ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-33414/20 от 16.12.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Балашова А.А. Дело № 33а-33414/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Хлопушиной Н.П..,

судей Курлаевой И.В., Соколовой Н.М.,

при помощнике судьи Жуковой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Раменского городского суда Московской области от 01 октября 2020 года по делу по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Министерства юстиции РФ по Московской области, Управлению ФНС России по Московской области о признании незаконным решения об отказе в принятии решения о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, признании незаконным бездействия, обязании исполнить решение суда.

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

объяснения представителя ФИО1 – ФИО3, представителя УФНС России по Московской области – ФИО4,

установила:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Московской области от 14.08.2020 года об отказе в принятии решения о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в соответствии с решениями Раменского городского суда Московской области от 24 июля 2019 года и от 19 февраля 2020 года, признании незаконным бездействия УФНС России по Московской области, выразившееся в неисполнении решений Раменского городского суда Московской области от 24 июля 2019 года и от 19 февраля 2020 года, об обязании Управления Министерства юстиции РФ по Московской области и УФНС России по Московской области исполнить вступившие в законную силу решения Раменского городского суда Московской области от 24 июля 2019 года и от 19 февраля 2020 года, а именно: зарегистрировать изменения в сведения ЕГРЮЛ об Ассоциации «Административно-хозяйственное управление дачного поселка Садко» (далее – Ассоциация) путем исключения записей из ЕГРЮЛ об АХУ ДП «Садко» (ГРН 2195000045447 от 05.03.2019г. и ГРН 2195000111513 от 12.11.2019г.).

Требования мотивировала тем, что решением Раменского городского суда от 24 июля 2019 года признано недействительным решение общего собрания членов Ассоциации от 05 января 2019 года в части досрочного освобождения ФИО5 от должности генерального директора, об избрании на должность генерального директора ФИО6, о регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в Устав Ассоциации. Данный судебный акт содержит обязательное для регистрирующего органа указание для исполнения, а именно, что данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений об Ассоциации в ЕГРЮЛ. 19 февраля 2020 года Раменским городским судом вынесено решение о признании ничтожным протокола общего собрания членов Ассоциации от 06 апреля 2019 года об избрании ФИО7 генеральным директором Ассоциации, дополнительно суд указал, что данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Вышеуказанные судебные акты в установленном законе порядке 24 июля 2020 года были направлены заинтересованными лицами в Министерство юстиции Московской области и 13 августа 2020 года в УФНС России по Московской области с целью надлежащего исполнения указанных судебных решений. 12 августа 2020 года представитель Управления Минюста РФ по Московской области пояснила, что по решению от 19 февраля 2020 года по ФИО7 они вынесли соответствующее распоряжение, а в решении суда от 24 июля 2019 года по ФИО6 указано, что данное решение должны исполнить налоговые органы, а не Минюст РФ (внесение изменений в ЕГРЮЛ), поэтому решение от 24.07.2019 года необходимо сдать на регистрацию в налоговые органы. Между тем, согласно уведомления об отказе в государственной регистрации изменений от 14.08.2020 года, регистрирующий орган исполнительной власти в лице управления Министерства юстиции Московской области отказал в регистрации изменений на основании вышеуказанных судебных актов. УФНС России по Московской области, отказ в регистрации мотивировало тем, что Раменским городским судом 07 июля 2020 года в качестве мер по обеспечению иска в рамках поданного ФИО2 искового заявления в рамках гражданского дела был наложен запрет на регистрационные действия. По утверждению административного истца оспариваемые решение и бездействие, нарушают ее права и охраняемые законом интересы.

Решением Раменского городского суда Московской области от 01 октября 2020 года административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что решением Раменского городского суда Московской области от 24 июля 2019 года признано недействительным решение общего собрания членов Ассоциации от 05.01.2019 года в части досрочного освобождения ФИО5 от должности генерального директора, об избрании на должность генерального директора ФИО6, о регистрации изменений, не связанных с внесением в Устав Ассоциации, о возложении обязанностей по регистрации изменений, не связанных с внесением в Устав Ассоциации. В удовлетворении требований о признании других решений общего собрания членов Ассоциации, принятых 05.01.2019 года, отказано. Также признано недействительным решение УФНС России по Московской области о государственной регистрации изменений в сведения об Ассоциации содержащиеся в ЕГРЮЛ за ГРН 219000045447 от 05.03.2019 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09 декабря 2019 года решение Раменского городского суда Московской области от 24 июля 2019 года в части признания недействительным решения УФНС по Московской области о государственной регистрации изменений в сведения об Ассоциации, содержащиеся в ЕГРЮЛ за ГРН 2195000045447 от 05.03.2019 года отменено. В указанной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении иска к УФНС России по Московской области отказано. Резолютивная часть решения суда дополнена указанием на то, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРЮЛ об Ассоциации. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Решением Раменского городского суда Московской области от 19 февраля 2020 года исковые требования ФИО6, ФИО8, ФИО9 к Ассоциации, УФНС России по Московской области, Министерству юстиции РФ по Московской области о признании ничтожным решения общего собрания Некоммерческого партнерства «Административно-Хозяйственное Управление дачного поселка «Садко» от 06.04.2019 года, обязании Министерства юстиции РФ по Московской области и УФНС России по Московской области внести изменения в ЕГРЮЛ путем аннулирования и восстановления записи о генеральном директоре – удовлетворены частично. Признано ничтожным решение общего собрания членов Ассоциации от 06.04.2019 года в части досрочного освобождения ФИО6 от должности генерального директора Ассоциации, об избрании на должность генерального директора Ассоциации ФИО7 В резолютивной части решения указано на то, что оно является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРЮЛ об Ассоциации. В удовлетворении остальных исковых требований – отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 июня 2020 года решение Раменского городского суда Московской области от 19 февраля 2020 года оставлено без изменения.

13.08.2020 годаФИО2 обратилась в УФНС России по Московской области с заявлением об исполнении вступившего в законную силу решения суда от 24 июля 2019 года, а именно о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об Ассоциации путем исключения ничтожных записей из ЕГРЮЛ об Ассоциации (ГРН 2195000045447 от 05.03.2019г. и ГРН 2195000111513 от 12.11.2019г.), связанных с досрочным прекращением обязанностей генерального директора ФИО5, восстановлении сведений в ЕГРЮЛ о генеральном директоре ФИО5 Однако, до настоящего времени решение суда от 24 июля 2019 года не исполнено.

Решением Управления Министерства юстиции РФ по Московской области от 14.08.2020 года отказано во внесении изменений в ЕГРЮЛ со ссылкой на несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п. 36 Административного регламента по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 года № 455. Представленные на государственную регистрацию судебные акты не содержат требований к Управлению Министерства юстиции РФ по Московской области.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В отношении некоммерческих организаций такой порядок установлен Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

В соответствии с п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – Административный регламент), пунктом 1 которого предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации и осуществляет функции по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее -Административный регламент, государственная услуга) устанавливает стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Согласно п. 20 Административного регламента конечными результатами предоставления государственной услуги являются: государственная регистрация некоммерческой организации (принятие решения о государственной регистрации; направление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документов в соответствующий регистрирующий орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц; получение документов из регистрирующего органа; внесение сведений о некоммерческой организации в ведомственный реестр; формирование и выдача документов заявителю).

В силу п. 3 ст. 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с пунктом 1 которого служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций.

Согласно ст. 8, ч.3 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» срок для соответствующей регистрации составляет не более пяти дней.

Между тем, в силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, исходил из того, что на момент обращения с настоящим административным исковым заявлением, решения Раменского городского суда Московской области административными ответчиками исполнены не были, при этом оснований для отказа в исполнении вступивших в законную силу решений суда у административных ответчиков также отсутствовали.

Учитывая, что административными ответчиками: Управлением Минюста РФ по Московской области и УФНС России по Московской области решение суда первой инстанции не обжалуется, напротив административными ответчика решение суда исполнено в части возложенной на них обязанности, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Довод апелляционной жалобы о том, что права административного истца оспариваемым решением и бездействием не нарушены, подлежат отклонению.

Как следует из материалов дела административный истец обращалась с заявлением об исполнении судебного акта к одному из ответчиков – УФНС России по Московской области. Однако, решение Раменского городского суда от 24.09.2019 года было исполнено административными ответчиками лишь в рамках исполнения решения по административному иску ФИО2

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение Раменского городского суда от 24.09.2019 года, равно как и решение суда от 19.02.2020 года подлежало исполнению административными ответчиками, в силу прямого указания в решениях на то, что они являются основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРЮЛ.

Иныедоводы апелляционной жалобы фактически сводятся к не согласию с вступившим в законную силу решением Раменского городского суда от 24.07.2019 года, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, как необоснованные.

Каких-либо нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не выявлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Раменского городского суда Московской области от 01 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи