствии у указанного руководителя права на принятие документов на регистрацию лица по месту пребывания, ввиду непредоставления предусмотренных административным регламентом документов. В связи с отсутствием работы в Сахалинской области, административный истец работает в <адрес> и приезд в <адрес> является для него затруднительным. Являясь собственником вышеуказанного жилого помещения полномочия по регистрации по месту пребывания в квартире переданы представителю Коваленко В.Н. Просит суд признать незаконным действия руководителя Отделения по Холмскому городскому округу ГБУСО «МФЦ» Шаховой О.В. в части неистребования из Холмского отделения по вопросам миграции письменного отказа Коваленко В.Н. по месту пребывания, а также незаконного изъятия из возвращенного дела № нотариальной заверенной копии заявления Коваленко В.Н. и доверенности от 26 апреля 2018 года; возложить обязанность на Шахову О.В. принять от представителя Коваленко А.В. документы для регистрации по месту пребывания Коваленко В.Н.; признать незаконным отказ в приеме заявления от Коваленко В.Н. о регистрации по месту пребывания от 02 июня 2018 года Холмским отделением по вопросам миграции ОМВД России; возложить обязанность на начальника отделения по вопросам миграции Житник Л.В. принять для рассмотрения заявление Коваленко В.Н. о регистрации по месту пребывания и зарегистрировать Коваленко В.Н. по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГБУСО «МФЦ» и Управление по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области.
В судебном заседании представитель Отделения по Холмскому округу ГБУСО «МФЦ» Епифанова Е.Ю. в удовлетворении административного иска просила отказать. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его рассмотрения уведомлены.
Судом вынесено приведенное решение, которое Коваленко В.Н. и его представитель Коваленко А.В. просят отменить, ссылаясь на отсутствие законодательно закрепленной обязанности гражданина по личной явке в регистрирующие органы для оформления регистрации по месту пребывания. Настаивают на возможности использования предусмотренного гражданским законодательством института представительства, которое в рассматриваемом случае оформлено в нотариально удостоверенной доверенности. Считают, что в нарушение административного регламента, административным истцом и его представителем не получен письменный отказ в регистрации Коваленко В.Н. по месту пребывания.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02 июня 2018 года представитель Коваленко В.Н. – Коваленко А.В., действующая на основании доверенности, представила в Отделение по Холмскому городскому округу ГБУСО «МФЦ» заявление о регистрации Коваленко В.Н. по месту пребывания по форме № 1, с приложением документов: нотариально удостоверенного заявления и доверенности, карточки регистрации, поквартирной карточки, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, листок статистического учета прибытия, копии паспорта Коваленко В.Н.
На основании сформированного реестра от 04 июня 2018 года указанный пакет документов, с целью регистрации гражданина по месту пребывания, передан в Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Холмскому городскому округу.
Согласно реестра по передаче документов из Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Холмскому городскому округу от 06 июня 2018 года в предоставлении государственной услуги отказано.
Из содержания письма руководителя миграционного органа в адрес начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Холмскому городскому округу от 07 июня 2018 года следует, что государственный регистрационный учет гражданина Коваленко В.Н. не осуществлен, поскольку заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником жилого помещения (в данном случае один и тот же гражданин).
Из части 1 статьи 218 и пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует необходимость удовлетворения заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установлено нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 Конституции Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
В силу пункта 9 Правил граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 года № 984 Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 2 Административного регламента определено, что заявителями являются граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста; один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации - в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).
На основании пункта 40 Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что свобода передвижения и право на выбор места жительства и места пребывания относятся к неотчуждаемым правам человека, в силу чего они не могут быть переданы по доверенности третьим лицам. Кроме того, реализация данного права предусматривает обращение заявителя в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации и направление их в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 553 «О порядке оформления и предоставления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также имеющиеся доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению административного иска.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна. Реализация свободы передвижения и права на выбор места жительства предполагают обязанность гражданина обратиться в регистрационные органы с заявлением о постановке на учет по месту пребывания, которая должна быть исполнена гражданином лично. По указанным основаниям требования регистрационного органа о необходимости личного обращения Коваленко В.Н. с заявлением о регистрации по месту пребывания являются правомерными.
Неполучение письменного отказа в регистрации Коваленко В.Н. по месту пребывания непосредственно административным истцом и его представителем, не влекут безусловную отмену принятого по делу решения, поскольку мотивы его доведены до сведения указанных лиц, реализовавших в установленном законом порядке право на его обжалование.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и подробно отражены в оспариваемом решении.
Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Холмского городского суда от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коваленко В.Н. и Коваленко А.В., - без удовлетворения.
Председательствующий Крылов Н.А.
Судьи Качура И.О.
Неволина Е.В.