ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3325/19 от 12.09.2019 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья: Андрианова Ю.А. дело № 33а-3325/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2019 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.,

судей Овчаренко А.Н., Репиной Е.В.,

при секретаре Будановой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 11 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Пензы о признании незаконным распоряжения администрации г. Пензы от 19 октября 2018 года № 212 р «О внесении изменений в распоряжение администрации города Пензы от 13 сентября 2013 года № 260/2р «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в отношении домов <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение администрации г. Пензы от 19 октября 2018 года № 212 р «О внесении изменений в распоряжение администрации города Пензы от 13 сентября 2013 года № 260/2р «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения жильцов домов <данные изъяты>»,

заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н., объяснения представителя прокуратуры Первомайского района г. Пензы - Ермаковой И.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, просившей решение суда оставить без изменения,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Первомайского района г. Пензы обратился в Первомайский районный суд г. Пензы с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Пензы о признании незаконным распоряжения администрации г. Пензы от 19 октября 2018 года № 212р «О внесении изменений в распоряжение администрации г. Пензы от 13 сентября 2013 года № 260/2р «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в отношении домов <данные изъяты>, указав, что заключениями межведомственной комиссии от 27 февраля 2012 года №№ 161, 162, от 04 октября 2012 года № 176, от 13 декабря 2012 года № 181 вышеуказанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу. Распоряжением администрации г. Пензы от 13 сентября 2013 года № 260/2р установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в указанных домах до 31 декабря 2018 года, а также срок сноса домов - до 20 марта 2019 года. Распоряжением администрации г. Пензы от 19 октября 2018 года № 212р в указанное распоряжение от 13 сентября 2013 года № 260/2р внесены изменения, в соответствии с которыми срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений был увеличен до 31 декабря 2019 года, срок сноса домов до 20 марта 2020 года. Увеличение сроков отселения и сноса зданий не отвечает требованиям разумности, не соответствует реальному техническому состоянию домов и не обеспечивает безопасность для жизни и здоровья граждан, поскольку состояние домов, ранее признанных аварийными, является неудовлетворительным, что зафиксировано в ходе осмотра, проведенного 05 декабря 2018 года прокуратурой с привлечением главного специалиста-эксперта отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Госжилстройтехинспекции Пензенской области.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 21 февраля 2019 года данное административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Пензы.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение от 11 апреля 2019 года об удовлетворении административного иска прокурора.

В апелляционной жалобе администрация г. Пензы просила отменить данное решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на те обстоятельства, что действующим законодательством не определены сроки отселения граждан в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Продление данного срока, установленного органом местного самоуправления, не противоречит требованиям пункта 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, и не нарушает права собственников и нанимателей помещений, расположенных в спорных многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, которые в целях обеспечения жилищных прав граждан включены в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 года № 187-пП, и муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением администрации г. Пензы от 29 марта 2019 года № 561. Кроме того, по мнению административного ответчика, суд дал неверную оценку имеющимся в деле доказательствам, поскольку представленный прокурором акт визуального обследования о состоянии спорных многоквартирных домов, не является заключением специализированной организации, имеющей лицензию на проведение данного вида исследования, и не может быть признан документом, подтверждающим наличие угрозы обрушения строительных конструкций.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом требований прокурора является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых предъявлено административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и было установлено судом, заключениями межведомственной комиссии от 27 февраля 2012 года №№ 161, 162, от 04 октября 2012 года № 176, от 13 декабря 2012 года № 181 многоквартирные дома <данные изъяты> признаны аварийными и подлежащими сносу.

Распоряжением администрации г. Пензы от 13 сентября 2013 года № 260/2р установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в указанных домах до 31 декабря 2018 года, срок сноса домов – до 20 марта 2019 года.

Распоряжением администрации г. Пензы от 19 октября 2018 года № 212р в указанное распоряжение от 13 сентября 2013 года № 260/2р внесены изменения, в соответствии с которыми срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений продлен до 31 декабря 2019 года, срок сноса домов - до 20 марта 2020 года.

Также установлено, что вышеуказанные многоквартирные дома включены в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 года № 187-пП, и муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением администрации г. Пензы от 29 марта 2019 года № 561, с планируемыми датами окончания переселения домов <данные изъяты> – 31 декабря 2021 года, <данные изъяты> – 31 декабря 2022 года.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что продление сроков отселения и сноса многоквартирных домов оспариваемым распоряжением не может быть признано обоснованным и нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с наличием угрозы обрушения домов, находящихся в аварийном состоянии, и, как следствие, опасности для жизни и здоровья людей.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым публичным правоотношениям.

Так, пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления отнесены учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение) органы местного самоуправления наделены полномочиями по изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из положений части 10 статьи 32 ЖК РФ и пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установленный органом местного самоуправления срок для собственников помещений о сносе или реконструкции дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, должен отвечать требованиям разумности.

В силу требований пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» при определении срока переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, должно учитываться, что в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2009 года №1368-О-О выражена правовая позиция о необходимости незамедлительного расселения граждан при наличии аварийного состояния здания либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм распоряжение органа местного самоуправления об установлении сроков отселения граждан и сноса аварийных домов не может носить произвольный характер, должно предусматривать разумные временные пределы для выполнения указанных действий, а также учитывать техническое состояние домов, степень опасности обрушения их строительных конструкций и возникновения вреда жизни и здоровью людей.

Между тем, данные требования не были соблюдены администрацией г. Пензы при издании оспариваемого распоряжения от 19 октября 2018 года № 212р.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, в частности, заключений ООО «Вектор УГиА» от 25 января 2011 года № 245тз-2011, от 23 августа 2011 года № 174тз-11, от 09 апреля 2012 года № 111тз-2012, от 02 августа 2012 года № 303тз-2012, акта визуального обследования спорных домов от 05 декабря 2018 года, пояснений главного специалиста–эксперта по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Госжилстройтехинспекции Пензенской области Потехина С.А., многоквартирные дома <данные изъяты> в г. Пензе находятся в аварийном техническом состоянии, имеют значительные деформации, повреждения фундаментов, стен и несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, дальнейшая эксплуатация жилых домов опасна для жизни и здоровья граждан.

Вопреки бремени доказывания, установленному частью 2 статьи 62, частью 11 статьи 226 КАС РФ, администрацией г. Пензы не представлены доказательства в обоснование необходимости продления оспариваемым распоряжением ранее установленных сроков отселения граждан и сноса спорных аварийных домов, продолжительность которых согласно распоряжению органа местного самоуправления от 13 февраля 2013 года №260/2р превышала 5-летний период и являлась достаточной для завершения указанных мероприятий.

То обстоятельство, что многоквартирные дома <данные изъяты> включены в региональную адресную программу и муниципальную программу, которыми установлены более продолжительные сроки отселения граждан, не свидетельствует о законности оспариваемого распоряжения администрации г. Пензы. Как верно указал суд, сроки, установленные вышеуказанными программами, являются планируемыми сроками, и не освобождают орган местного самоуправления при принятии им распоряжения, предусмотренного пунктом 49 Положения, от обязанности по определению разумных сроков расселения граждан и сноса аварийных домов с учетом конкретных обстоятельств, в том числе технического состояния домов и степени угрозы возникновения вреда.

С учетом вышеизложенного суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска прокурора.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на их переоценку, и не содержат предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене решения.

Оставляя решение суда без изменения, судебная коллегия считает необходимым уточнить его резолютивную часть указанием на признание распоряжения администрации г. Пензы от 19 октября 2018 года № 212 р незаконным в части установления срока отселения собственников и нанимателей жилых помещений и срока сноса в отношении спорных многоквартирных домов, поскольку данные требования прокурора получили правовую оценку со стороны районного суда, признаны обоснованными и удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, уточнить его резолютивную часть, изложив абзац второй в следующей редакции: «Признать незаконным распоряжение администрации г. Пензы от 19 октября 2018 года № 212 р «О внесении изменений в распоряжение администрации города Пензы от 13 сентября 2013 года № 260/2р «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения собственников и нанимателей жилых помещений и срока сноса в отношении многоквартирных домов <данные изъяты>».

Апелляционную жалобу администрации г. Пензы оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: