Судья Сутягина С.А. Дело № 33а-335/2016
Апелляционное определение
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей: Бурова А.И., Сентяковой Н.Н.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием представителя административного истца К.Р.Я.- М.Д.В., представителя административного ответчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска- П.Д.В., представителя ОАО «Энергосбыт Плюс» К.Н.А., представителя ПАО «Т Плюс» С.О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 1 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя административного истца К.Р.Я.- Ш.Р.Р. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 13 октября 2015 года, которым в удовлетворении административного искового заявления К.Р.Я. об оспаривании действий Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска выразившихся в отказе в выдаче предписания ОАО «Волжская ТГК» за нарушение прав потребителей, за неправильное применение тарифов на ЖКУ и не возложении обязанности на ОАО «Волжская ТГК» произвести перерасчет платы за отопление с января 2015 года по март 2015 года, а также по отказу в выдаче предписания ОАО «Энергосбыт Плюс» за нарушение прав потребителей по неверному начислению платы за электроэнергию, отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Бурова А.И., судебная коллегия
установила:
К.Р.Я. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выдаче предписания ОАО «Волжская ТГК» за нарушение прав потребителей, за неправильное применение тарифов на ЖКУ и не возложении обязанности на ОАО «Волжская ТГК» произвести перерасчет платы за отопление с января 2015 года по март 2015 года, а также по отказу в выдаче предписания ОАО «Энергосбыт Плюс» за нарушение прав потребителей по неверному начислению платы за электроэнергию. Заявление мотивировано тем, что 28 апреля 2015 года истец, являясь собственником жилого помещения по адресу: г. Ижевск, <адрес>, обратилась в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска с заявлением о привлечении к ответственности ОАО «Волжская ТГК» за нарушение прав потребителей, обязании произвести перерасчёт размера платы за отопление. Начальник Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска Ч.С.Р., рассмотрев данные заявления, проведя проверку, направил письменный ответ № 1544/01-17-06 от 08.06.2015 года, в котором указано, что ОАО «Волжская ТГК» выполнило расчёт за сентябрь – декабрь 2014 г. и январь - март 2015 г. за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. ОАО «Энергосбыт Плюс» выполнило расчет в счетах-извещениях за январь-март 2015 года за коммунальную услугу по потребленной электроэнергии по квартире № в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. При расчете платы за отопление, электроэнергию нарушений не выявлено.
Административный истец с указанными выводами не согласен, считает их необоснованными и незаконными по следующим основаниям.
ОАО «Энергосбыт Плюс» производит начисления за индивидуальное потребление электроэнергии с января 2015 года по март 2015 года, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления. Согласно пп. «а» и «б» п.59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, расчет электроэнергии должен производиться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения, т.е. не более 3 месяцев подряд. Согласно Акту осмотра от 12 мая 2014 года прибор учета СО-5У электроэнергии на момент осмотра не являлся коммерческим в связи с истечением срока межпроверочного интервала. Согласно акту допуска подключения приборов учета электроэнергии от 23 июня 2014 года прибор учета СО-5У подлежит замене в связи с истечением срока эксплуатации. Расчет размера платы за период с января по февраль 2015 года должен производиться исходя из установленного норматива в соответствии с Правилами №354. С марта 2015 года введен в эксплуатацию новый узел учета электроэнергии. В соответствии с постановлением РЭК УР от 12 декабря 2014 года №27/2 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по УР на 2015 год» тариф на электроэнергию составляет 2,99 руб/кВт.ч. Исходя из показаний прибора учета электроэнергии, потребление за март 2015 года составило: 205 кВт.ч. – 166 кВт.ч. =39кВт.ч Х 2,99 руб.= 116,61 руб. Размер потребления электроэнергии на общедомовые нужды жилого помещения по адресу: г.Ижевск, <адрес> согласно Правилам №354 составил: 4 828 кВт.ч. х 65,6 кв.м. / 5 683,2 кв.м. = 55, 73 кВт.ч х 2,99 = 166,63 руб. Произведенный размер платы за электроэнергию подлежит перерасчету на сумму: 397,31-166,63 = 230,38 руб.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Ижевск, <адрес>, оборудован общедомовым узлом учёта тепловой энергии. Узел учёта определяет количество тепловой энергии, израсходованной для нужд отопления и потребления домом горячей воды. Общая площадь указанного дома составляет 5 683, 2 кв.м. Степень благоустройства указанного многоквартирного дома включает в себя, в том числе: горячее водоснабжение, отопление. В соответствии с п.п. б п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила № 307) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При наличии общедомового прибора учета, расчет размера платы за отопление в 2015 году должен исчисляться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за истекший 2014 год. В части расчета размера платы за отопление, постановлением Правительства УР № 397 от 10.09.2012 г. «Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» принято решение о выполнении расчета размера платы за отопление в 2012-2014 годах в соответствии с Правилами № 307 от 23.05.2006 г. С августа 2014 года начисление и сбор денежных средств за отопление осуществляет ООО «Удмуртские коммунальные системы», с января 2015 года - ОАО «Волжская ТГК». В направленных счет-квитанциях содержатся незаконные и необоснованные начисления на оплату услуги отопления. Из показаний узла учёта тепловой энергии объём потребления тепловой энергии в 2014 г. составил 802,434 Гкал; среднемесячный объём потребления тепловой энергии в 2014 году:
803,41 Гкал. /12 месяцев = 66,95 Гкал.
66,95Ткал, / 5 683 Х 2-кв.м. = 0,0118 Гкал, на 1 кв.м, в месяц.
Полагает, расчет размера платы за отопление в 2015 году должен исчисляться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в размере 0,0118 Гкал./кв.м. С января 2015 г. расчёт за услугу отопление произведен по нормативу 0,021 Гкал., с февраля 2015 г. - по нормативу 0,0145 Гкал. ОАО «Волжская ТГК» производит необоснованно завышенные начисления в 2015 году, порядок расчёта размера платы ОАО «Волжская ТГК» за отопление К.Р.Я. за период с января 2015 года является незаконным и подлежит перерасчёту. Частичное отсутствие показаний прибора учёта, либо выход из строя прибора учёта не отменяют обязанности исполнителя коммунальной услуги по отоплению производить расчёт начислений за отопление исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии за предыдущий год.
В соответствии с учредительными документами Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ижевска осуществляет отдельные полномочия по государственному жилищному надзору и вправе применять меры административной ответственности.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Ш.Р.Р. просит отменить решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Настаивает на том, что административный ответчик бездействует, несмотря на неправильное начисление ей платы за электроэнергию и тепло.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца М.Д.В. доводы жалобы поддержала. Пояснить какие-именно процессуальные требования нарушены – не смогла.
Представитель административного ответчика П.Д.В. с жалобой не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении.
Представители заинтересованных лиц ПАО «Т Плюс» С.О.С. и ОАО «Энергосбыт Плюс» К.Н.А. настаивали на законности решения суда первой инстанции.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы и законность и обоснованность, принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ - Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, К.Р.Я. является собственником <адрес> города Ижевска.
28 апреля 2015 года истец, являясь собственником жилого помещения по адресу: г. Ижевск, <адрес>, обратилась в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска с заявлением о привлечении к ответственности ОАО «Волжская ТГК» за нарушение прав потребителей, обязании произвести перерасчёт размера платы за отопление, а ОАО «Энергосбыт Т Плюс» за нарушение прав потребителей в связи с неверным начислением платы за электроэнергию.
Начальник Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска Ч.С.Р., рассмотрев данные заявления, проведя проверку, направил письменный ответ № 1544/01-17-06 от 08.06.2015 года, в котором указано, что ОАО «Волжская ТГК» выполнило расчёт за сентябрь – декабрь 2014 г. и январь - март 2015 г. за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. ОАО «Энергосбыт Плюс» выполнило расчет в счетах-извещениях за январь-март 2015 года за коммунальную услугу по потребленной электроэнергии по квартире № в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. При расчете платы за отопление, электроэнергию нарушений не выявлено.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска учреждено Решением Городской думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 314 и является отраслевым органом - структурным подразделением администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска утв. Решением Городской думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 314:
- Управление наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет печать с изображением герба города Ижевска и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим лицом в судах.
- Осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору согласно Закону Удмуртской Республики от 30 июня 2014 года N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Закон УР от 30.06.2014 N 40-РЗ (ред. от 13.04.2015) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" наделяет муниципальное образование «Город Ижевск» полномочиями по государственному жилищному надзору в том числе по:
- организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" - письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Соответственно, письменное обращение К.Р.Я. рассмотрено органом местного самоуправления в пределах компетенции, и в установленный законом срок, о чем заявителю дан письменный ответ.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска провело документальную проверку деятельности юридического лица по вопросу начисления и взимания платы за коммунальные услуги.
Акт внеплановой документальной проверки К.Р.Я. не оспорен.
В заявлении К.Р.Я. просит признать незаконным не выдачу Управлением ЖКХ администрации города Ижевска предписания ОАО «Волжская ТГК» и ОАО «Энергосбыт Т Плюс» за нарушения прав потребителей и возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление и электроэнергию, соответственно.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичные положения содержаться в ст. 20 ЖК РФ.
Однако из акта проверки следует, что нарушений законодательства выявлено не было, соответственно отсутствовали основания для вынесения органом государственного контроля предписания по устранению нарушений законодательства.
Требования К.Р.Я. сводятся к тому, что плата за потребление ею коммунальных услуг – отопление и электроэнергию начислена в повышенном размере.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что административным истцом не доказано нарушение его прав, свобод и законных интересов в результате оспариваемых им действий (бездействий) административного ответчика. Вопросы привлечения к административной ответственности иных лиц не могут затрагивать права К.Р.Я. Спор о размере коммунальных платежей может быть разрешен в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, изложенную с заявлении, не содержат оснований (фактических или правовых), ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции.
Доводы направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, для которой коллегия оснований не находит.
Однако судебная коллегия не находит оснований для дачи иной оценки обстоятельств дела, и соглашается с той, которая дана судом первой инстанции.
Несмотря на то, что в качестве оснований к отмене решения суда первой инстанции апеллянтом заявляется и нарушение процессуальных нарушений, конкретные нарушения процессуального Закона в апелляционнолй жалобе не называются. Представитель административного истца в ходе апелляционного рассмотрения их также не назвал. Не усматривает таких нарушений и судебная коллегия.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 13 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу представителя административного истца без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Кричкер
судьи А.И. Буров
Н.Н. Сентякова